СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ

Салищева Ольга Георгиевна

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3»

г. Приозерск

учитель химии





Статья: «СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ»




«Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей

специальности».

Д.И. Менделеев



Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно – техническим прогрессом.

Стремительно растет объем учебной информации. Поэтому сегодня учитель перестал быть единственным источником информации для школьника. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.

Обновление содержания образования по химии происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки обучающихся.

Химия, на мой взгляд, самый интересный, увлекательный предмет, адаптирующий учащихся в современных реалиях жизни.

Применение новых информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал обучающихся в позитивное русло.

Обучение — единственный способ получения системати­ческого образования, а потому вносит значительный вклад в развитие личности. Именно в процессе обучения зарождаются, формируются, а затем развиваются психические новообразования, учащиеся получают опыт в осуществлении различной деятельности по приобретению знаний и их использованию.

Как создать эмоционально комфортную среду в процессе обучения химии, с использованием ИКТ - технологий?

Можно выделить три методические линии учета и использования эмоционального фактора в построении и организации учебно-воспитательного процесса:

  • содержательную,

  • личностно-развивающую,

  • организационно-методическую.

Содержательная линия это анализ эмоциональности содержа­ния обучения с позиции его возможного вклада в формиро­вание опыта эмоционального отношения к миру. История становления химии, ее впечатляющие успехи способствуют созданию положительного эмоционального фона на уроках. А использование ИКТ на уроках позволяют достоверно, наглядно продемонстрировать с помощью интерактивной доски, документ-камеры, мультимедийных средств, презентаций, виртуальных конструкторов и комплексных обучающих пакетов (электронных учебников), в сочетании с программными средствами, не только автоматизировать учебный процесс, в его традиционных формах, но и позволяют не ограничивать самостоятельность учителя и учащегося. Этим достигается создание эмоционально-комфортной среды по содержательной линии.

Обращение к приему воссоздания социо­культурной ситуации позволяет устанавли­вать межпредметные связи с курсами истории, географии, биологии, физики, литературы и других учебных предметов, а также с внешкольным опытом учащихся, создавать запоминающиеся обра­зы конкретных эпох.

Например, для того, чтобы обобщить и расширить знания учащихся о Д.И.Менделееве и его Периодическом законе и периодической системе химических элементов, использую электронные презентации, в которых демонстрирую слайды конкретной эпохи, вспоминаю какие события государственной важно­сти происходили в это время, как одевались люди, как выглядел Санкт-Петербург того времени. Обучающиеся могут увидеть, как выглядел первый учебник «Общая химия», созданный Д.И.Менделеевым.

Электронные учебники легко и быстро знакомят нас с особенностями свойств и применением различных веществ и материалов. А это тоже вносит существенный вклад в формирования опыта эмоционального отношения к миру.

Мне так нравится, что изучая созданные в тендеме с обучающимися презентации, видеосюжеты вызывают у них желание расширить собст­венные знания, например: о полимерах, о способах получения стекла и витражном искусст­ве, о получении и использовании многих неизвестных и таких знакомых веществ.

Личностно-развивающая линия включает в себя анализ и продуктивное использование эмоционального фактора при организации активной мыслительной деятельности обучающихся, формировании мотивации учения, развитии адекватной самооценки и др. Особую роль имеет связь эмоций и мыш­ления. При работе с интерактивной доской такая адекватная самооценка возникает у обучающихся при работе электронными тренажерами, позволяющими легко и быстро исправить свою ошибку на неверный ответ.

Организационно-методическая линия подразумевает рассмотрение возмож­ностей построения содержания уроков, с уче­том прогнозирования эмоциональных реак­ций учащихся. Учителю химии полезно руко­водствоваться знаниями о влиянии отдельных эмоций на познавательные процессы.

Еще в пору Античности философы пола­гали, что любое познание начинается с удив­ления. Удивить ребенка на уроке - значит разжечь в нем интерес к изучаемому материа­лу. Средства ИКТ позволяют вызывать эмоции и удивление обучающихся, широко используя аудиовизуальные средства: демонстрации лабораторных опытов, химических реакций, моделей химических веществ. Использование компьютерных программ на уроке позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: строение атома, модель химического процесса, опасную химическую реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся, создает условия для их самовыражения, включает в учебно-воспитательный процесс элементы эмоциональной разгрузки и раскрепощения.

Один из наиболее богатых в эмоциональ­ном плане методов обучения – использование элементов дидактиче­ской игры. Целесообразность расширенного включения элементов дидактических игр в школьную практику связана с важностью: активизации познавательной деятель­ности учащихся; создания условий для их самовыраже­ния; включения в учебно-воспитательный процесс элементов эмоциональной разгруз­ки и раскрепощения.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?

  • Экономию времени на уроке;

  • глубину погружения в материал;

  • повышенную мотивацию обучения;

  • интегративный подход в обучении;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Проведение уроков химии, с использованием новых информационных технологий требует от учителя тщательной подготовки:

  • подготовка и создание мультимедийных презентаций;

  • подбор текстового и графического материала по теме урока;

  • разработка и создание контрольно-измерительных материалов для проведения обобщающих, лабораторных, практических, тестовых самостоятельных работ.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

  • ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Использование ИКТ позволяет активизировать самостоятельную работу и развивать мыслительную деятельность школьника, а также создает эмоционально-комфортную среду на уроках химии. Это позволяет учащимся раскрепоститься, активно включаться в творческий процесс, с элементами проектной деятельности (создание презентаций). Презентация позволяет увеличить темп урока, привлекает внимание учеников, экономит время ученика и учителя, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение обучающимися новейших технологий.

Учителям необходимо создавать свою медиатеку по темам и накапливать презентации свои и своих учеников.






















Список использованных источников


  1. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – Санкт-Петербург: КАРО, 2001.

  2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – Москва, 1978.

  3. Химия в школе. –– Москва, Центрохимпресс, 10, 2004.

  4. http://www.openclass.ru/pages/62995

  5. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

  6. http://www.elmoglobal.com/ru/html/ict/01.aspx

  7. http://edu-lider.ru/chto-takoe-ikt-2/

  8. http://wiki.vspu.ru/workroom/ikto/m5/katyshka3007/hostory



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ