Конспект урока по Химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ" 9-11 класс
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 – 11 КЛАССОВ
« РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
Составитель :
учитель химии
МКОУ СОШ № 7 п. Владимировка
Туркменского района
Важеева Н.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 9 – 11 КЛАССОВ
Программа несет естественно - научную направленность, она предназначена для углубленного изучения химии.
Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач. Программа ориентирована на учащихся 9 – 11 классов и рассчитана на три года.
Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы
Образовательные :
формирование умений и знаний при решении основных задач по химии;
формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.
Воспитательные:
1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;
2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3. содействие в профориентации школьников.
Развивающие :
развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
1-й год обучения предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества.
2-й год обучения предусматривает закрепление ранее изученных типов теоретических задач на примере различных классов органических веществ.
3-й год обучения нацелен на обобщение , решение комбинированных теоретических и практических задач по общей химии, проблемных задач, работа над которыми обсуждается и корректируется на занятиях. Большое внимание уделяется умению работать с информационными технологиями , тестовыми заданиями, подготовке ЕГЭ.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок, самостоятельная работа, межпредметные занятия, практические занятия, зачет.
Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстративный показ, упражнения, решение типовых задач.
Методы : частично – поисковый, лабораторный, индивидуального обучения.
Оборудование: компьютер, презентации по отдельным темам программы, наборы химических веществ по неорганической химии, химическое оборудование и химическая посуда.
Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, пособия для проведения практических занятий.
Ожидаемые результаты:
После прохождения 1 года обучения школьники должны:
По теме « Решение задач по химическим уравнениям»:
1) иметь представление о химических реакциях, их видах;
2) знать
- основные принципы решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке; на выход продукта , примеси, растворы.
3) уметь
- делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества вещества) продуктов реакции по массе ( количеству вещества) вступающих в реакцию веществ и наоборот;
- решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества, используя закон объемных отношений газов;
- производить расчеты по термохимическим уравнениям;
- производить расчеты по химическим уравнениям ( если одно из веществ взято в избытке, на выход продукта, примеси, растворы и составлять задачи, используя знания о свойствах неорганических веществ.
По теме « Окислительно – восстановительные реакции»:
знать об окислительно – восстановительных ; о понятии окислитель и восстановитель, понятиях окислительный и восстановительный процесс;
уметь
-определять степени окисления химических элементов;
-расставлять коэффициенты в химических реакциях с участием неорганических веществ методом электронного баланса и полуреакций.
По теме Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»:
знать химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;
уметь
- записывать реакции «цепочки превращений», с участием неорганических веществ;
- решать и составлять задачи на «цепочки превращений»;
- выделять главное и анализировать ход решения «цепочки превращений».
По теме «Качественные реакции на неорганические вещества»
иметь представление о качественных реакциях;
знать
- и соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием;
- реагенты и методику проведения качественных реакций на основные катионы и анионы неорганических веществ.
3) уметь
- проделывать качественные реакции;
- применять полученные знания при решении и составлении задач на определение веществ в растворе.
После прохождения программы 2 года обучения учащиеся должны
по теме « Нахождение молекулярной формулы органического вещества»:
1) знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии и свойствах;
2) уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;
по т е м е «Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ»:
1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;
2) уметь
- производить расчеты по химическому уравнению;
- составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных веществ;
по т е м е «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ»:
1) знать химические свойства и способы получения органических веществ;
2) уметь
- решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;
- решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органических веществ;
- уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;
по т е м е «Окислительно-восстановительные реакции»:
уметь
- расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреакций;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
по т ем е «Качественныереакции на органические вещества»:
1) знать
- технику безопасности при работе с органическими веществами;
- реагенты и методы проведения качественных реакций на различные органические вещества;
2) уметь
- проделывать качественные реакции;
- применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;
- работать с химическими веществами и химическим оборудованием.
Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта.
После прохождения программы 3-го года обучения школьники должны:
по т е м е «Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева»:
1) знать строение атома;
2) уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графические формулы атомов и ионов элементов;
по т е м е «Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие»:
1) знать основные принципы протекания химических реакций;
2) уметь
- производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реакции, константы равновесия;
- прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора;
- проводить химические эксперименты;
по т ем е «Растворы»: уметь
- производить расчеты на определение концентраций при смешивании растворов;
- с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;
- готовить растворы заданной концентрации;
по т е м е «Промышленное получение важнейших неорганических веществ»:
1) знать
- промышленные способы получения аммиака, серной кислоты;
- о важнейших химических заводах в России и Ставропольского края;
- о влиянии химических производств на экологическую обстановку местности;
2) уметь решать и составлять задачи по типичным технологическим приемам промышленного получения аммиака и серной кислоты;
по тем е «Металлы»:
1) знать основные свойства и способы получения металлов;
2) уметь
- применять полученные знания при решении задач на основные свойства и способы получения металлов;
- проводить химические эксперименты;
- составлять уравнения электролиза и решать по нему различные типы задач;
по т ем е «Неметаллы»:
1) знать
- основные свойства неметаллов, их расположение в периодической таблице;
- основные способы получения неметаллов;
2) уметь
- применять полученные знания при решении различных типов задач;
- проводить химические эксперименты;- осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь неметаллов и металлов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПЕЦКУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
№
Тема занятия
Количество
часов
дата
Решение задач по химическим уравнениям
(задачи на избыток одного из веществ, выход продукта, примеси, растворы с участием неорганических веществ)
8
1
Нахождение массы (количества вещества) образующихся веществ по массе (количеству вещества) вступающих в реакцию веществ
1
2
Вычисление объема газов по известной массе (количеству вещества) одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате ее веществ
1
3
Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям
1
4
Расчеты по термохимическим уравнениям
1
5
Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
1
6
Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного
1
7
Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси
1
8
Нахождение массы (количества вещества, объема) продукта реакции по исходному веществу, находящемуся в растворе
1
Окислительно-восстановительные реакции
4
9
Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса
2
10
Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом полуреакций
2
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
2
11
Нахождение массы (количества вещества, объема) по цепочке превращений
2
Качественные реакции на неорганические вещества
3
12
Решение задач на качественнее определение катионов и анионов неорганических веществ
2
13
Итоговое занятие
1
Итого часов
17
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПЕЦКУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
№
Тема занятия
Количество
часов
дата
Нахождение молекулярной формулы органического вещества
2
1
Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов
1
2
Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу
1
Решение задач по химическим уравнениям с участием
органических веществ
3
3
Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов)
1
4
Решение задач на выход продукта
1
5
Решение задач на избыток одного из веществ
1
Генетическая связь между основными классами
органических соединений.
Генетическая связь органических и неорганических веществ
7
6
Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач (на примере углеводородов)
1
7
Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач (на примере кислородсодержащих органических веществ)
2
8
Осуществление цепочки превращений, связывающей органические и неорганические вещества. Решение по ней экспериментальных задач
2
9
Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач (на примере азотсодержащих веществ)
2
Окислительно-восстановительные реакции
2
10
Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций
2
Качественные реакции на органические вещества
3
11
Определение органических веществ с помощью качественных реакций (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы)
1
12
Решение экспериментальных задач по органической химии
1
13
Итоговое занятие
1
Итого часов
17
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПЕЦКУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
№
Тема занятия
Количество
часов
дата
Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева
1
1
Написание электронных и графических формул атомов и ионов элементов
1
Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие
4
2
Расчеты скорости реакции по изменениям концентраций веществ, давления, температуры
1
3
Определение константы равновесия
1
4
Решение задач на смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора.
2
Растворы
2
5
Задачи на смешивание растворов
1
6
Переход от одного вида концентраций к другому. Выполнение экспериментальной работы
1
Промышленное получение важнейших неорганических
веществ
2
7
Решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения веществ (на примере синтеза аммиака, производства серной кислоты)
2
Металлы
3
8
Решение задач на основные свойства металлов.
1
Электролиз
2
Неметаллы
2
9
Решение задач на основные свойства неметаллов и их соединений.
2
Обобщение
3
10
Комбинированные задачи по неорганической и органической химии
2
11
Итоговое занятие
1
Итого часов
17
Список используемой литературы :
1. А.В.Хомченко В.А. Хомченко Сборник задач по химии , Москва, «Просвещение», 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008
2. А.В.Артемов С.С.Дерябина Школьные олимпиады по химии 8-11 классы, Москва, Айрис – пресс,2009
3. 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008
4. С.В.Горбунцова Тесты по основным разделам школьного курса химии. Изд-во Москва «Вако» 2006 г
5. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов Химия . Настольная книга учителя 9 класс Москва, «Дрофа», 2007
6. О.С.Габриелян Химия . Настольная книга учителя 10 класс Москва, «Дрофа», 2009
7. О.С.Габриелян Химия . Настольная книга учителя 11 класс Москва, «Дрофа», 2009
8. Н.Н.Гара М.В.Зуева Задачи по химии 10 – 11 класс Москва, «Дрофа», 2009
9. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия» «Издательский дом 1сентября» № 1- 24 2009 г
10. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия» «Издательский дом 1сентября» № 1- 24 2010г

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ