Конспект урока "Нитраты" 9 Класс
План-схема урока «Нитраты»
9 класс
Цель: закрепить знания учащихся об общих свойствах солей, изучить особые свойства нитратов и их применение.
Образовательные задачи: углубить знания о солях-нитратах в свете теории электролитической диссоциации и участия их в окислительно-восстановительных прцессах, научиться определять нитрат-ион.
Оборудование и реактивы:
Для демонстрации: набор нитратов, прибор для испытания электрической проводимости растворов, вата, штатив, концентрированные растворы гидроксида калия, серной кислоты, медная пластинка, мерный цилиндр с песком, уголь, щипцы, спички.
Для лабораторных опытов: кристаллические нитраты меди, натрия, цинка, аммония, цинк, щелочь, соляная кислота, индикаторы, вода, раствор сульфата натрия.
Ход урока:
Изучение темы начинается с выполнения учащимися лабораторного опыта по проверке растворимости нитратов в воде. После проведения эксперимента и анализа таблицы растворимости солей учащиеся делают вывод о хорошей растворимости нитратов в воде. Формулы и номенклатуру солей записывают в тетрадях. Сильные учащиеся проверяют правильность этих записей. Под руководством учителя учащиеся изучают общие свойства нитратов-электролитов, выполняют лабораторные опыты, записывают уравнения реакций.
С целью изучения гидролиза нитратов предлагаем учащимся экспериментальную задачу: определить с помощью индикаторов характер среды растворов нитратов меди, натрия, цинка.
Особые, окислительные свойства нитратов учитель демонстрирует на примере реакции термического разложения солей. Учащиеся делают выводы о реакции разложения нитратов и записывают их в тетрадях.
С целью развития представления учащихся о нитрат-ионе и его окислительных свойствах учитель использует опорные знания о строении азотной кислоты. Учащиеся зарисовывают его строение. Демонстрируется качественная реакция на нитраты, учащиеся составляют уравнение этой реакции с помощью электронного баланса. Такое написание уравнения реакции сокращает время, позволяет обратить внимание на окислительные свойства нитрат-иона.
О применении нитратов можно заслушать сообщения или презентации учащихся на данном или следующем уроке.
Вопросы темы
Основное содержание
Методы и методические приемы
1.Состав и номенклатура
КNO3, NaNO3, Pb(NO3,)2, AgNO3, NH4NO3
1.Формулы солей учащиеся записывают самостоятельно в тетради.
2. Номенклатура объясняется учителем.
2.Общие свойства
1.Все соли – кристаллические.
2.Растворимость в воде.
1.Физические свойства. Лабораторные опыты:
В двух пробирках содержатся кристаллические нитраты:NaNO3,NH4NO3 (1 вариант); КNO3, Mg(NO3)2 (2 вариант);Zn(NO3)2, Cu(NO3)2 ( 3 вариант).В каждую пробирку прилить по 2-3 мл воды, наблюдать процесс растворения солей. Раствор сохранить для исследования характера среды.
3.Характерные свойства нитратов.
Ме(NO3)n=
до Mg – MeNO2 +O2
от Mg до Cu --
MeO + NO2 + O2
после Cu –
Me + NO2 +O2
1.Учащиеся под руководством учителя анализируют общие свойства нитратов, пишут уравнения реакций.
Лабораторные опыты: Взаимодействие нитратов с металлами, щелочами, кислотами, солями. Приводятся ионные уравнения соответствующих реакций.
Определить реакцию среды предложенных растворов.
2.Учитель объясняет особые свойства нитратов.
Демонстрационные опыты:
1.Разложение нитрата калия.
В пробирку поместить ( на 1\10 часть пробирки) кристаллический нитрат калия, закрепить пробирку вертикально в штативе, нагреть до расплавления соль. В расплав опустить предварительно нагретый уголек. Наблюдать яркую вспышку и горение угля.
2.Разложение нитрата меди.
В большую Пробирку поместить нитрат меди ( объемом с горошину) , пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным раствором щелочи. Закрепить пробирку в штативе и нагреть, Наблюдать образование бурого газа оксида азота (IV) и черного оксида меди.
Учащиеся пишут уравнения реакций.
4. Строение нитрат-иона.
1.Показ разборной модели нитрат-иона.
2.Зарисовка в тетрадях
5.Качественная реакция на нитрат-ион.
4NaNO3 + 2H2SO4 +Cu =
Cu(NO3)2 +2NO2 +2Na2SO4 +2H2O
1.Краткая инструкция по технике безопасности.
2.Демонстрация качественной реакции на нитрат-ион ( выполнение учащимися лабораторного опыта).
В сухую пробирку поместить зачищенную медную пластинку, немного кристаллического нитрата калия и несколько капель концентрированной серной кислоты. Реакция может пойти без нагревания. В пробирке появляются бурые пары оксида азота (IV), что лучше наблюдать на белом экране, а на границе медь – реакционная смесь появляются зеленоватые кристаллы нитрата меди. Пробирку быстро опустить в стеклянный цилиндр, на дне которого находится песок. Цилиндр закрыть ватным тампоном, смоченным концентрированным раствором щелочи, и оставить на демонстрационном столе.
Написать уравнение реакции.
6.Применение нитратов
1.В качестве удобрений.
2.В производстве взрывчатых средств.
3.В медицине.
4.В пищевой промышленности.
1.Сообщения.
2.Презентации.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ