Конспект урока по Химии "Кислород в природе как химический элемент. Оксиды" 8 класс
МОУ Бендерская гимназия №2
Урок химии 8 класс.
По теме:«Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»
Выполнила:
Стоян АннаВладимировна
учитель химии
Бендеры 2013г.
Пояснительная записка.
Данный урок является первым при изучении темы: «Кислород», по программе Химия. 8 класс, Л.С.Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева.
Разработан урок с учетом личностно – ориентированной технологии; главной методической идеей является деятельный подход к построению урока.
Урок «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды». пример возможной интеграции курсов химии, биологии, географии .
В ходе урока учащиеся приводят примеры из жизни, самостоятельно делают выводы, проводят лабораторный опыт, делают записи в тетрадях, выступают с сообщением, которое готовят к уроку самостоятельно. Учащиеся осмысливают практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Занятие насыщено их разнообразной деятельностью. Учитель в ходе урока лишь направляет и организовывает работу учащихся.
Урок дает возможность развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать мыслительные операции учащихся; способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником.
Не менее ценным является возможность развития на уроке коммуникативных умений: работать в группах, парах. Работая в парах, учащиеся учатся слышать друг друга, уступать или отстаивать свою точку зрения.
Давая на дом выполнение творческого задания, учитель пробуждает у учащихся
«исследовательский инстинкт», развивает учебную самостоятельность, помогает осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний, побуждает интерес к изучению химии, дает возможность закрепить изученный материал.
Все это отвечает требованиям личностно- ориентированной педагогики, способствует развитию индивидуальных и личностных особенностей и возможностей ученика.
Тема: «Кислород в природе как химический элемент.
Оксиды».
(учебник Л.С.Гузея , В.В.Сорокина 8 кл.)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;
Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.
Задачи:
- конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.
- развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, литературы;
способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,
развивать самостоятельность.
- развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.
- создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.
Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.
Обеспечение занятия:
Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.
Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.
ХОД УРОКА:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- приветствие
- подготовка класса к уроку
- наличие учащихся
II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
А). Вводное слово учителя
Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций.
Б)Формулировка темы урока:
Учитель читает выразительно загадку:
Достоин этот газ – удивленья-
Его применяют сейчас
Для резки металлов и в сталеваренье
И в доменных мощных печах.
Берет его летчик в высотные дали
Проводник с собою берет,
Вы наверно уже угадали
Что этот газ… .
- О каком газе идет речь в данной загадке?
- Какой будет тема урока?
В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.
- На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:
1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?
2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»
3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?
- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока?
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»
Слушают учителя.
Работа в группах.
Составляют вопросы и их озвучивают
(1уч-ся от группы). Добавляют в цель урока.
III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Проблемный вопрос.
– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?
-Что вам уже известно о кислороде?
Работа в парах.
Отвечают на вопрос
Сообщение уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- А где мы можем взять информацию о кислороде, как химическом элементе?
Самостоятельная работа.
-Прочтите п.4.2.Изложенные в нем сведения представьте виде таблицы.
Отвечают на вопрос.
(ПСХЭ)
Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем.
символ
Аr
валентность
группа
подгруппа
период
- Где в природе находится кислород?
-Кислород находится в атмосфере(23% по массе), в земной коре (47%), в живых организмах (65%),в гидросфере (89%).
В целом99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% - свободное простое вещество. Кажется, что это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится
1,5 1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. По
ходу рассказа записывается опорная схема на доске.
- В виде чего кислород присутствует в атмосфере?
- А в виде чего кислород присутствует в гидросфере?
- Вода простое или сложное вещество?
- Какие еще сложные вещества вы знаете в состав, которых входит кислород ?
Самостоятельная работа..
Задание 1.«-Рассмотрите таблицу «Оксиды химических элементов»
п. 4.2 стр.66.
-К какой группе веществ – простых или сложных- относятся оксиды?
-Сколько элементов входит в состав оксидов?
- Какой элемент обязательно входит в состав оксидов?
-Что общего для всех этих веществ?
- Попробуйте сформулировать определение «оксиды».
Задание2. Прочитайте первый абзац на с.67. Ответьте на вопросы:
1.От чего зависит название оксида?
2.Что означают приставки «моно», «ди», «три», «тетра»?
3.Как используя соответствующую приставку, назвать SO2, SO3?
4.Что означает число, указанное в названии оксида?
Например, оксид железа(III)?
5.Дайте название оксидам, приведенным в таблице на с.66.
Лабораторный опыт №6.
Ознакомление с образцами оксидов»
Учебник стр.259
Инструктаж по Т.Б.
Заполнить таблицу.
Проверка результатов лабораторного опыта и заполнения таблицы.
Отвечают на вопрос.
-Атмосфера, гидросфера,живая природа ,литосфера(земная кора).
Составляют и записывают опорную схему в тетрадь.
О в природе
в атмосфере в земной коре в воде в жив.организмах
23% 47% 89% 65%
В целом: в виде соединений 99,99%
В свободном виде 0,01% - 1,•51015тонн
Отвечают на вопрос.
-В атмосфере планеты присутствует газообразный кислород.
Отвечают на вопрос.
- В гидросфере в виде газа и воды.
Отвечают на вопрос.
- Сложное.
Называют вещества.
-Песок SiO2 , углекислый газ CO2 , негашеная известь CaO и т.д.
Работа с таблицей в учебнике.
- Сложных.
- Два.
-Кислород.
-То, что они содержат кислород и
состоят из двух элементов.
Дают определение и записывают его в тетрадь.
-Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.
Отвечают на вопросы
- Их названия зависят от числа атомов кислорода в химической формуле.
- «моно»- один, «ди»- два, «три»- три, «тетра»- четыре.
- Диоксид серы., триоксид серы.
-Число указанное в названии оксида означает валентность образующего оксид элемента. Железо -III валентно
Дают название.
Работа в парах.
Выполнение опыта
Заполнение таблицы
После выполнения работа проверяется.(1 из пары дает характеристику 1 оксида)
Формула и название
Агрегатное состояние
цвет
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
-Используя полученные знания на уроке сделайте следующие задания.
(Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданиями( см. приложение) после решения ребята оглашают ответ)
Выполняют задание.
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Для всех : п.4.1; 4.2; записи в тетради.вопрос.№1, стр.65.или вопрос №2 стр.67.
По желанию:
- найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;
- написать сказку о кислороде;
- составить кроссворд;
Записывают задание в дневник
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-А сейчас давайте подведем итог работы на уроке.
Вывешиваются вопросы .
- Какова была цель урока?
- Как вы считаете, достигли мы этой цели?
- Как добились реализации цели?
- Были ли трудности , и какие ?
- Что помогало в достижении цели?
- Что мешало?
- Чему новому ты научился, что приобрел?
-Сегодня вы много и хорошо работали.
-Молодцы!
-Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы.
Литература:
1.Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс; Учебник Для общеобразовательных учреждений М;Дрофа,2003 .
2.Иванова Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: кн.для учителя М.; Просвещение,1988.
3.Личностно-ориентиентировнный подход в педагогической деятельности(под редакцией Е.Н.Степанова) М.;2003.
4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы (сост. Каверина),М.;Дрофа,2000.
5.Основы творческой разработки урока в технологии лоо. Барнаул.
6.Программы для общеобразовательных учреждений: химия 8-11 класс (сост.Н.И.Габрусева М.:Дрофа ,2000.(Министерство образования РФ).
7.Суровцева Р.П.,Гузей Л.С. Контрольные работы. Химия 8-9 классы, Дрофа,2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточки- задания для закрепления полученных знаний.
Карточка – задание № 1.
Химические домики.
Si
O
Al
O
N(V)
O
Ca
O
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность:H, C(IV), Na.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H2O, CH4, NaOH, Al2O3.
Карточка – задание № 2
Химические домики.
S(IV)
O
K
O
Ba
O
Cl
O
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность Mg, P,Ca.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды
MgSO4, CO2, SiO2, H2O2 .
Карточка – задание № 3
Химические домики.
Cr(III)
O
Br
O
Si
O
Mg
O
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: S(IV), Al, Li.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H3PO4, SO2, Ca(OH)2, К2SО4.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ