Обобщающий урок по химии в 8 классе "Изменения, происходящие с веществами"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Акатная Маза
Хвалынского района Саратовской области
Разработка урока по химии в 8 классе
«Изменения, происходящие с веществами. Обобщающий урок»
подготовила
учитель химии
Гулиева Лариса Анатольевна
село Акатная Маза
2013год
Пояснительная записка:
Данный урок разработан для 8 класса по разделу «Изменения, происходящие с веществами». Урок является итоговым в изучении указанного раздела и позволяет обобщить знания учащихся об основных типах химических реакций, формирует умение проводить опыт и делать выводы, наблюдая за изменениями, происходящими с веществами. Урок воспитывает в детях чувство коллективизма, умение объективно оценивать результат своего труда.
Тема урока: обобщающий урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчёты по химическим уравнениям;
2) продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты лабораторных опытов;
3) продолжить формирование научного мировоззрения, коллективизм, умение объективно оценивать результат своего труда.
Задачи обучения:
Нужно знать: различия между химическими и физическими явлениями, признаки химических реакций и условия их протекания, типы химических реакций.
Нужно уметь: записывать уравнения химических реакций, проводить расчёты по уравнениям химических реакций, проводить химические опыты.
Задачи развития: продолжить развивать у учащихся основных приёмов мышления (наблюдать, анализировать, делать выводы).
Задачи воспитания: продолжить работу по формированию научного мировоззрения у учащихся.
Тип урока: обобщающий.
Методы обучения: беседа, графический диктант, лабораторные опыты, выполнение упражнений разного уровня сложности, решение задач.
Оборудование для учащихся: пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, лучина, гидрокарбонат натрия (твёрдый), медная проволока, сульфат меди (II), гидроксид натрия, вода.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Этап урока
Продолжительность этапа
Задачи этапа
Содержание этапа
Организационный
2 минуты
Проверка подготовленности класса к уроку, организация внимания школьников;
раскрытие цели и плана урока.
Приветствие. Сегодня мы проводим последний урок по теме «Изменения, происходящие с веществами». Проверим, что вы узнали и чему научились.
Актуализация субъектного опыта учащихся
3 минуты
Обеспечить мотивацию учения, актуализировать субъектный опыт учащихся.
На этом уроке нам нужно повторить и систематизировать полученные знания и умения. Всё многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, её главное содержание. Невозможно, даже приблизительно, подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, мечтаем – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.
Всесторонняя проверка знаний и умений.
30 минут
Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действия учащихся, проверка сформированности общих учебных умений учащихся.
Задание 1: Начнём наш урок с небольшой разминки, где вам предстоит дать устные ответы на несколько вопросов:
- Какие явления называют химическими?
- Чем химические явления отличаются от физических?
- Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они дают знать об этом. Назовите признаки, по которым можно определить, что произошла реакция?
- Назовите условия, при которых протекают химические реакции?
- Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Что мы называем уравнением химической реакции?
- На основе какого закона составляют химические уравнения?
- Сформулируйте закон сохранения массы вещества.
- Назовите типы реакций, на которые они делятся по числу вступивших в реакцию веществ и числу получившихся в реакции?
Задание 2: Это задание позволит проверить, насколько вы уяснили разницу между химическими и физическими явлениями. Из предложенного списка явлений выбрать те, которые относятся к физическим и те, которые относятся к химическим. (Список на экране). После выполнения учащиеся проверяют правильность выполнения друг у друга и выставляют оценку, используя критерии: «5» - без ошибок, «4»-1,2 ошибки; «3»- 3, 4 ошибки.
Приложение 1.
Задание 3: Проверка навыков работы с реактивами при проведении лабораторных опытов. Учащимся предлагается провести 3 опыта, соблюдая правила техники безопасности, пронаблюдать за изменениями, происходящими с веществами, определить тип этих реакций. После проведения опытов учащиеся дают характеристику каждой реакции. Приложение 2.
Физминутка.
Задание 4: При выполнении этого задания проверяются умения учащихся записывать уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты. Предлагаются задания 3-х уровней сложности. Два ученика работают у доски. После выполнения задания – самопроверка. (Правильно выполненные задания на экране). Приложение 3.
Задание 5: последнее задание позволит проверить навыки учащихся в решении задач по уравнениям реакций. Задачи даны 3-х уровней сложности. 2 ученика работают у доски. Задание проверяется учителем после урока.
Подведение итогов.
3 – 4 минуты
Дать качественную оценку работы отдельных учеников и класса в целом.
- Учитель комментирует оценки, выставленные учащимися при взаимопроверки и самопроверки.
- Оценки за решение задач будут прокомментированы на следующем уроке.
- Оценка работы всего класса в целом.
Домашнее задание
2 минуты
В качестве домашнего задания учащимся предлагается записать в виде уравнений химические реакции, проделанных ими опытов.
Рефлексия
3 минуты
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем.
Что на сегодняшнем уроке вам показалось самым интересным?
Что удивило вас?
Что понравилось и что не понравилось в нашей работе?
Спасибо за наше сотрудничество!
Приложение 1: Определите, какие явления являются физическими, а какие – химическими?
а) кипение воды;
б) образование инея на деревьях;
в) ржавление гвоздя;
г) таяние снега;
д) горение бенгальского огня;
е) гниение растений;
ж) приготовление раствора соли;
з) горение свечи;
и) приготовление сахарной пудры из сахара.
Проверьте правильность выполнения задания друг у друга, поставьте отметки, используя критерии:
«5» - без ошибок; «4» - 1, 2 ошибки; «3» - 3, 4 ошибки.
Приложение 2: Лабораторные опыты.
Соблюдая правила по технике безопасности, проведите реакции:
Прогреть на пламени спиртовки гидрокарбонат натрия (сухой). Обратить внимание на стенки пробирки. Почему они запотели? Поднести к отверстию пробирки зажженную лучинку – почему она гаснет?
Нагреть в пламени спиртовки медную проволоку. Что наблюдаете? Почему изменился цвет проволоки?
Прилить к раствору сульфата меди(II) небольшое количество гидроксида натрия. Что наблюдаете?
- Определите тип каждой реакции.
- Запишите в тетрадь все изменения, которые вы наблюдали.
- Дома запишите уравнение каждой химической реакции.
Приложение 3: Составьте уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты.
Задания даны 3-х уровней сложности. Выберите одно из заданий, учитывая, что при правильном выполнении заданий они оцениваются следующим образом:
- 1 уровень – «3»; 2 уровень - «4»; 3 уровень – «5»
1 уровень:
Cr2O3 + Al -> Al2O3 + Cr Al + S -> Al2S3
HJ -> H2 + J2 Na2 O + HCl -> NaCl + H2O
2 уровень:
Mg + O2 -> ? Cu(OH)2 -> CuO + ?
Al2O3 + H2 -> Al + H2O CuO + HCl -> ? + H2O
3 уровень:
Cu + ? -> CuO Al(OH)3 -> Al2O3 + ?
Al + ? -> Al2S3 CuO + ? -> ? + H2O
После выполнения задания (приложение 3) учащиеся проводят самопроверку, сверяя свой ответ с готовым правильным решением:
1 уровень:
Cr2O3 + 2Al -> Al2O3 + 2Cr 2Al + 3S -> Al2S3
2HJ -> H2 + J2 Na2 O + 2 HCl -> 2 NaCl + H2O
2 уровень:
2Mg + O2 -> 2MgO Cu(OH)2 -> CuO + H2O
Al2O3 + 3H2 -> 2Al + 3H2O CuO + 2 HCl -> CuCl2 + H2O
3 уровень:
2Cu + O2 -> 2CuO 2 Al(OH)3 -> Al2O3 + 3H2O
2Al + 3S -> Al2S3 CuO + H2 -> Cu + H2O
Список литературы:
Габриелян О.С. Учебник «Химия» 8 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 год.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. «Рабочая тетрадь по химии для 8 класса». Москва, изд-во «Дрофа», 2007 год.
Гузеев В.В. «Проектирование и анализ урока». Журнал «Директор школы» № 7 2005 год.
Дендебер С.В., Ключникова О.В. «Современные технологии в процессе преподавания химии». Москва, изд-во «ООО – 5 за знания», 2007 год.
Штемплер Г.И. «Тесты и вопросы по химии. 8 – 11 классы». Москва, изд-во «Просвещение», 2000 год.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ