ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
Для любого развития человеку необходим потенциал, и этот потенциал должен закладываться с самых ранних стадий его воспитания и обучения. В современном мире важно не просто обладать совокупностью знаний, но и уметь применять их для решения практических задач. Научить этому – цель инновационного образования. Любой современный учитель обязательно применяет в своей работе компьютерные технологии, так как, на сегодняшний день, образовательный процесс немыслим без использования инновационных методов и интернет-реcурсов.
Преподавание химии, как и любого другого предмета, должно быть ориентировано на формирование потребностей в постоянном пополнении знаний, совершенствовании умений и навыков, закреплении и преобразовании их в компетенции. Одной из актуальных задач образования в рамках компетентностного подхода, и, в частности, информационной компетенции, является обучение учащихся способам поиска и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности.
Для достижения наилучших результатов, я, как преподаватель химии, работаю в тесном тандеме с учителем информатики, который на своих уроках формирует умения и навыки владения информационным технологиями, моделирует физические и химические процессы, проводит математические и экономические расчеты. Решение таких задач согласовываются с учителем химии, что позволяет эффективно использовать межпредметные связи. Суть совместной работы учителей предметников, в данном случае химии и информатики, заключается в том, чтобы подготовить ученика, способного адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно мыслить и принимать аргументированные решения, умеющего грамотно работать с информацией, размышлять, делать обоснованные выводы, а также готового работать в команде.
В качестве активных форм обучения я регулярно использую метод проектов, который развивает творческое мышление у учащихся, вырабатывает определенные навыки работы с информацией и применения средств ИКТ. Старшеклассники учатся изобретать, понимать, осваивать новое и неизведанное.
В своей работе я использую исследовательские и информационные проекты. Проектная работа знакомит учащихся с теоретическими вопросами экологической химии и помогает проводить простейший мониторинг окружающей среды. В результате исследовательской деятельности учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания и применять знания по экологии и химии в реальной жизни, учатся логически мыслить. Работа над проектами ведется по традиционному плану: определяется тема, проблема и цели, составляется план работы, проводится сбор информации, эксперимент, создаются презентации, демонстрация результатов.
Существенно повысить качество конечного продукта помогает использование при выполнении проектных работ современных ИКТ: используя Интернет, обучающиеся получают доступ к необходимой информации, что повышает их познавательную активность; представление конечного продукта: работа с презентациями Power Point, разработки в Word и Excel, создание базы данных в Access, работа с графическими редакторами Photoshop, Corel Draw, работа с сетевыми энциклопедиями, создание Web- страниц, создание видеороликов, графические материалы, публикации; работа в группах позволяет достичь определенных успехов за счет взаимопомощи и взаимообучения.
Без презентации не проходит ни одна защита проекта. Презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и рассказ о самой проектной деятельности, об ее этапах, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Ниже я представляю разработки исследовательских работ проведенных учащимися 11 классов во внеклассной работе.
1. Использование петромагнитной характеристики почв, как индикатора загрязнения тяжёлыми металлами.
Целью данной работы являлось определение петромагнитной характеристики почв, и выявление аномальных участков на территории центральной части г. Саратова.
Методом петромагнитного анализа проводилось опробование образцов почв на выбранной территории города.
В результате исследовательской работы учащимися были установлены участки превышения фонового значения величины магнитной восприимчивости, где прогнозируется завышение концентрации тяжёлых металлов в почве. Используя картографическую основу, были представлены результаты анализа и показано наличие или отсутствие аномальных участков.
2. Изучение общей жёсткости водопроводной и родниковой воды г. Саратова.
Целью данной работы являлась оценка различий в общей жёсткости водопроводной и родниковой воды приуроченной к центральной части города.
Методами исследовательской работы стали: отбор проб из водопроводной сети в местах сосредоточенных в центральной части города, а также из некоторых известных родников среди населения; анализ общей жёсткости отобранных проб; анализ полученных результатов и выявление наиболее значимых различий в показателях для водопроводной и родниковой воды.
По итогам работы учащиеся сделали выводы, что, данные о жёсткости нанесённые на карту города позволят выявить участки водопровода, находящихся в предаварийной стадии. Такой подход позволит с одной стороны, проводить мониторинг одного из важных показателей качества, а с другой сократит неконтролируемые потери воды при авариях.
Исследовательские работы учащихся приняли участие в: 1) городской НПК Прорыв в науку 21 век.(1 место); 2) региональном этапе Российского национального конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (1 место); 3) финале Российского национального конкурсе водных проектов старшеклассников (г. Москва).
Систематизируя факты, полученные в результате организации проектно-исследовательской деятельности по химии в старших классах, приходим к выводу, что работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии у учащихся.
Это подтверждается следующими наблюдениями: учащиеся осознают важность изучения предмета; увеличилось количество учеников выбравших химию в качестве итогового экзамена; результаты работы стали интересовать учеников намного больше, чем получаемые оценки; учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в фестивалях учебных проектов, научных конференциях; благодаря полученным навыкам, старшеклассники стали более ответственно подходить к процессу обучения, самостоятельному сбору и анализу данных.
Можно отметить, что знания, которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, они связывают с выбором будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашего лицея поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, выбирая информационно-технологический и естественнонаучный профиль.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ