Тема: Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся посредством постановки химического эксперимента в быту
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Тема: Активизация познавательной и
творческой деятельности учащихся
посредством постановки химического
эксперимента в быту
Мучкап
2010
Содержание.
1.Базовая модель.
2.Технология опыта.
3.Программа обучения в объединении «Химия в быту».
Автор: Никонова Наталья Александровна.
4.Занятие № 2. Тема: Полимерные материалы.
5. Занятие № 6. Тема: Удаление пятен.
6. Занятие № 30. Тема: Домашняя аптечка.
7.Занятие № 35. Тема: Приготовление клеящих составов
в домашних условиях.
8.Занятие №48. Тема: Химический щит урожая.
9. Внеучебное мероприятие. Тема: Средь комических героев.
10. Внеучебное мероприятие. Тема: Город юных химиков.
11. Внеучебное мероприятие. Тема: Несложные фокусы.
12. Внеучебное мероприятие. Тема: Путешествие по
континенту « Химия».
13. Результативность.
14. Литература.
Базовая модель.
На сегодняшний день существуют противоречия:
Между необходимостью воспитания у детей химических
навыков через работу с химическим оборудованием и
веществами и недостаточной базой.
Между необходимостью внедрения в процесс обучения
и воспитания новых методических подходов, приёмов и
отсутствием необходимой методической литературы.
Ведущая идея опыта- активизация познавательной и творческой
деятельности учащихся посредством постановки химического эксперимента в быту и развитие интереса
учащихся к химии через химический эксперимент.
Личная концепция автора:
Реализация принципа индивидуального подхода.
Создание условий для обеспечения высокой эффективности
занятий.
Развитие самостоятельности в решении о способе постановки
опыта.
Воспитание чувства ответственности при проведении хими-
ческого эксперимента.
Развитие наблюдательности во время проведения химического
эксперимента.
Воспитание целеустремлённости.
Развитие творческих способностей.
Результативность.
Самый лучший показатель результативности- это 100%
выполнение поставленных на занятии задач. Если вести речь
о разделе «Химия в доме», то учащиеся не только овладевают
навыками правильного обращения с химическими препаратами
в быту (с полимерными материалами; с синтетическими
моющими средствами; с легковоспламеняющимися веществами;
с различными клеями; с кислотами; с основаниями; с солями;
с красителями; с различными средствами по уходу за мебелью,
обувью, автомобилями, предметами домашнего обихода; с
различными средствами ухода за телом; со средствами, защища-
ющими растения от различных вредителей и болезней; со
средствами борьбы с бытовыми насекомыми, грызунами,
с домовым грибком; с лекарственными средствами), но и
учатся правильно выбирать способ проведения химического
эксперимента.
В разделе «Занимательная химия» ребята овладевают навыками
грамотной постановки химического эксперимента в домашних
условиях. Учащиеся учатся: выбирать способ проведения
опыта, необходимые реактивы, приборы и материалы;
грамотной последовательности действий в проведении опыта;
обработке полученного результата. Показ другим химического
эксперимента - это не только повторение пройденного материа-
ла, но и развитие интереса других учащихся к химии.
Главный показатель эффективности занятий - постоянный
списочный состав, высокое качество проведения опытов,
привлечение младших учащихся через проведение различных
мероприятий, создание проектов.
Технология опыта.
Всякий знает ,что эксперимент занимает в изучении курса химии
важное место. В хорошо оборудованных химических кабинетах
наши школьники учатся наблюдать и воспроизводить химические
явления, усваивают важные научные закономерности. Казалось
бы, домашним химическим опытам трудно состязаться со школь-
ными – нет возможности применить разнообразное оборудование,
ограничен (прежде всего по соображениям безопасности) круг
веществ, которые используются в опытах.
С другой стороны, мы знаем, что увлечение наукой начинается
часто с домашних занятий- не забудем, что они всё-таки предо-
ставляют подростку возможность быть самостоятельным в
большей степени, чем в классе. Проводя химические опыты
дома, ребята не скованы столь жёстко временем. Всегда можно
повторить опыт, показать его младшим, продумать ещё один
вариант опыта…
Словом, было бы неразумно не использовать домашнее химичес-
кое экспериментирование и для лучшего усвоения школьного
курса , и для пробуждения интереса к большой науке, и для
лучшего понимания того, как свойства веществ связаны с их
применением в жизни, в быту. Домашние занятия химией по-
могут развить у ребят такие важные качества , как наблюдатель-
ность, аккуратность, дисциплина умственного труда, умение до-
биваться поставленной цели.
Работа в объединении состоит из теоретических занятий и лабо-
раторных опытов. Основой содержания теоретических занятий
является игра, беседа, рассказ о содержании и задачах различ-
ных тем и заданий на ближайший период. В ходе проведения
лабораторного опыта ребята учатся правильно пользоваться
химическими препаратами, оборудованием, материалами; полу-
чают навыки постановки опыта. Методически грамотно- внача-
ле показ, затем самостоятельная работа учащихся.
Наиболее приемлемым методом работы учащихся с незнакомым
материалом является работа по инструктивной карте, где чётко,
по пунктам , расписан порядок действий учащихся. Причём, в
инструктивной карте даётся не один способ выполнения хими-
ческого эксперимента, а несколько. Таким образом, учащиеся
могут осуществлять выбор наиболее удобного (по их мнению)
способа выполнения химического эксперимента. Форма проведе-
ния занятия- игра, наиболее эффективна именно для учащихся
классов, так как у них интерес к химии только развивается.
Для дальнейшего поддержания и развития интереса к химии
требуется не только химический эксперимент, но преподнесе-
ние его именно в форме игры . Игра стимулирует мыслитель-
ную деятельность, развивает образное и логическое мышление,
прививает желание знать больше, воспитывает чувство сопере-
живания, развивает наблюдательность. Выводы, которые ребята
делают в конце занятия, позволяют им лучше ориентироваться
в дальнейшем при постановке химического эксперимента в шко-
ле и в домашних условиях. Помимо игры, одной из форм про-
ведения занятий является беседа. Беседа позволяет вместе с
учащимися обсудить тот или иной вариант постановки опыта,
выбрать наиболее оптимальный. Рассказ также может применять-
ся в проведении занятий , но исключительно в тех случаях,
когда надо донести до учащихся теоретический материал, не
требующий обсуждения, например, правила техники безопаснос-
ти. Конечный результат занятий- формирование практических
навыков в постановке химического эксперимента.
Результативность.
Наилучшим показателем результативности является максимально
точное выполнение учащимися заданий . Если рассматривать
приложенные в данной работе занятия, то диаграмма результатив-
ности выглядит следующим образом.
Диаграмма результативности.
№ 1 – Полимерные материалы.
№ 2 – Удаление пятен.
№ 3 – Домашняя аптечка.
№ 4 – Приготовление клеящих составов в домашних условиях.
№ 5 – Химический щит урожая.
№ 6 – Конкурс проектов.
Диаграмма результативности.
№ 1- Средь комических героев.
№ 2- Город юных химиков.
№ 3- Несложные фокусы.
№ 4- Путешествие по континенту « Химия».
Диаграммы наглядно демонстрируют более высокий процент
результативности во внеучебных мероприятиях, так как в них
показывается химический эксперимент, который отработан
заранее . На занятиях же учащиеся впервые встречаются с
предложенным химическим экспериментом, следовательно, и
процент ошибки больше.
Если рассматривать результативность занятий в течении не-
скольких месяцев, то её можно выразить графиком.
Анализ графика.
Небольшое снижение результативности в ноябре и январе
связано:
С каникулами у учащихся, когда у них срабатывает
рефлекс расслабления.
2. С подбором учащихся в группе (средний уровень знаний).
Анализ графика.
Стабильное повышение результативности связано с более глубо-
кой заинтересованностью учащихся в постановке и проведении
химического эксперимента.
Учащиеся, посещающие группу «Химия в быту», активно участ-
вуют во внеучебных мероприятиях, проводимых в Доме детского
творчества: «Осенняя ярмарка», «Зимние фантазии».
Литература
1. Урок окончен. Занятия продолжаются. Внеклассная работа по
химии. Под. ред. Э. Г. Злотникова.-М.: Просвещение, 1992 год.
2.Простые опыты по химии. Лаборатория дома. И. Балаев.
Семья и школа.-№ 2.-1985 год.
3.Химия в быту. Сост. Т. А. Камзалова.-М.: Аст-пресс, 2000 год.
4. Домоводство. А. К. Ушаков.- М.: Колос, 1998 год.
5. Библиотека мировой литературы для детей. Корней Чуковский.
Стихи и сказки от двух до пяти.-М.: Изд. Детская Литература,
1981 год.
6. Охрана труда и техника безопасности по химии. А.С. Семёнов.-
М.: Просвещение, 1981 год.
7. Серия « Праздник в школе». Когда всем весело. Ред.-сост.
Л. И. Жук.- Мн.: Изд. ООО « Красико-принт», 2001 год.
8. Кружок « Вещества и их свойства». Э. Е. Нифантьев, П. А. Ор-
жековский . Химия в школе.- № 3.-1986 год; № 1.- 1987 год.
9.Занимательный опыт. М. С. Пак. Химия в школе.- № 5.-1988 год.
10. Занимательные опыты по химии. В. Н. Алексинский.- М.:
Просвещение, 1980 год.
11. Вечер занимательной химии . П. Н. Бабынин. Химия в школе.-
№ 6.- 1989 год.
12. Что мы знаем о химии (вопросы и ответы). Под. ред.
Ю. Н. Кукушкина.- Л.: Химия , 1987 год.
13. Химия – после уроков. В. М. Байкова.- Петрозаводск : Карелия,
1984 год.
14. Учителю о внеклассной работе по химии. А. А. Лазаренко.-
М.: Просвещение, 1981 год.
15. Охота за элементами. В. Рич.-М.: Химия, 1982 год.
16. Химия на досуге. Г. И. Штремплер.- Фрунзе: Киргиз. Сов.
энциклопедия. Гл. ред.,1990 год.
17.Караоке № 4018.
Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского. « Чунга- Чанга».
18. Караоке № 383.
Сл. И. Резника, муз. И. Николаева. «Маленькая страна».
19. Караоке №140.
Сл. К. Крастошевского, муз. Ю. Варум. «Городок».
20. Караоке № 3373.
Сл. А. Хвостенко, муз. А. Волохонского. «Город золотой».
21. Караоке № 849.
Сл. И. Резника, муз. М. Дунаевского. «Королевна».
22. Караоке № 383.
Сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева. «Маленький принц».

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ