Рабочая программа по химии 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 79





Утверждаю

Директор МБОУ гимназии № 79

____________Л.Н.Копцева


Приказ № ___ от _____2014 г.


Рабочая программа


по химии

для 9 класса





учитель: Пудова Ю.В.


Рассмотрено и одобрено на заседании

МО учителей естественнонаучного цикла

Протокол № 1 от 30.08. 2014 г.

Руководитель МО: Баданина И.В.


Согласовано

Заместитель директора по УВР


_____________Ю.В.Пудова

« ___» ______________ 2014г.


Рабочая программа по химии 9 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа сформирована на основе федерального компонента государственного стандарта и программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, разработанной В.В. Ереминым, Н.Е. Кузьменко и др., год издания 2008.

Изучение химии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;

-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химические эксперименты, расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакций;

-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретений знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для базисного использования и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни.

Отбор содержания проводился на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по химии с учетом гимназического компонента.

Методы: словесно-наглядно-практический, исследовательский, эвристический, проблемно-поисковый.

Формы организации: занятия по решению расчетных задач (базовый и повышенный уровень), самостоятельная исследовательская деятельность; практические работы (работа в парах или малых группах) - позволяет эффективнее использовать учебное время, способствует развитию научной речи, стимулирует развитие творческого мышления учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся разработаны на основе требований федерального компонента государственного стандарта.

Для объективности оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности используются следующие формы контроля:

-химический диктант;

-самостоятельные и проверочные работы;

-тестовый контроль;

-контрольные работы;

-практические работы.

Исследовательский уровень осуществляется за счет выполнения лабораторных опытов и практических работ.

Гимназический компонент в программе выделен курсивом.





Учебно-тематический план.


/№

Название темы

кол-во часов

1

Стехиометрия. Количественные соотношения в химии

13

2

Электролитическая диссоциация

7

3

Окислительно-восстановительные реакции.

7

4

Галогены

6

5

Халькогены

9

6

Элементы подгруппы азота.

9

7

Углерод и кремний.

9

8

Общие свойства металлов

6


резервное время

2


итого

68


Содержание курса.

Тема: 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии (13ч).

Расчеты по химическим формулам - нахождение массовой доли элемента в соединении. Вывод формулы соединения. Моль- единица количества вещества. Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа.

Расчеты по уравнениям реакций: вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одной из реагирующих веществ или продуктов реакции. Вычисление молярной концентрации растворов. Расчеты объемных отношений газов в реакциях. Расчеты по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ находится в недостатке. Вычисление массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Вычисление выхода продукта химической реакции от теоретически возможного. Расчеты по термохимическим уравнениям.


Тема: 2. Химическая реакция (14 ч.)

ТЭД. Электролиты и не электролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Ион гидроксония. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Кислотность среды. Водородный показатель. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Составление электронного баланса. Типичные окислители, восстановители. Определение продуктов окислительно-восстановительных реакций. Химические источники тока. Электролиз расплавов и растворов. Практически важные окислительно-восстановительные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые реакции. Принцип Ле- Шателье и его применение в химии. Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степени окисления химических элементов, поглощению или выделению энергии; наличию или отсутствию катализатора; обратимости.

Лабораторные опыты:

  1. Изучение электропроводности растворов.

  2. Проведение реакций обмена в растворах электролитов.

  3. Определение кислотности среды растворов различных веществ.

  4. Гидролиз солей.

Практическая работа № 1: Экспериментальное решение задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема: 3. Химия неметаллов (33 ч.)

Элементы-неметаллы. Особенности элек­тронного строения, общие свойства.

Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления. Особенности фтора. Хлор — распространенность в природе, получение, физические и химические свойства, применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид-ион. Опре­деление иода крахмалом. Порядок вытеснения од­ного галогена другим из растворов галогенидов.

Сера — нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводо­род. Сульфиды. Сернистый газ. Оксид серы (VI) (серный ангидрид) и серная кислота. Окисли­тельные свойства концентрированной серной кислоты. Получение и применение серной кисло­ты (без технологической схемы). Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот — нахождение в природе, валентные возможности атома азота. Азот как простое ве­щество. Физические и химические свойства, получение, применение. Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минеральных удобрениях.

Аммиак. Строение молекулы, физические и > химические свойства, получение (без технологической схемы) и применение. Соли аммо­ния. Качественная реакция на ион аммония.

Оксиды азота. Азотная кислота. Полу­чение, физические и химические свойства, реак­ция с металлами. Применение азотной кислоты. Нитраты. Круговорот азота.

Фосфор. Белый фосфор. Получение и при­менение красного фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид) и фосфорная кислота.

Алмаз и графит — аллотропные моди­фикации углерода. Адсорбция. Угарный газ — свойства и физиологическое действие на орга­низм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Парниковый эффект и его последствия.

Кремний. Оксид кремния (IV), кремние­вая кислота и силикаты. Стекло. Керамика. Це­мент и бетон. Стекло — пример аморфного мате­риала.

Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота.

Лабораторные опыты

  1. Изучение свойств соляной кислоты.

  2. Знакомство с образцами серы и сульфидов металлов.

  3. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

  4. Распознавание сульфитов.

  5. Разложение хлорида аммония.

  6. Свойства ортофосфорной кислоты и ее солей.

  7. Знакомство с об­разцами минеральных удобрений.

  8. Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов. Качествен­ная реакция на карбонат-ион.

  9. Свойства кремниевой кислоты и растворов силикатов.

  10. Ознакомление с об­разцами природных силикатов, строительных материа­лов, мелом, известняком, мрамором, кварцем, глиной, полевым шпатом.

Практическая работа № 2: Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы».

Практическая работа № 3: Получение аммиака и опыты с ним.

Практическая работа № 4: Получение п оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распозна­вание карбонатов.


Тема: 4. Химия металлов (8ч.)

Положение металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов. Понятие о металлической связи. Общие свойства металлов. Способы получения металлов. Понятие о ме­таллургии. Ряд напряжений металлов. Вытесне­ние одного металла другим из раствора соли. Значение металлов в народном хозяйстве.

Щелочные металлы. Общая харак­теристика подгруппы. Натрий — физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Хлорид натрия — поваренная соль. Карбонат и гидрокарбонат натрия, их применение и свойства. Окрашивание пламени солями натрия.

Кальций — представитель семейства ще­лочноземельных металлов. Физические свойст­ва, взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Мрамор. Гипс. Известь. Строительные материалы. Окрашивание пламе­ни солями кальция.

Алюминий. Физические и химические свойства, применение. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Дюралюминий как основа современной авиации.

Железо. Физические и химические свойст­ва (взаимодействие с кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закален­ная и отпущенная сталь. Коррозия железа.

Лабораторные опыты

1. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

2. Растворение магния, железа и цинка в соляной кислоте.

3. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

4. Осаждение и растворение гидрокси­да алюминия.

5. Определение соединений железа (III) в растворе при помощи роданида калия.






/№


Система контроля

Тема № 1: Стехиометрия. Количественные соотношения в химии (13 ч.)

1.1.

Моль- единица количества вещества.


1.2.

Молярная масса.


1.3.

Вывод простейшей формулы вещества.


1.4.

Расчёты по уравнениям реакций.


1.5.

Молярная концентрация

Хим.диктант

1.6.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.


1.7.

Относительная плотность газов.

Проверочная работа

1.8.

Расчеты по уравнениям реакций с участием газов


1.9.

Расчёты по уравнениям реакций, если одно из исходных веществ взято в избытке.


1.10.

Расчёты по уравнениям выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Проверочная работа

1.11.

Тепловые эффекты химических реакций.


1.12.

Обобщение и систематизация знаний по теме.


1.13.

Контрольная работа № 1


Тема № 2: Электролитическая диссоциация (7ч.)

2.1.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.


2.2.

Диссоциация кислот, оснований, солей.


2.3.

Сильные и слабые электролиты

Проверочная работа

2.4.

Кислотность среды. Водородный показатель.


2.5.

Реакции ионного обмена и условия их протекания.


2.6.

Практическая работа № 1 Экспериментальное решение задач по теме: «Электролитическая диссоциация».


2.7.

Гидролиз солей.


Тема № 3: Окислительно-восстановительные реакции. (7 ч.)

3.1.

Окисление и восстановление.


3.2.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Электронный баланс.


3.3.

Химические источники тока. Электрохимический ряд напряжений металлов.


3.4.

Электролиз расплавов и растворов.


3.5.

Решение задач на электролиз.

Хим. диктант

3.6.

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Электролитическая диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции»

Проверочная работа

3.7.

Контрольная работа № 2

Тема № 4: Галогены (6 ч.)

4.1.

Общая характеристика галогенов. Хлор - химический элемент.


4.2.

Физические свойства хлора. Получение хлора в лаборатории


4.3.

Химические свойства хлора. Применение хлора. Получение хлора в промышленности.

Хим. диктант

4.4.

Хлороводород. Соляная кислота. Соли соляной кислоты. Применение соляной кислоты.

Проверочная работа


4.5.

Фтор, бром, иод и их соединения.


4.6.

Практическая работа № 2 Экспериментальное решение задач по теме: «Галогены».


Тема № 5: Халькогены. (9ч.)

5.1.

Общая характеристика халькогенов. Озон – аллотропная модификация кислорода.


5.2.

Скорость химической реакции.


5.3.

Решение задач по теме «Скорость химических реакций»

Проверочная работа

5.4.

Сера – химический элемент. Сера - простое вещество.


5.5.

Сероводород. Сульфиды.


5.6.

Сернистый газ.


5.7.

Серный ангидрид и серная кислота.

Проверочная работа

5.8.

Практическая работа № 3 Экспериментальное решение задач по теме «Халькогены»


5.9.

Контрольная работа № 3


Тема № 6: Элементы подгруппы азота. (9ч.)

6.1.

Общая характеристика подгруппы. Азот - химический элемент. Азот – простое вещество.


6.2.

Аммиак. Получение и применение аммиака.


6.3.

Практическая работа № 4 «Получение аммиака и изучение его свойств»


6.4.

Соли аммония.


6.5.

Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Проверочная работа

6.6.

Химическое равновесие.


6.7.

Фосфор - химический элемент. Фосфор – простое вещество.


6.8.

Фосфорный ангидрид и фосфорные кислоты. Минеральные удобрения.

Химический диктант

6.9.

Практическая работа № 5 Экспериментальное решение задач по теме «Элементы подгруппы азота»


Тема № 7: Углерод и кремний. (9ч.)

7.1.

Углерод - химический элемент. Углерод – простое вещество. Аллотропные модификации углерода.


7.2.

Химические свойства углерода. Оксиды углерода.


7.3.

Практическая работа № 6 «Получение углекислого газа и изучение его свойств»


7.4.

Угольная кислота и карбонаты.

Тестовый контроль

7.5.

Кремний. Оксид кремния (IV).


7.6.

Кремневая кислота. Силикаты.


7.7.

Силикатная промышленность.

Тестовый контроль

7.8.

Обобщение и систематизация знаний по теме.


7.9.

Контрольная работа № 4


Тема № 8: Общие свойства металлов. ( 6ч.)

8.1.

Общие свойства элементов- металлов


8.2.

Физические свойства металлов


8.3.

Сплавы

Химический диктант

8.4.

Химические свойства металлов


8.5.

Получение и применение металлов.


8.6.

Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы

Тестовый контроль


Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения химии 9 класса учащиеся должны:


знать:

  • химическую символику: формулы химических веществ и уравнения химических реакций (разложения, замещения, обмена, соединения, окислительно-восстановительные);

  • химические понятия: донор, акцептор, окислитель, восстановитель, электролиз, гидролиз, скорость химических реакций, ОВР, тепловой эффект химической реакции, экзо - и эндотермическая реакция, аллотропные модификации, адсорбция, металлургия, электропроводность, теплопроводность, пластичность, гальванический элемент, катод, анод, электрод, электрохимический ряд напряжения металлов, металлическая связь, жесткость воды, коррозия, сплав.

  • основные законы химии: Закон Авогадро, Периодический закон.


уметь:

  • называть: соединения оксидов, кислот, солей средних, кислых и основных;

  • объяснять: сущность реакций ионного обмена;

  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность; степень окисления элемента в соединениях; возможность протекания реакций ионного обмена; продукты окислительно-восстановительных реакций;

  • характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ; связь между составом, строением и свойствами веществ;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород; водород; аммиак; углекислый газ; растворы кислот, щелочей; хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; выход продукта реакции от теоретически возможного; молярную концентрацию растворов; массу, объем или количество вещества по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ находится в недостатке; массу одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. безопасного обращения с веществами и материалами;

    2. приготовления растворов заданной концентрации;

    3. экологически грамотного поведения в окружающей среде.


В результате освоения содержания курса химии за 9 класс учащиеся должны овладеть следующими способами

      • познавательной деятельности: использовать различные методы для познания окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент); уметь разделять процессы на этапы; определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; сравнивать, классифицировать; исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике; использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ; самостоятельно выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности.

      • информационно-коммуникативной деятельности: передавать содержание прослушанного текста в сжатом и развернутом виде; осознанно читать различные статьи и тексты; проводить информационно- смысловой анализ текста; владеть монологической речью; составлять план, тезисы и конспект; приводить примеры из жизни; подбирать аргументы; формулировать выводы; использовать для решения расчетных практических и экспериментальных задач различные источники информации.

      • рефлексивная деятельность: самостоятельно организовать учебную деятельность; владеть навыками контроля и самоконтроля; соблюдать нормы поведения в окружающей среде; согласованно работать с другими участниками образовательного процесса; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.


Учебно-методическое обеспечение:

        1. Учебник В.В. Ереминым, Н.Е. Кузьменко и др «Химия 9 класс».

        2. Электронные таблицы:

          • Периодическая система Д.И.Менделеева;

          • Растворимость кислот, оснований и солей в воде;

          • Электрохимический ряд напряжения металлов.

        3. Химическое оборудование: колбы, пробирки, спиртовки, ячейки, цилиндры, воронки, склянки для реактивов, держатели и т.д.

        4. Химические реактивы: наборы растворов кислот, солей и щелочей, необходимых для выполнения практической части.








Календарно-тематическое планирование 9 класс

Тема 1: Стехиометрия. Количественные соотношения в химии (13 часов).

Основные задачи изучения темы:

  1. Освоение учащимися системы знаний основных положений стехиометрии.

  2. Овладение учащимися умениями производить химические расчеты на основе уравнений химических реакций.

  3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе решения расчетных задач.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/ понимать:

  • понятия: «стехиометрия», «моль», «молярная масс», «молярная концентрация», «относительная плотность», «выход продукта реакции», «тепловой эффект», «эндо- и экзо- термические реакции», «термохимия»;

  • формулировку закона Авогадро;

  • классификацию химических реакций; 

уметь:

  • составлять алгоритмы для решения задач;

  • вычислять количество вещества;

  • вычислять молярную массу вещества;

  • вычислять массу вещества, используя молярную массу и количество вещества;

  • вычислять объем газа, используя количество вещества и молярный объем;

  • вычислять тепловой эффект химической реакции;

  • вычислять выход продукта реакции от теоретически возможного;

  • составлять термохимические уравнения химических реакций;

  • решать задачи на «избыток»


урока

Дата проведения

Тема урока

Содержание учебного материала

Методы обучения

ФОПД

Используемые ЦОР

Требования к уровню подготовки

Система контроля

примечание


план

факт

базовому

повышенному

1



Повторение курса химии за 8 класс

относительная атомная и молекулярная массы, атом, молекула,

вещество, группа, период, формулировка

П.З.Х.Э.

учебная дискуссия

групповая


Знать/понимать: понятия: «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», современную формулировку периодического закона.

Уметь: формулировать положения атомно-молекулярного учения, различать понятия атом и молекула, химический элемент,

Взаимо и

учительский

Задачи в тетрадях

2



Моль-единица количества вещества.

кол-во вещества, моль, число и постоянная Авогадро.

учебная дискуссия

парная

презентация

Знать/понимать: понятие «количество вещества», число Авогадро

Уметь: рассчитывать количество вещества по известному числу частиц вещества.

Взаимо и

учительский

§ 1 упр. 5

упр.6,7

3



Молярная масса.


Демонстрация: образцы веществ количеством один моль.

Проблемный диалог;

разработка алгоритма

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

8-9 класс

Знать/понимать: понятие «молярная масса».

Уметь: рассчитывать молярную массу вещества по количеству вещества.

Взаимо и

учительский

§ 2 упр. 4а,б,5,6

упр. 7-9,12.



4



Вывод простейшей формулы вещества

Эмпирическая формула

Разработка алгоритма, решение расчетных задач

парная

презентация


Уметь: выводить простейшие формулы веществ

Взаимо и

учительский

§ 3 упр. 1, 2,3.

упр. 4,5.


5



Расчеты по уравнениям реакций.

Молярная масса, количество вещества

Разработка алгоритма, решение расчетных задач

групповая

презентация

Знать/понимать: отношение количеств реагирующих веществ (в молях) равно отношению коэффициентов в уравнении реакции.

Уметь: производить расчеты по уравнениям химических реакций

Взаимо и

учительский

§ 4 упр.5-8.

упр. 10 (б,в),12,13.


6



Молярная концентрация

Молярная концентрация, плотность раствора

Решение расчетных задач

парная

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Растворы.

Электролитическая диссоциация»


Уметь: решать задачи с использованием молярной концентрации веществ.

Взаимо и

учительский

§ 5 упр.1-4

7



Закон Авогадро. Молярный объем газа.

Закон Авогадро, молярный объем, нормальные условия

Разработка алгоритма, решение расчетных задач

групповая

презентация

Знать/понимать: формулировку закона Авогадро.

Уметь: вычислять объем газа, используя количество вещества и молярный объем.

Взаимо и

учительский

§ 6 упр. 4 (а,б), 6,8.

упр.5,7,11

8



Относительная плотность газов.

относительная плотность газа.

Разработка алгоритма, решение расчетных задач

парная

презентация

Уметь: определять по формуле газа, насколько он легче или тяжелее другого газа.

Взаимо и

учительский

§ 7 упр.2-4

упр. 7-9.

9



Расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов.

Масса, молярная масса, объем, молярный объем, количество вещества

Разработка алгоритма, решение расчетных задач

парная


Уметь: производить расчеты по уравнениям с участием газов.

Взаимо и

учительский

§ 8 упр.5-8

упр. 11-13

10



Решение задач различных типов.

выход продуктов реакции.

Разработка алгоритма, решение расчетных задач

групповая


Уметь: вычислять выход продукта реакции от теоретически возможного; решать задачи на «избыток».

Взаимо и

учительский

§ 9 упр. 4-7

упр. 11-14


11



Тепловые эффекты химических реакций.

Тепловой эффект реакций, экзотермические и эндотермические реакции, термохимические уравнения.

Демонстрация: экзотермические реакции (разложение дихромата аммония), и эндотермические

Разработка алгоритма, решение расчетных задач

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Строение вещества»

Уметь: вычислять тепловой эффект химической реакции ; составлять термохимические уравнения химических реакций.

Взаимо и

учительский

§ 10 упр. 6,7,9

упр. 4,10,11

12



Обобщение и систематизация знаний по теме.


учебная дискуссия

парная

презентация

уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Взаимо и

самоконтроль

Повторить

§5-10,

алгоритмы решения расчетных задач

13



Контрольная работа №1.


Письменный контроль

индивидуальная


уметь: применять полученные знания при решении задач

Само и учительский


Тема 2: Электролитическая диссоциация (7 часов).

Основные задачи изучения темы:

  1. Освоение учащимися системы знаний:

  • о механизмах электролитической диссоциации ионных (соли, щелочи) и полярных (кислоты) веществ.

  • об особенностях гидролиза солей.

  1. Овладение учащимися умениями производить химические расчеты на основе уравнений химических реакций.

  2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе решения экспериментальных и расчетных задач.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/ понимать:

  • основные понятий «электролитическая диссоциация», «электролит», «неэлектролит», кислота, соль, основание с позиции теории электролитической диссоциации, «сильные электролиты», «слабые электролиты», «степень диссоциации», «водородный показатель», «реакции ионного обмена», «гидролиз солей».

  • особенности распада электролита на ионы;

  • условия протекания реакций ионного обмена до конца;

  • химический смысл кратких ионных уравнений.

уметь:

  • составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярной, ионной полной и сокращенной форме;

  • составлять уравнения диссоциации кислот, солей и оснований;

  • объяснять характер среды раствора в зависимости от состава растворенной в воде соли;

  • экспериментально определять характер среды растворенной соли;

  • вычислять степень диссоциации электролита;

  • составлять уравнения гидролиза солей.

14



Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Электролит, неэлектролит,

электролитическая диссоциация, гидратированные ионы.

Л.О.№1 Изучение электропроводности растворов и движение ионов в электрическом поле.

Проблемный диалог

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Растворы.

Электролитическая диссоциация»

Уметь: объяснять причину электропроводности водных растворов кислот, щелочей, солей.

Взаимо и

учительский

§ 11 упр. 3,4.

упр.5,6.

15



Диссоциация кислот, оснований и солей.

«кислота», «основание»,

«соль» с позиции

ТЭД.

учебная дискуссия

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Растворы.

Электролитическая диссоциация»

Знать/понимать: понятия кислота», «основание», «соль» с позиции ТЭД.

Уметь: объяснять общие свойства кислотных и щелочных растворов; составлять уравнения диссоциации кислот, оснований и солей.

Взаимо и

учительский

§ 12 упр. 3,4.

упр.5,6.


Уметь: составлять уравнения диссоциации кислых, основных солей

16



Сильные и слабые электролиты.

сильный и слабый электролит

Проблемный диалог.

Решение задач.

групповая

презентация

Знать/понимать: разницу между сильными и слабыми электролитами.

Взаимо и

учительский

§ 13 упр.2,3.

упр.5-7.


Уметь: определять степень диссоциации

17



Кислотность среды. Водородный показатель.

Кислотность среды, водородный показатель.

Л.О.№ 2 Определение кислотности универсальным индикатором

Эвристическая беседа

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Растворы.

Электролитическая диссоциация»

Знать/ понимать: индикаторы (лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый).

Уметь: определять среду водных растворов веществ.

Взаимо и

учительский

§ 14 упр.4-6.

упр.7,10,11


Уметь: объяснить связь кислотности среды с концентрацией ионов водорода и гидроксила

18



Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.

Л.О.№ 3 Реакции обмена в растворах электролитов.

Проблемный диалог.

Разработка алгоритма

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Растворы.

Электролитическая диссоциация»

Уметь: составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

Взаимо и

учительский

§ 15 упр.4(а-в),5 (в,г),

упр.6,11,12


Уметь: по сокращенному ионному уравнению составлять ионное полное и молекулярное уравнение реакции.

19



Практическая работа № 1

Экспериментальное решение задач по теме: «Электролитическая диссоциация»


Выполнение практической работы

парная


Уметь: проводить эксперимент, составлять уравнения

Взаимо и

учительский

повторить

§ 12-15

20



Гидролиз солей

Гидролиз солей

Л.О.№ 4 Гидролиз солей.

Проблемный диалог.

Разработка алгоритма

парная

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Растворы.

Электролитическая диссоциация»

Уметь: составлять уравнения гидролиза солей (сокращенное), устанавливать характер среды

Уметь: составлять уравнения гидролиза солей (полное), устанавливать характер среды

Взаимо и

учительский

§ 16 упр.

4-7

Тема 3: Окислительно-восстановительные реакции (7 часов).

Основные задачи изучения темы:

  1. Освоение учащимися системы знаний об окислительно-восстановительных процессах.

  2. Овладение учащимися умениями производить химические расчеты на основе уравнений химических реакций.

  3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе решения расчетных задач.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/ понимать:

  • основные понятия по теме: «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», «электроды», «анод», «катод», «электрохимический ряд напряжения металлов», «электролиз»,

  • особенности протекания электролиза расплава;

  • особенности протекания электролиза растворов.

умения:

  • определять степень окисления в простых и сложных веществах;

  • определять процесс-окисления и процесс-восстановления;

  • определять элемент-окислитель, элемент-восстановитель;

  • определять продукты окислительно-восстановительных реакций;

  • расставлять коэффициенты методом электронного баланса;

  • составлять уравнения электролиза расплава;

  • составлять уравнения электролиза раствора.

21



Окисление и восстановление.

Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление

Эвристическая беседа.

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Растворы.

Электролитическая диссоциация»

«Строение вещества»

Знать/понимать: понятия «восстановление и окисление», «восстановитель и окислитель»;

Уметь: определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления; составлять уравнения полуреакций окисления и восстановления.

Взаимо и

учительский

§ 17 упр.3,4,5

упр. 6,7

22



Составление уравнений ОВР. Электронный баланс.

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

Л.О.№ 5 Окислительно-восстановительные реакции.

Разработка алгоритма

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Строение вещества»

Уметь: определять направление перехода электронов, расставлять коэффициенты в уравнениях.

Взаимо и

учительский

§ 18 упр.3,4(а)

упр. 4 (б,в).

§ 19, упр. 10,11

23



Химические источники. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Гальванический элемент, электрод, катод, анод, электрохимический ряд напряжения металлов, электродный потенциал.

Учебная дискуссия

парная

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Строение вещества»

Уметь: использовать ряд напряжения металлов для определения протекания реакций.

Уметь: составлять уравнения полуреакций происходящие в гальванических элементах; доказывать, что одни ионы металлов более сильные чем другие.

Взаимо и

учительский

§ 20 упр.3,4,5

упр. 6,7

24



Электролиз расплавов и растворов.

Электролиз

Демонстрация: электролиза раствора сульфата меди (II).

Разработка алгоритма

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Строение вещества»

Уметь объяснять сущность процесса электролиза расплава солей, составлять уравнения электролиза расплава солей.

Уметь объяснять сущность процесса электролиза раствора солей, составлять уравнения электролиза раствора солей.

Взаимо и

учительский

§ 21 упр.3 (а), 4 (а-в).

упр.5 (а-в),7,8

25



Практически важные ОВР.

Решение задач

Фотосинтез, коррозия, химическая коррозия, электрохимическая коррозия.

Ситуация выбора

парная

презентация


Знать/понимать: понятия «фотосинтез», «коррозия», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия»; практически важные ОВР

Взаимо и

учительский

§ 22 упр.5-7.

Задачи в УМК

26



Обобщение и систематизации знаний по теме


учебная дискуссия

групповая


уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Взаимо и

самоконтроль

повторить

§ 17-21

алгоритмы

27



Контрольная работа № 2



индивидуальная


уметь: применять полученные знания при решении задач и составлении уравнений ОВР.

учительский


Тема 4: Галогены (5 часов).

Основные задачи изучения темы:

  1. Освоение учащимися системы знаний о представителях, свойствах и способах получения галогенов.

  2. Овладение учащимися умениями производить химические расчеты на основе уравнений химических реакций.

  3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе решения расчетных задач.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать:

  • общую характеристику подгруппы галогенов;

  • физические свойства хлора;

  • химические свойства хлора;

  • способы получения хлора в лаборатории и промышленности;

уметь:

  • составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства хлора;

  • составлять уравнения химических реакций получения хлора в лаборатории и промышленности;

  • решать задачи, различного типа;

  • экспериментально определять хлорид-ионы;

  • осуществлять цепочки превращения

28




Общая характеристика галогенов. Хлор - химический элемент.

Физические свойства хлора. Получение хлора в лаборатории

Галогены

«сухой лед»

Л.О.№ 6 Получение хлора и изучение его свойств.

Эвристическая беседа

парная

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать/понимать: общую характеристику галогенов; физические свойства хлора, способы получения в лаборатории.

Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при отравлении хлором

Взаимо и

учительский

§ 23упр. 4

§ 24 упр. 3,4 ; 5

§ 25 упр. 6

упр. 5,7,8


29



Химические свойства хлора. Кислородные соединения хлора.

Применение хлора. Получение хлора в промышленности.

Цепные реакции

Л.О.№ 7 Ознакомление со свойствами хлорсодержащих отбеливателей

Электролиз раствора.

Проблемный диалог.

Презентация учащихся

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Строение вещества»

Знать/ понимать: химические свойства хлора, области применения хлора, способы получения хлора в промышленности.

Знать/ понимать: химические свойства хлора; кислородные соединения хлора; области применения хлора, способы получения хлора в промышленности.

Взаимо и

учительский


§ 26 упр. 2,3,5.

упр. 4,6-7

§ 27 упр.7,8.



Уметь: составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства хлора.

30



Хлороводород. Соляная кислота.

Соли соляной кислоты. Применение соляной кислоты.

Хлороводород.

хлориды

Проблемный диалог.

Презентация учащихся

парная

презентация

Знать/понимать: химические свойства соляной кислоты, области применения соляной кислоты.

Уметь: экспериментально определять хлорид-ионы

Взаимо и

учительский

§ 28 упр. 2,4.

упр. 3,6

§ 29 упр. 3,4,6.

упр. 7-9

§ 30 упр. 1,3,4.

упр. 6,7

31



Фтор, бром, иод и их соединения.

Бром, фтор, иод

Л.О.№ 8 Свойства брома, иода и их солей.

Презентация учащихся

групповая

презентация

Уметь: по аналогии составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства брома, иода.

Уметь: сравнивать свойства и способы получения галогенов

Взаимо и

учительский

§ 31 упр.4,5,6,13 (а).

упр. 10-13(б)


32



Практическая работа № 2 Экспериментальное решение задач по теме: «Галогены».


Выполнение практической работы

парная


Уметь: проводить эксперимент, составлять уравнения

Взаимо и

учительский


Тема 5: Халькогены (8 часов).

Основные задачи изучения темы:

  1. Освоение учащимися системы знаний о представителях, свойствах и способах получения халькогенов.

  2. Овладение учащимися умениями производить химические расчеты на основе уравнений химических реакций.

  3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе решения расчетных задач.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать:

  • понятия: «аллотропные модификации», «аллотропия», «скорость химических реакций», «катализатор», «ингибитор», «олеум»;

  • общую характеристику подгруппы халькогенов;

  • физические свойства серы, озона;

  • химические свойства серы;

  • химические свойства сернистого газа;

  • химические свойства серной кислоты;

  • факторы, влияющих на скорость реакции.

 

умения:

  • составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства серы;

  • составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты;

  • рассчитывать тепловой эффект реакции, энергию активации исходя из энергетической диаграммы;

  • рассчитывать скорость протекания химической реакции;

  • объяснять зависимость скорости реакции от воздействия внешних факторов;

  • решать задачи, различного типа;

  • экспериментально определять сульфат-ионы;

  • осуществлять цепочки превращения


33



Общая характеристика халькогенов.

Озон – аллотропная модификация кислорода.

Халькогены

Озон, аллотропия, аллотропные модификации, озонатор

Эвристическая беседа

Презентация учащихся

парная

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать/понимать: общую характеристику халькогенов; понятия «аллотропии», роль озона в атмосфере.

Знать/понимать: закономерности изменения свойств элементов (радиус атома, электро-отрицательность) и простых веществ (неметаллические и окислительные свойства) в подгруппе кислорода; качественную реакцию на озон.

Уметь: объяснять, почему число простых веществ в несколько раз превосходит число химических элементов,

Взаимо и

учительский

§ 32 упр. 2,3.

упр. 5,6

§ 33 упр.1,3.

упр. 2,4


34



Скорость химической реакции.

Скорость химической реакции, энергия активации, катализатор, ингибитор, ферменты

Л.О.№ 9 Изучение факторов, влияющих на скорость химической реакции

Проблемный диалог

парная

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«8-9 класс»

Знать/понимать: понятия: скорость химической реакции, энергия активации, катализатор, ингибитор, ферменты; факторы, влияющие на скорость реакции.

Взаимо и

учительский

§ 34 упр.2,5,7.

упр. 3,9-11.



Уметь: использовать понятие скорости применительно к химическим явлениям, приводить примеры процессов, протекающих с различными скоростями и предлагать возможные пути ускорения или замедления этих процессов.

35



Пероксид водорода.

Решение задач

Пероксид

Ситуация выбора

парная

презентация

Знать: реакцию разложения пероксида водорода.

Взаимо и

учительский

§ 35 упр. 4,5,7.



Уметь: составлять уравнения химических реакций с участием пероксида водорода.

36



Сера – химический элемент. Сера - простое вещество.

Пластическая сера, ромбическая сера, кристаллическая сера

Презентация учащихся

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать: аллотропные модификации серы.

Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства серы.

Взаимо и

учительский

§ 36 упр. 2,5,4

§ 37 упр. 3,5

37



Сероводород. Сульфиды.

Сернистый газ.

Сероводород, сульфиды

Сернистый газ

Эвристическая беседа

Презентация учащихся

Малые группы

презентация

Уметь: использовать предложенные схемы для описания химических свойств сероводорода

Знать: особенности строения молекулы сероводорода

Взаимо и

учительский

§ 36 упр. 2,5,4

§ 37 упр. 3,5

§ 38 упр. 2,3,8.

упр.4,6,11

Знать: химические свойства сернистого газа и способы его получения.

Уметь: расставлять коэффициенты в схемах ОВР с участием сернистого газа.

38



Серный ангидрид и серная кислота.

Серный ангидрид, серная кислота, олеум

Л.О.№ 10 Изучение свойств серной кислоты и её солей

Учебная дискуссия

Малые группы

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать: особенности свойств разбавленной серной кислоты;

качественную реакцию на сульфат-ионы.

Уметь: расставлять коэффициенты в схемах ОВР с участием серной кислоты.

Знать: особенности свойств концентрированной серной кислоты;

качественную реакцию на сульфат-ионы.

Уметь: составлять ОВР с участием концентрированной серной кислоты.

Взаимо и

учительский

§ 40 упр. 5(а),6,11(а).

упр.8,10

39



Практическая работа № 3 Экспериментальное решение задач по теме «Халькогены»


Выполнение практической работы

парная


Уметь: проводить эксперимент, составлять уравнения

Взаимо и

учительский

повторить § 34,38,39,40


40



Контрольная работа № 3



индивидуальная


уметь: применять полученные знания при решении задач и осуществления цепочек превращения.

само и

учительский


Тема 6: Элементы подгруппы азота (8 часов).

Основные задачи изучения темы:

    • Освоение учащимися системы знаний о представителях, свойствах и способах получения элементов подгруппы азота.

    • Овладение учащимися умениями производить химические расчеты на основе уравнений химических реакций.

    • Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе решения расчетных задач.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать:

  • общую характеристику подгруппы азота;

  • физические свойства азота;

  • химические свойства азота;

  • особенности строения аммиака;

  • химические свойства аммиака;

  • химические свойства азотной кислоты;

  • факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

  • физические свойства фосфора;

  • химические свойства фосфора;

  • химические свойства ортофосфорной кислоты.

уметь:

  • составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства азота;

  • составлять уравнения химических реакций с участием азотной кислоты;

  • объяснять смещение химического равновесия под влиянием внешних факторов;

  • составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства фосфора;

  • составлять уравнения химических реакций с участием ортофосфорной кислоты;

  • решать задачи, различного типа;

  • экспериментально получать и собирать аммиак;

  • осуществлять цепочки превращения

41



Общая характеристика подгруппы. Азот - химический элемент. Азот – простое вещество.

Азот, фосфор, мышьяк,

жидкий азот, цианобактерии

Эвристическая беседа

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать: общую характеристику подгруппы азота.

Взаимо и

учительский

§ 41-43

упр. 3 стр. 193, 2 стр. 197

упр. 4 стр. 194,

упр. 4 стр. 197

Уметь: характеризовать химические элементы подгруппы азота по их положению в периодической системе

Уметь: объяснять особенности строения молекулы азота.

42



Аммиак. Получение и применение аммиака.

аммиак, ион аммония

Л.О.№ 11 Изучение свойств водного раствора аммиака

Проблемный диалог

групповая

презентация

Уметь: составлять уравнения химических реакций с участием аммиака.

Уметь: объяснять особенности строения молекулы аммиака, составлять ОВР с участием аммиака

Взаимо и

учительский

§ 44

упр. 4,5 ,9

упр. 6-8

подготовиться к практической работе № 4

43



Практическая работа № 4 «Получение аммиака и изучение его свойств»


Выполнение практической работы

парная


Уметь: проводить эксперимент, составлять уравнения

Взаимо и

учительский

§ 45 упр. 4-5

упр. 6-7


44



Соли аммония.

соли аммония

Л.О.№ 12 Свойства солей аммония

Учебная дискуссия

групповая

презентация

Знать: химические свойства солей аммония.

Уметь: составлять уравнения химических реакций с участием солей аммония.

Взаимо и

учительский

§ 46 упр. 2,3,8

упр. 5-7

45



Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

ангидрид азотной кислоты, свободный радикал, азотная кислота, нитраты

проблемный диалог

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Уметь: составлять уравнения химических реакций с участием концентрированной азотной кислоты

Знать: свойства основных оксидов азота, особенности разложения нитратов под действием температуры.

Уметь: составлять ОВР с участием азотной кислоты различной концентрации.

Взаимо и

учительский

§ 47 упр. 4,9

упр. 7,10


§ 48 упр. 1,10,12

упр. 3,7,11


46



Химическое равновесие.

Химическое равновесие, принцип Ле Шателье.


Эвристическая беседа

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«8-9 класс»

Знать: понятие «химическое равновесие».

Уметь: объяснять смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентрации

Взаимо и

учительский

§ 49 упр. 2,5,6,7 (а,б)

упр. 8-10



Уметь: объяснять цель изменения условий протекания химической реакции; находить количества исходных веществ в равновесной смеси

47



Фосфор - химический элемент. Фосфор – простое вещество.

Фосфорный ангидрид и фосфорные кислоты. Минеральные удобрения.

фосфор, фосфорит, апатит, аллотропные модификации фосфора

фосфорный ангидрид, фосфорные кислоты, минеральные удобрения

Учебная дискуссия

проблемный диалог

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать: химические свойства фосфорного ангидрида; минеральные удобрения

Уметь: давать характеристику фосфору по его положению в периодической системе химических элементов; составлять уравнения химических реакций с участием фосфорного ангидрида; объяснять действие удобрений на почву и растительные организмы..

Взаимо и

учительский

§ 51 упр.3

§ 52 упр. 4-6

§ 52 упр.5-6,

упр. 3,7,10

§ 53 упр. 4-6

упр.7 (б,г),8



Знать: аллотропные модификации фосфора, способы получения фосфора; особенности фосфорной кислоты

48



Практическая работа № 5 Экспериментальное решение задач по теме «Элементы подгруппы азота»


Выполнение практической работы

парная


Уметь: проводить эксперимент, составлять уравнения

Взаимо и

учительский

повторить

§ 50-53

Тема 7: Углерод и кремний (8 часов).

Основные задачи изучения темы:

    • Освоение учащимися системы знаний о представителях, свойствах и способах получения элементов подгруппы углерода.

    • Овладение учащимися умениями производить химические расчеты на основе уравнений химических реакций.

    • Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе решения расчетных задач.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать:

  • общую характеристику подгруппы углерода;

  • физические свойства углерода;

  • химические свойства углерода;

  • химические свойства оксидов углерода;

  • физические свойства кремния;

  • химические свойства кремния.

 уметь:

  • составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства углерода

  • составлять уравнения реакций характеризующих химические свойства кремния;

  • решать задачи, различного типа;

  • экспериментально получать оксид углерода (IV);

  • осуществлять цепочки превращения


49



Углерод - химический элемент. Углерод – простое вещество. Аллотропные модификации углерода.

углерод, алмаз, графит, фуллерен

Учебная дискуссия

групповая

презентация

Знать: характеристику углерода по его положению в периодической системе химических элементов.

Взаимо и

учительский

§ 54-55

§ 56


Знать: аллотропные модификации углерода

50



Химические свойства углерода. Оксиды углерода.

угарный газ, углекислый газ, газификация топлива, генераторный газ.

Эвристическая беседа

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать: химические свойства углерода, оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

уметь: составлять уравнения химических реакций характеризующих химические свойства углерода и его оксидов.

Взаимо и

учительский

§ 57 упр. 2,3 (а),9

упр. 3 (б),7,8

§ 58- 59



Знать: особенности строения молекулы углекислого газа

51



Практическая работа № 6 «Получение углекислого газа и изучение его свойств»


выполнение практической работы

парная


Уметь: проводить эксперимент, составлять уравнения

Взаимо и

учительский

Повторить

§ 54-57


52



Угольная кислота и карбонаты.

карбонаты, гидрокарбонаты

Л.О.№ 14 Качественная реакция на карбонат-ион

Л.О.№ 15 Изучение свойств растворов среднего и кислого карбонатов натрия

эвристическая беседа

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать: химические свойства угольной кислоты.

Уметь: осуществлять цепочки превращения с участием

Взаимо и

учительский

§ 60

упр. 6 (а) , 13,14

упр. 7,8,12

§ 61




Знать: круговорот углерода в природе.

53



Кремний. Оксид кремния (IV)

Кремневая кислота. Силикаты.

кварц, карборунд, кремнезем

кремневая кислота, силикаты

Л.О.№ 16 Испытание раствора силиката натрия индикатором

Л.О.№ 17 Ознакомление с образцами природных силикатов

учебная дискуссия

эвристическая беседа

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»

Знать: физические и химические свойства кремния и его оксида; химические свойства кремневой кислоты и её солей.

уметь: составлять уравнения реакций

Взаимо и

учительский

§ 62- 63

§ 64

упр. 1,5, 3

упр. 4,6,9



знать: особенности строения оксида кремния

54



Силикатная промышленность.

силикатная промышленность, керамика, цемент, бетон.

эвристическая беседа

групповая

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»

«Неметаллы»


Знать: основные понятия по теме, особенности производства керамики, цемента и стекла

Взаимо и

учительский

§ 65 упр. 3-6

упр. 7-10


55



Обобщение и систематизация знаний по теме.


учебная дискуссия

парная


уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Взаимо и

учительский

подготовиться к контрольной работе.

56



Контрольная работа № 4



индивидуальная


уметь: применять полученные знания при решении задач и составлении уравнений ОВР.

само и

учительский
















Диагностические работы.

Диагностическая работа по теме: Халькогены.

Выполняя данную работы Вы имеете возможность продемонстрировать:

уровень овладения умениями:

  • определять тип химической реакции;

  • определять степень окисления;

  • определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления;

  • решать задачи расчетные задачи по уравнениям химических реакций.

Критерии оценивания выполнения работы:

отметка«3» - задания №1,2,3;

«4»- задания № 2,3, 4;

«5» - задания № 2 ,3,5.


Задание: Составьте уравнение реакции получения кислорода в лаборатории из пероксида водорода.

1.Дайте характеристику этой реакции по известным вам признакам.

2. Определите степень окисления для каждого химического элемента.

3.Определите окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

4. Какой объем кислорода выделится, при разложении пероксида водорода (участвует в обесцвечивании волос длиной 45 см), если масса 30%-ного раствора пероксида водорода равна 390г.

5. *Составьте и решите задачу, используя данный тип химической реакции.


Поэлементный анализ


элементы действий, из которых складывается выполнение заданий

работу

выполняли

Успешность выполнения

Общий % выполнения

верно

допустили ошибки

не приступили

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

1.1. Составлено уравнение реакции разложения пероксида водорода.









2

2.1. Определены - реакция разложения.

2.2. Определено - реакция необратимая.

2.3. Определено - реакция каталитическая.

2.4. Определено - реакция окислительно-восстановительная.









3

3.1. Определена степень окисления каждого элемента.

3.2. Изображено направление перехода электронов.

3.3. Указан процесс окисления.

3.4. Указан процесс восстановления.

3.5. Указан окислитель.

3.6. Указан восстановитель.

3.7. Расставлены коэффициенты в уравнении химической реакции.









4

4.1. Оформлена краткая запись условия задачи.

4.2. Составлено уравнение химической реакции.

4.3. Вычислена масса растворенного вещества пероксида водорода.

4.4. Вычислена молярная масса пероксида водорода.

4.5. Вычислено количество вещества пероксида водорода.

4.6. Найдено количество вещества кислорода по соотношение кислорода и пероксида водорода.

4.7. Вычислен объем кислорода.









5

Составлена задача









«5»- ; «4» - ; «3» -

% успеваемости –

% качества - (уровень оптимальный, допустимый, критический)



Диагностическая работа по теме: ОВР

Выполняя данную работы Вы имеете возможность продемонстрировать:

уровень овладения умениями:

  • определять степень окисления;

  • определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления;

  • составлять уравнение электролиза расплава и раствора;

  • решать расчетные задачи.

Критерии оценивания выполнения работы:

отметка«3» - задания № 1,2;

«4»- задания № 3, 4 (а),5;

«5» - задания № 3, 4 (б), 6.

Задание: Даны следующие вещества: Al, H2SO4, KMnO4, O2, MgCl2, KClO3, P.

  1. Определите степень окисления элементов по формулам предложенных соединений.

  2. Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в схеме реакции:

Al + H2SO4→ Al2 (SO4)3 + H2

  1. Используя предложенные соединения, составьте окислительно-восстановительную реакцию, определите окислитель, восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

  2. Составьте уравнения электролиза:

а) расплава хлорида магния

б) * раствора хлорида магния.

5. Вычислите объем газа выделившийся на аноде, если электролизу подвергается 100 г расплава хлорида магния.

6. Составьте свой текст задачи и решите её, используя данный тип задачи.


Поэлементный анализ

Элементы действий, из которых складывается выполнение заданий


работу выполняли

Успешность выполнения

Общий процент выполнения

верно

допустили ошибки

не приступили

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

    1. определена степень окисления алюминия

    2. определена степень окисления всех элементов в серной кислоте

    3. определена степень окисления всех элементов в перманганате калия

    4. определена степень окисления кислорода

    5. определена степень окисления всех элементов в хлориде магния

    6. определена степень окисления всех элементов в бертолетовой соли

    7. определена степень окисления фосфора



















2

2.1. определена степень окисления алюминия

2.2. определена степень окисления всех элементов в серной кислоте

2.3. определена степень окисления всех элементов в сульфате алюминия

2.4. определена степень окисления водорода

2.5. записано уравнение полуреакции окисления

2.6. записано уравнение полуреакции восстановления

2.7. уравнено число отданных и принятых электронов

2.8. определен процесс окисления

2.9. определен процесс восстановления

2.10. определен восстановитель

2.11. определен окислитель

2.12. расставлены коэффициенты






















3

3а.1. Составлено уравнение горения фосфора

3а.2. определена степень окисления фосфора

3а.3. определена степень окисления кислорода

3а.4. определена степень окисления всех элементов в оксиде фосфора (V)

3а.5 записано уравнение полуреакций окисления

3а.6. записано уравнение полуреакции восстановления

3а.7. уравнено число отданных и принятых электронов

3а.8. указан процесс окисления

3а.9. указан процесс восстановления

3а.10. указан элемент- восстановитель

3а.11. указан элемент- окислитель

3а.12. расставлены коэффициенты

3б.1. Составлено уравнение горения алюминия

3б.2. определена степень окисления алюминия

3б.3. определена степень окисления кислорода

3б.4. определена степень окисления всех элементов в оксиде алюминия

3б.5 записано уравнение полуреакции окисления

3б.6. записано уравнение полуреакции восстановления

3б.7. уравнено число отданных и принятых электронов

3б.8. указан процесс окисления

3б.9. указан процесс восстановления

3б.10. указан элемент- восстановитель

3б.11. указан элемент- окислитель

3б.12. расставлены коэффициенты

3в.1. составлено уравнение разложения перманганата калия

3в.2. определена степень всех элементов в перманганате калия

3в.3. определена степень всех элементов в манганате калия

3в.4. определена степень окисления всех элементов в оксиде марганца (IV)

3в.5. определена степень окисления кислорода

3в.6 записано уравнение полуреакции окисления

3в.7. записано уравнение полуреакции восстановления

3в.8. уравнено число отданных и принятых электронов

3в.9. указан процесс окисления

3в.10. указан процесс восстановления

3в.11. указан элемент- восстановитель

3в.12. указан элемент- окислитель

3в.13. расставлены коэффициенты

3г.1. составлено уравнение разложения бертолетовой соли

3г.2. определена степень всех элементов в бертолетовой соли

3г.3. определена степень всех элементов в хлориде калия

3г.4. определена степень окисления кислорода

3г.5 записано уравнение полуреакции окисления

3г.6. записано уравнение полуреакции восстановления

3г.7. уравнено число отданных и принятых электронов

3г.8. указан процесс окисления

3г.9. указан процесс восстановления

3г.10. указан элемент- восстановитель

3г.11. указан элемент- окислитель

3г.12. расставлены коэффициенты









4

4а.1. Составлено уравнение диссоциации расплава хлорида магния

4а.2. Записано уравнение полуреакции протекающей на катоде.

4а.3. Записано уравнение полуреакции протекающей на аноде.

4а.4. Записано молекулярное уравнение электролиза расплава хлорида магния.

4б.1. Составлено уравнение диссоциации раствора хлорида магния

4б.2. Записано уравнение полуреакции протекающей на катоде.

4б.3. Записано уравнение полуреакции протекающей на аноде.

4б.4. Записано сокращенное ионное уравнение электролиза.

4б.5. Записано молекулярное уравнение электролиза расплава хлорида магния









5

5.1. . Оформлена краткая запись условия задачи.

5.2. Составлено молекулярное уравнение электролиза расплава хлорида магния.

5.3. Вычислено молярная масса хлорида магния.

5.4. Вычислено количество вещества хлорида магния

5.5. Найдено количество вещества хлора по соотношению хлорида магния и хлора

5.6. Вычислен объем хлора









6

Составлена задача










«5»-; «4» -; «3»-

% успеваемости –

% качества - (уровень оптимальный, допустимый, критический)










Диагностическая работа по теме: Электролитическая диссоциация.

Выполняя данную работы Вы имеете возможность продемонстрировать:

уровень освоения:

понятий: «кислота», «основание», «соль» с позиции теории электролитической диссоциации; «электролитическая диссоциация», «гидролиз солей».

уровень овладения умениями:

  • составлять уравнения диссоциации кислот, солей и оснований;

  • составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и ионном сокращенном виде;

  • составлять уравнения гидролиза солей;

  • определять характер среды растворов солей;

  • решать задачи расчетные задачи по уравнениям химических реакций.

Критерии оценивания выполнения работы:

отметка«3» - задания №1,2,4;

«4»- задания № 1,2,3 (а),4;

«5» - задания № 1,2,3 (б),4,5.

Задание: даны растворы серной кислоты, нитрата меди (II), гидроксида калия, карбоната натрия, хлорида бария.

  1. Составьте уравнения диссоциации этих веществ.

  2. Составьте любые 2 уравнения возможных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

  3. Как изменится цвет индикатора в растворе следующей соли: а) карбоната натрия; б) нитрата меди (II). Ответ подтвердите уравнениями гидролиза.

  4. К 100 г 12%-ного раствора хлорида бария добавили раствор серной кислоты. Вычислите массу образовавшегося осадка.

  5. *Составьте задачу с использованием предложенных растворов на избыток и недостаток.


Поэлементный анализ

элементы действий, из которых складывается выполнение заданий


работу выполняли

Успешность выполнения

Общий %

выполнения

верно

допустили ошибки

не приступили

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

1.1. составлено уравнение диссоциации серной кислоты

1.2. составлено уравнения диссоциации нитрата меди (2)

1.3. составлено уравнения диссоциации гидроксида калия

1.4. составлено уравнения диссоциации карбоната натрия

1.5. составлено уравнения диссоциации хлорида бария.









2

2а.1. составлено уравнение взаимодействия гидроксида калия и нитрата меди (2) в молекулярном виде.

2а.2. расставлены коэффициенты в уравнении.

2а.3. записан в виде ионов гидроксид калия.

2а.4. записан в виде ионов нитрата меди (2).

2а.5. записан в молекулярном виде гидроксид меди (2).

2а.6. записан в ионном виде нитрат калия.

2а.7. записано ионное сокращенное уравнение.

2б.1. составлено уравнение взаимодействия гидроксида калия и серной кислоты в молекулярном виде.

2б.2. расставлены коэффициенты в уравнении.

2б.3. записан в виде ионов гидроксид калия.

2б.4. записана в виде ионов серная кислота.

2б.5. записан в виде ионов сульфат калия

2б.6. записана в молекулярном виде вода

2б.7. записано ионное сокращенное уравнение.

2в.1. составлено уравнение взаимодействия хлорида бария и серной кислоты в молекулярном виде.

2в.2. расставлены коэффициенты в уравнении.

2в.3. записан в виде ионов хлорид бария.

2в.4. записана в виде ионов серная кислота

2в.5. записан в молекулярном виде сульфат бария

2в.6. записана в ионном виде соляная кислота.

2в.7. записано ионное сокращенное уравнение.

2г.1. составлено уравнение взаимодействия хлорида бария и карбоната натрия в молекулярном виде.

2г.2. расставлены коэффициенты в уравнении.

2г.3. записан в виде ионов хлорид бария.

2г.4. записан в виде ионов карбонат натрия

2г.5. записан в молекулярном виде карбонат бария

2г.6. записан в ионном виде сульфат натрия

2г.7. записано ионное сокращенное уравнение.

2д.1. составлено уравнение взаимодействия карбоната натрия и серной кислоты в молекулярном виде.

2д.2. расставлены коэффициенты в уравнении.

2д.3. записан в виде ионов карбонат натрия.

2д.4. записана в виде ионов серная кислота

2д.5. записаны в молекулярном виде вода и оксид углерода (IV)

2д.6. записан в ионном виде сульфат натрия.

2д.7. записано ионное сокращенное уравнение.

2е.1. составлено уравнение взаимодействия карбоната натрия и нитрата меди (2) в молекулярном виде.

2е.2. расставлены коэффициенты в уравнении.

2е.3. записан в виде ионов карбонат натрия.

2е.4. записан в виде ионов нитрата меди (2).

2е.5. записан в молекулярном виде карбонат меди (II)

2е.6. записан в ионном виде нитрат натрия.

2е.7. записано ионное сокращенное уравнение.














3

3а.1. Определено, что соль образована сильным основанием и слабой кислотой

3а.2. Составлено уравнение диссоциации карбоната натрия

3а.3. Составлено сокращенное ионное уравнение реакции взаимодействия карбонат-иона с водой

3а.4. Определена щелочная среда раствора, цвет фенолфталеина малиновый

3а.5. Составлено полное ионное уравнение реакции гидролиза карбоната натрия.

3а.6. Составлено молекулярное уравнение гидролиза карбоната натрия.

3б.1. Определено, что соль образована слабым основанием и сильной кислотой

3б.2. Составлено уравнение диссоциации нитрата меди (II)

3б.3. Составлено сокращенное ионное уравнение реакции взаимодействия катиона меди с водой

3б.4. Определена кислотная среда раствора, цвет фенолфталеина бесцветный

3б.5. Составлено полное ионное уравнение реакции гидролиза нитрата меди (II).

3б.6. Составлено молекулярное уравнение гидролиза нитрата меди (II).














4

4.1. Составлена краткая запись условия задачи.

4.2. Составлено уравнение химической реакции.

4.3. Вычислена масса растворенного вещества хлорида бария

4.4. Вычислена молярная масса хлорида бария.

4.5. Вычислено количество вещества хлорида бария.

4.6. Найдено количество вещества сульфата бария по соотношению хлорида бария и сульфата бария.

4.7. Вычислена масса сульфата бария.

??? уточнить если задача решена через пропорцию









5

Составлена и решена задача










«5»-; «4»-; «3»-

%- успеваемости-

% качества – (уровень оптимальный, допустимый, критический)



Литература:

  1. Аксельрод А.Ю. Кислород нашей жизни. — М.: Знание, 1987.

  2. Аксельрод И. Д. Курс общей химии: Пособие для учащихся 11 класса школ гуманитарного профиля. — Н. Новгород: Гумани­тарный центр, 1997.

  3. Афанасьев А. Г., Григорьев Е. С. Химия на службе быта. — М.: Знание, 1986.

  4. Ахметов Н. С. Неорганическая химия. — М.: Просвещение, 1990.

  5. Буринская Н.Н. Тренировочные упражнения по неорганической химии для средней

школы.- Киев-1979.

  1. Будруджак П. Задачи по химии / Пер. с рум. — М.: Мир, 1989.

  2. Гольдфарб, Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Химия. Задачник. 8-11 классы. М.:Дрофа,2003.

  3. Гроссе А., Вайсмантелъ X. Химия для любознательных /Пер. с нем. — Химия, 1980.

  4. Дьячков П.Н. Тесты. Химия. 8-11 кл. – М.: Издательство АСТ, 2002.

  5. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. "Справочник школьника по химии". - М.: «Экзамен», 2006.

  6. Еремин В.В. Химия: 8-11 класс. Справочные материалы. – М.: Мир и Образование, 2004.

  7. Жуковская В. И. Маленькая домашняя энциклопедия. — М.: Знание, 1992.

  8. Жуков Т.С. Экспериментальный учебник по химии. -М.: 2002.

  9. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и при­кладной аспекты. — М.: ВЛАДОС, 1999.

  10. Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии 8-9 классы. -М.: «Дрофа», 2003

  11. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Неорганическая хи­мия. — М.: 1978.

  12. Корнилович К. Окно в минувшее.—Л.: Искусство, 1986.

  13. Косарикова В. А. Экологическая обстановка в Нижнем Новго­роде.—Нижний Новгород: Гуманитарный центр, 1993.

  14. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. — М.: Высшая школа, 1992.

  15. Лидин Р. А. Справочник по общей и неорганической химии. — М.: Просвещение, 1997.

  16. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2400 задач по химии для школь­ников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1999.

  17. Кузьменко, Н. Е., Еремин, В. В. Сборник задач по химии (ко всем действующим учебникам по химии 8-11 класс).- М.:«Экзамен»-2006.

  18. Лидин Р. А., Молочко В. А. Химия для абитуриентов: От средней школы к вузу. — М.:Химия, 1993.

  19. Миладинов П. Г. Полезные советы и рецепты для всех. — М.: Легкопромиздат, 1990.

  20. Минералогическая энциклопедия / Под ред. К. Фрея. Пер. с англ. —Л.: Недра, 1985.

  21. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т. 1, 2. —М.: Мир, 1993.

  22. Некрасов Б. В. Основы общей химии. — М.: Химия, 1993.

  23. Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл. - М.: Оникс 21 век, 2004.

  24. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 класса.- М.: Просвещение,2000

  25. Ольгин О. Чудеса на выбор. —М.: Детская литература, 1987.

  26. Пузаков С. А., Попков В. П. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения задачи. Образцы экзаменацион­ных билетов: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2001.

  27. Рянжин С. В. Экологический букварь. — М.: Просвещение, 1997.

  28. Семенов И. Н., Максимов А. С, Макареня А. А. Химия и научно-технический прогресс. — М.: Просвещение, 1988.

  29. Семин А. Н. Советы домашнему мастеру. — Свердловск: Ураль­ский рабочий,1991.

  30. Скуринин И.М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа. 1991.

  31. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. —М.: Химия, 1994.

  32. Химическая энциклопедия. .

  33. Штремплер Г. И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1996.

  34. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. — М.: Педагогика, 1990.

  35. сайт http://www.alhimikov.net.

  36. Газета «Химия – Первое сентября», все для учителя химии http://him.1september.ru





33


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ