Конспект урока на тему «Гидролиз солей»
Новикова Ирина Петровна
Учитель химии
МОУ Совхозная сош
Тамбовский район
Тема урока: «Гидролиз солей»
Тип урока: Изучение нового материала
<Вид ><урока: ><Проблемно-исследовательский.>
<Цель ><урока: ><Сформировать ><у ><учащихся ><понятие ><>гидролиза< ><солей.>
<Задачи ><урока:>
<Развивать ><у ><школьников ><умение ><пользоваться ><опорными ><знаниями, ><закрепить ><умения ><и ><навыки ><химического ><эксперимента, ><умение ><работать ><с >таблицами<, ><справочными ><материалами.>
<Развивать ><мышление, ><умение ><делать ><логические ><выводы ><из ><наблюдений ><по ><опыту. ><Научить ><>составлять< ><ионное ><уравнение ><реакции ><гидролиза ><солей ><по ><первой ><стадии.>
<Сформировать ><понимание ><практического ><>значения< ><гидролиза ><в ><природе ><и ><жизни ><человека.>
<Оборудование:>
<Реактивы: ><растворы ><солей: ><хлорид ><алюминия, ><карбонат ><натрия, ><хлорид ><натрия, ><индикаторы ><— ><лакмус, ><фенолфталеин.>
<Таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов. >Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.
<План ><урока>
<1. ><Повторение ><опорных ><знаний.>
<Электролиты ><и ><неэлектролиты.>
<Понятие ><степени ><электролитической ><>диссоциации<.>
<Таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов.>
<Работа ><индикаторов ><в ><различных ><средах.>
2. <Подготовка ><таблицы ><для ><заполнения ><результатов ><опыта.>
3. <Эксперимент ><(изменение ><цвета ><индикаторов ><в ><ра><створах ><солей).>
4. <Схема ><эксперимента ><и ><выводы ><из ><опыта.>
5. <Доказательство ><через ><уравнения ><реакции.>
6. <Определение ><понятия ><«гидролиз ><солей».>
7. <Выполнение ><упражнений.>
8. <Значение ><гидролиза ><в ><природе ><и ><практической ><деятельности ><человека.>
9. <Домашнее ><задание.>
<Ход ><урока:>
<I этап ><урока ><— ><подготовка ><к ><изучению ><нового ><материала, ><актуализация ><знаний ><и ><опыта>
<Содержание ><урока>
<Формы ><и ><методы ><работы ><учителя>
<Виды ><деятельности ><учащихся>
<1. ><Опорные ><вопросы:>
<• ><Какие ><вещества ><называются ><>электролитами< ><и ><неэлектро><литами?>
<• ><Что ><показывает ><степень ><>электролитической< ><>диссоциации<?>
<• ><Как ><индикаторы ><изменяют ><свой ><цвет ><в ><кислой ><и ><>щелочной< ><среде?>
<• ><Какие ><вы ><знаете ><индикаторы?>
<Фронтальный ><опрос ><в ><форме ><беседы>
<Учащимся ><предложена ><таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов>
<На ><экране ><терминала ><показываем ><цвета ><индикаторов ><в ><разных ><средах>
<Устные ><ответы> <на ><вопросы ><учителя>
<Объяснение ><>формулы< ><у ><доски. ><Запись ><на ><доске ><и ><в ><тетради>
<Ученик ><проделывает>
<опыт.>
<Делается ><вывод ><о ><том,> <какие ><ионы ><отвечают> <за ><цвет ><индикаторов>
<2. ><Подготовка ><таблицы ><для ><заполнения ><данными ><хода ><эксперимента>
<Таблица ><1 >проецируется на экран<>
<Построение ><таблицы ><в ><тетради>
<3. ><Проведение ><эксперимента ><учащимися ><под ><руководством >учителя
<Вместе ><с ><учащимися ><заносит ><результаты ><наблюдений ><в ><таблицу>
<Лабораторный ><опыт. ><Учащиеся ><исследуют ><изменение ><цвета ><лакмуса ><и ><>фенолфталеина< ><в ><водных ><растворах >солей
<II ><этап ><урока ><— ><проблемная ><задача.> <Обсуждение ><в ><парах ><и ><группах ><класса.> <Ответ ><формулируется >учащимися
<Учащиеся ><после ><проведения ><опыта ><заносят ><>результаты< ><в ><таблицу ><и ><делают ><самостоятельно ><вывод, ><что ><соли ><имеют ><кислую ><и ><щелочную ><реакцию.>
<Учитель ><задает ><вопросы:>
<Какие ><ионы ><окрашивают ><лакмус ><в ><красный ><цвет?>
<Какие ><ионы ><отвечают ><за ><цвет ><индикатора ><в ><>щелочной< ><среде?>
<Есть ><ли ><эти ><ионы ><в ><солях?>
<Является ><ли ><вода ><электролитом?>
<На ><какие ><ионы ><диссоциирует ><вода?>
<Учащиеся ><должны ><догадаться, ><что ><они ><исследовали> <водные ><растворы ><солей.>
<Учащиеся ><делают ><вывод, ><что ><вода ><участвует ><в ><>гидролизе< ><и ><дает ><ионы ><водорода ><и ><гидроксогруппы, ><избыток ><которых ><изменяет ><цвет ><индикаторов. ><Записывают ><в ><>графу< ><«Какие ><ионы» ><в ><следующей ><таблице:>
<Формула ><соли>
<Лакмус>
<>Фенол-фталеин<>
<Реакция>
<Какие ><ионы>
<AlCl><3>
<красный>
<—>
<кислая>
<Н><+ ><>>
<Na><2><CO><3>
<синий>
<малиновый>
<щелочная>
<OH– >>
<NaCl>
<фиолетовый>
<—>
<нейтральная>
H+ <>= OH–<>
<III ><этап ><урока ><— ><самостоятельный ><поиск ><информации> <в ><таблице, ><составление ><упрощенной ><схемы ><гидролиза> <солей, ><вывод ><и ><определение ><понятия ><гидролиза ><по ><схеме>
<На ><этом ><этапе ><урока ><учитель ><демонстрирует ><>упрощенную< ><схему ><на ><экране ><терминала ><с ><заранее ><>созданными< ><слайдами>
-
AlCl3
Al(OH)3
HCl
слабое основание
сильная кислота
Что сильнее, того и больше!
[OH–]
<
[H+]
Кислая среда
<Учащиеся ><делают ><вывод ><и ><записывают ><определение, ><используя ><данную ><схему.>
<Соль, ><образованная ><слабым ><основанием ><и ><сильной ><>кислотой<, ><имеет ><кислую ><реакцию, ><так ><как ><в ><растворе ><избы><ток ><ионов ><водорода.>
<Аналогично ><составляются ><схемы ><по ><другим ><солям ><и ><делаются ><соответствующие ><выводы.>
-
N
a2CO3
NaOH
H2CO3
сильное основание
слабая кислота
Что сильнее, того и больше!
[OH–]
>
[H+]
Щелочная среда
<Соль, ><образованная ><сильным ><основанием ><и ><слабой ><>кислотой<, ><имеет ><щелочную ><реакцию, ><так ><как ><в ><растворе ><>избыток< ><гидроксид-ионов.>
<Далее ><учитель ><просит ><ребят ><самостоятельно ><>составить< ><аналогичную ><схему ><для ><хлорида ><натрия.>
<IV ><этап ><урока ><— ><формирование ><решения ><проблемы, ><обсуждение ><в ><группах ><и ><фронтальные ><ответы>
<Учитель ><обращает ><внимание ><учащихся ><на ><то, ><что ><>взаимодействие< ><ионов ><соли ><с ><ионами ><воды ><приводит ><к ><>наличию< ><в ><растворах ><солей ><избытка ><ионов ><водорода ><или ><гидроксид-ионов.>
<Делается ><вывод, ><что ><гидролиз ><— ><это ><реакция ><обмена ><между ><некоторыми ><солями ><и ><водой: ><«гидро» ><— ><вода, ><«лизис» ><— ><разложение.>
<Затем ><составляются ><уравнения ><диссоциации ><соли ><и ><воды, ><с ><помощью ><которых ><доказывается ><получение ><>избытка< ><ионов ><водорода ><и ><гидроксид-ионов.>
<АlСl><3>< ↔>< ><А1><3+>< ><+ ><3Сl–>
<Н><2><O ><↔ ><Н><+>< ><+ ><ОН–>
___________________________________________________________________________________________
<Al><3+>< ><+ ><3Сl– ><+ ><Н><2><O ><↔ ><АlOН><2+>< ><+ ><3Сl– ><+ ><Н><+>
<Аl><3+>< ><+ ><Н><2><O ><↔ ><АlOН><2+>< ><+ ><Н><+>
<Избыток ><ионов ><водорода ><дает ><соли ><кислую ><реакцию, >поэтому< ><лакмус ><краснеет.>
<Na><2><CO><3>< ><><↔ ><2Na><+>< ><+ ><СO><3><2><–>
<Н><2><O ><↔ ><Н><+>< ><+ ><ОН–>
_____________________________________________________________________________________________________________
<2Na><+>< ><+ ><СO><3><2><– ><+ ><Н><2><O ><><↔>< ><2Na><+>< ><+ ><HCO><3><– ><+ ><ОН–>
<><СO><3><2><– ><+ ><Н><2><O ><><↔ ><НСO><3><– ><+ >ОН–
<Избыток ><гидроксид-ионов ><дает ><соли ><щелочную ><>реакцию<, ><поэтому ><лакмус ><синеет, ><а ><фенолфталеин ><становится ><малиновым.>
<V этап ><урока ><— ><закрепление ><изученного ><материала>
<><><На ><экран ><терминала ><><>проецируется< ><задание:>
<• ><Какую ><реакцию ><будут ><иметь ><водные ><растворы ><>следующих< ><солей:>
<1 ><вариант>< ><2 ><вариант>
<а)>< ><нитрата ><цинка>< (II) ><а) ><хлорид ><меди (II)>
<б)>< ><сульфата ><калия >< >< >< >< >< >< >< ><б) ><сульфита ><натрия>
<в)>< ><сульфида ><натрия >< >< >< >< ><в) ><нитрата ><бария>
<Составьте ><упрощенную ><схему ><гидролиза ><этих ><солей.><>
<Составьте ><ионное ><уравнение ><гидролиза ><этих >солей<.>
<Затем ><на ><экран ><проецируются ><правильные ><ответы ><на ><эти ><вопросы, ><а ><учащимся ><предлагается ><поменяться ><с ><соседом ><тетрадями, ><проверить ><задания ><и ><выставить ><друг ><другу ><оценки ><(или ><проверить ><и ><самим ><себе ><поставить ><оценку).>
<Учитель ><просит ><поднять ><правую ><руку ><тех ><>учащихся<, ><которые ><получили ><«5» ><и ><«4», ><и ><левую ><руку, ><которые ><получили ><«3».>
<Объективность ><поставленных ><оценок ><проверяется ><учителем ><после ><урока ><при ><проверке ><домашнего ><задания.>
<VI ><этап ><урока ><— ><подведение ><итогов>
<Беседа ><учителя ><с ><учащимися.>
<Учитель ><рассказывает ><о ><большом ><практическом ><>значении< ><гидролиза ><для ><человека, ><касаясь ><органических ><веществ: ><спиртов, ><сложных ><эфиров, ><жиров, ><мыла, ><крах<мала, ><целлюлозы, ><которые ><учащиеся ><подробно ><будут ><изучать ><в ><10 ><классе.>>
<Подводится ><контроль ><результатов ><работы ><учащихся ><на ><уроке ><с ><аргументацией ><поставленных ><оценок: ><>пояснением< ><активности ><их ><работы, ><правильности ><ответов ><и ><уровня ><сложности ><задания.>
<Домашнее ><задание.>
<Пользуясь ><следующей ><таблицей, ><приведите ><свои ><при><меры ><солей, ><которые ><будут ><иметь ><кислую, ><щелочную ><и ><нейтральную ><реакцию, ><и ><напишите ><к ><ним ><ионные ><>уравнения< ><гидролиза.>
<Сильные ><и ><слабые ><электролиты>
<Степень>
<электролитической>
<диссоциации>
<Основания>
<Кислоты>
<Соли>
<Сильные ><α ><> ><30%><>
<Гидроксиды ><щелочных ><и ><>щелочноземельных< ><металлов ><LiOH, ><KOH, ><NaOH, ><RbOH, ><CsOH,Ca(OH)><2><, ><Ba(OH)><2><, ><Sr(OH)><2>
<HCl,H><2><SO><4><, ><HNO><3>< ><HIO><3><, ><НI, НВг, НСlO><4><, ><HBrO><3><, ><HClO3>
<Все ><растворимые ><соли: ><хлориды, ><бромиды, ><йодиды, ><сульфаты, ><сульфиты, ><сульфиды ><щелочных ><металлов ><и ><аммония, ><нитраты ><всех ><металлов>
<Электролиты ><средней ><силы ><3%<α<30%>
H3PO4, H2SO3<>
<Слабые ><α ><< ><3%>
<NН><4><ОН и все ><труднораствори><><мые ><гидроксиды: ><Zn(OH)><2><, ><Cu(OH)><2><, ><Сг(ОН)3, ><Fe(OH)><2><, ><Mn(OH)><2><, ><Fe(OH)><3><, ><Ni(OH)><2><, ><Sn(OH)><2><, ><Al(OH)><3><, ><Co(OH)><2><, ><Pb(OH)2>
<H><2><CO><3><, ><H><2><S, ><HCN, ><НСlO, ><НСlO><2><, ><H><3><BO><3><, ><H><3><PO><3><, ><H><2><SiO3, ><H3AsO><4><, H><2><SnO><4>
<Дополнительные ><материалы ><к ><уроку>
<О ><значении ><и ><применении ><гидролиза...>
<Гидролизу ><подвергаются ><всем ><хорошо ><известные ><органические ><вещества. ><Происходит ><это ><под ><действием ><биологических ><катализаторов ><— ><ферментов. ><В ><>организме< ><человека ><под ><действием ><следующих ><ферментов >происходит< ><гидролиз:>
<амилаза ><><фермент><>< ><><крахмала>
<целлюлоза >< >< >< >< >< ><фермент ><><><><целлюлозы>
<протеаза>< ><фермент ><><><><белка>
<Продукты ><гидролиза ><жира ><всасываются ><ворсинками ><кишечника, ><а ><затем ><в ><организме ><образуется ><жир, ><но ><уже ><свойственный ><данному ><организму. ><Потоками ><крови ><жиры ><переносятся ><в ><другие ><органы ><и ><ткани ><организма, ><где ><накапливаются ><или ><снова ><гидролизуются ><и ><посте><пенно ><окисляются ><до ><углекислого ><газа ><и ><воды.>
<В ><промышленности ><гидролизу ><подвергаются ><>сложные< ><эфиры ><и ><жиры ><обязательно ><в ><щелочной ><среде. ><Та><кая ><реакция ><называется ><омылением. ><На ><этой ><реакции ><основано ><производство ><мыла, ><однако ><в ><настоящее ><>время< ><на ><производство ><моющих ><средств ><идут ><главным >образом< ><продукты ><переработки ><нефти.>
<В ><технике ><крахмал ><подвергают ><гидролизу ><при ><>взаимодействии< ><с ><разбавленной ><серной ><кислотой ><и ><>превращают< ><в ><глюкозу ><(это ><реакция ><Кирхгофа, ><1811 ><г.). ><>Продукты< ><гидролиза ><крахмала ><широко ><используются ><в ><кондитерской ><промышленности, ><медицине, ><для ><>технических< ><целей.>
<Продукты ><гидролиза ><целлюлозы ><— ><это ><бумага, ><>хлопчатобумажные< ><ткани.>
Источники материалов
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.
Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. — М., 2000 .
http://hydorlysis.narod.ru/pages/teoria.htm
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1047.html

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ