СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ
Салищева Ольга Георгиевна
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3»
г. Приозерск
учитель химии
Статья: «СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ»
«Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей
специальности».
Д.И. Менделеев
Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно – техническим прогрессом.
Стремительно растет объем учебной информации. Поэтому сегодня учитель перестал быть единственным источником информации для школьника. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.
Обновление содержания образования по химии происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки обучающихся.
Химия, на мой взгляд, самый интересный, увлекательный предмет, адаптирующий учащихся в современных реалиях жизни.
Применение новых информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал обучающихся в позитивное русло.
Обучение — единственный способ получения систематического образования, а потому вносит значительный вклад в развитие личности. Именно в процессе обучения зарождаются, формируются, а затем развиваются психические новообразования, учащиеся получают опыт в осуществлении различной деятельности по приобретению знаний и их использованию.
Как создать эмоционально комфортную среду в процессе обучения химии, с использованием ИКТ - технологий?
Можно выделить три методические линии учета и использования эмоционального фактора в построении и организации учебно-воспитательного процесса:
содержательную,
личностно-развивающую,
организационно-методическую.
Содержательная линия это анализ эмоциональности содержания обучения с позиции его возможного вклада в формирование опыта эмоционального отношения к миру. История становления химии, ее впечатляющие успехи способствуют созданию положительного эмоционального фона на уроках. А использование ИКТ на уроках позволяют достоверно, наглядно продемонстрировать с помощью интерактивной доски, документ-камеры, мультимедийных средств, презентаций, виртуальных конструкторов и комплексных обучающих пакетов (электронных учебников), в сочетании с программными средствами, не только автоматизировать учебный процесс, в его традиционных формах, но и позволяют не ограничивать самостоятельность учителя и учащегося. Этим достигается создание эмоционально-комфортной среды по содержательной линии.
Обращение к приему воссоздания социокультурной ситуации позволяет устанавливать межпредметные связи с курсами истории, географии, биологии, физики, литературы и других учебных предметов, а также с внешкольным опытом учащихся, создавать запоминающиеся образы конкретных эпох.
Например, для того, чтобы обобщить и расширить знания учащихся о Д.И.Менделееве и его Периодическом законе и периодической системе химических элементов, использую электронные презентации, в которых демонстрирую слайды конкретной эпохи, вспоминаю какие события государственной важности происходили в это время, как одевались люди, как выглядел Санкт-Петербург того времени. Обучающиеся могут увидеть, как выглядел первый учебник «Общая химия», созданный Д.И.Менделеевым.
Электронные учебники легко и быстро знакомят нас с особенностями свойств и применением различных веществ и материалов. А это тоже вносит существенный вклад в формирования опыта эмоционального отношения к миру.
Мне так нравится, что изучая созданные в тендеме с обучающимися презентации, видеосюжеты вызывают у них желание расширить собственные знания, например: о полимерах, о способах получения стекла и витражном искусстве, о получении и использовании многих неизвестных и таких знакомых веществ.
Личностно-развивающая линия включает в себя анализ и продуктивное использование эмоционального фактора при организации активной мыслительной деятельности обучающихся, формировании мотивации учения, развитии адекватной самооценки и др. Особую роль имеет связь эмоций и мышления. При работе с интерактивной доской такая адекватная самооценка возникает у обучающихся при работе электронными тренажерами, позволяющими легко и быстро исправить свою ошибку на неверный ответ.
Организационно-методическая линия подразумевает рассмотрение возможностей построения содержания уроков, с учетом прогнозирования эмоциональных реакций учащихся. Учителю химии полезно руководствоваться знаниями о влиянии отдельных эмоций на познавательные процессы.
Еще в пору Античности философы полагали, что любое познание начинается с удивления. Удивить ребенка на уроке - значит разжечь в нем интерес к изучаемому материалу. Средства ИКТ позволяют вызывать эмоции и удивление обучающихся, широко используя аудиовизуальные средства: демонстрации лабораторных опытов, химических реакций, моделей химических веществ. Использование компьютерных программ на уроке позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: строение атома, модель химического процесса, опасную химическую реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся, создает условия для их самовыражения, включает в учебно-воспитательный процесс элементы эмоциональной разгрузки и раскрепощения.
Один из наиболее богатых в эмоциональном плане методов обучения – использование элементов дидактической игры. Целесообразность расширенного включения элементов дидактических игр в школьную практику связана с важностью: активизации познавательной деятельности учащихся; создания условий для их самовыражения; включения в учебно-воспитательный процесс элементов эмоциональной разгрузки и раскрепощения.
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?
Экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Проведение уроков химии, с использованием новых информационных технологий требует от учителя тщательной подготовки:
подготовка и создание мультимедийных презентаций;
подбор текстового и графического материала по теме урока;
разработка и создание контрольно-измерительных материалов для проведения обобщающих, лабораторных, практических, тестовых самостоятельных работ.
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?
ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Использование ИКТ позволяет активизировать самостоятельную работу и развивать мыслительную деятельность школьника, а также создает эмоционально-комфортную среду на уроках химии. Это позволяет учащимся раскрепоститься, активно включаться в творческий процесс, с элементами проектной деятельности (создание презентаций). Презентация позволяет увеличить темп урока, привлекает внимание учеников, экономит время ученика и учителя, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение обучающимися новейших технологий.
Учителям необходимо создавать свою медиатеку по темам и накапливать презентации свои и своих учеников.
Список использованных источников
Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – Санкт-Петербург: КАРО, 2001.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – Москва, 1978.
Химия в школе. –– Москва, Центрохимпресс, 10, 2004.
http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ