Урок химии в 8 классе по теме «Металлы – простые вещества»
Урок химии в 8 классе по теме
«Металлы – простые вещества»
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания о том, что металлам в свободном состоянии присущи особые, характерные для них свойства; показать зависимость физических свойств металла от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
Развивающие:
Развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Воспитательные:
Воспитывать культуру учебной деятельности
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: образцы металлов: алюминий, медь, железо; алюминиевая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь (Прибор Черняка)
Технологическая карта урока
Содержание и ход урока
Методическое обоснование деятельности учителя
Прогнозирование деятельности учащихся
1.Организационный момент.
Слушаем отрывок музыкального произведения.
Учитель: вы только что прослушали отрывок из музыкального произведения, который непосредственно связан с темой нашего урока.
К какому направлению относится эта музыка? (тяжелый рок)
а какими английскими словами можно назвать этот стиль? (Heavy metal).
Хорошо, тогда еще одна подсказка, которая подтвердит ваше предположение (поможет дать ответ, если не сказали в первый раз). (слайд 1)
Леди
Канцлер
Дровосек
Воля
Хватка
Челюсти
Цепь
Характер
Какое прилагательное объединяет все эти слова? (железный)
Почему это слово так часто используется в характеристике качеств человека? (потому что человек с железным характером стойкий, прочный, твердый, несгибаемый, не поддается никакому влиянию). Правильно. И железо обладает аналогичными свойствами. Скажите мне, пожалуйста, какова же тема нашего урока? (предположительный ответ – железо), тогда ответьте: в какую группу простых веществ мы отнесем железо? И родственные ему вещества?
( металлы). Итак тема нашего урока… (слайд2)
И чем же мы будем заниматься на уроке? Попробуем сформулировать, исходя из темы, задачи нашего урока.
Что конкретно изучать? (свойства металлов)
Изучая свойства металлов, чему мы будем учиться?
Беседа с учащимися с целью создания в их сознании «ситуации успеха». Подводит к постановке задач урока.
Слушают отрывок музыкального произведения,
Определяют к какому направлению оно относится.
Пытаются найти слово, которое объединяет выведенные на слайд слова (железный).
В конечном итоге определяют тему урока.
Исходя из темы, пытаются определить задачи урока
Будем учиться работать с периодической системой химических элементов, анализировать, сопоставлять, делать выводы
2. Беседа по вопросам:
1. Из чего состоят вещества…,
а молекулы… ?
2. А как устроен атом?
3. Что же объединяет все металлы с точки зрения строения их атомов?
4. Тогда скажите, в каких группах таблицы Менделеева находятся металлы?
Фронтальный опрос для подведения к восприятию информации
Из молекул
Из атомов
В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должны быть равно заряду ядра атомов
У них на последнем уровне малое количество электронов
1-3
3. Физкультминутка.
Проверим, как вы знаете металлы. Если элемент – металл, поворот корпуса влево, если неметалл – то вправо. Руки на пояс. Начинаем.
Железо, натрий, кислород, алюминий, сера, золото, хлор.
Хорошо, спасибо, продолжаем работу.
Помощь в снятии эмоционального и статического напряжения
Выполняют упражнения в качестве закрепления изученного материала и физической разгрузки
Продолжение беседы по вопросам:
5. Что же металлы делают со своими электронами?
6. Во что превращаются атомы металлов, отдавая свои электроны?
7. А как называется химическая связь в металлах?
8. Что особенного в этой связи?
Учитель: Как раз наличие ионов и электронов определяет многие физические свойства металлов, которые мы сегодня рассмотрим.
Они их отдают, чтобы завершить свой последний уровень
В положительно заряженные ионы
Металлическая
Наряду с атомами, присутствуют и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны
4. Самостоятельная работа
Учитель: Посмотрите, на столах у вас находятся образцы металлов, рассмотрите их и заполните таблицу «Физические свойства металлов».
(слайд 3)
Объясняет как выполнить самостоятельную работу по определению физических свойств металлов
Работают по инструктивной карточке
Инструктивная карточка
Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 2,3,4,5 колонки таблицы.
1. Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть? Прозрачен? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-».
2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-».
3. Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в четвертую колонку
«+» или «-».
4. Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в пятую колонку «+» или «-».
5. Проделайте то же самое с медью и железом.
Металл
Прозрач ность
Блеск
Проч
ность
Пластич
ность
Электро
про
водность
Тепло
про водность
Al
Cu
Fe
5. Эксперимент
Учитель: У нас с вами остались две незаполненные колонки в таблице: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.
Демонстрация: теплопроводность металлов. Алюминиевая и другие проволоки с прикрепленными к ним пластилином кнопками нагреваются с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.
Вывод:
Демонстрация: электропроводность металлов.
Замыкается электрическая цепь со звонком. Звонок звенит, значит, металлические провода проводят электрический ток.
Вывод:
Учитель: Давайте сделаем общий вывод о том, что какими свойствами обладают металлы
Учитель: Почему металлы обладают такими свойствами?
Откройте учебники на стр 50 и дайте ответ на вопрос
Пластичность – перемещение положительных ионов (слайд 4)
Электропроводность – наличие обобществленных электронов, которые могут двигаться упорядоченно. (слайд 5)
Металлический блеск – излучение электронами своих волн (слайд 6)
Проведение эксперимента для доказательства электро- и теплопроводности металлов
Наблюдают за проведением опыта учителем
(Заполнение учащимися таблицы).
Металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.
(Заполнение учащимися таблицы).
Металлы проводят электрический ток.
(запись учащимися в тетрадь).
Все металлы непрозрачные, блестящие, твердые, пластичные, проводят ток и тепло
Работают с параграфом в учебнике и отвечают на вопрос – причина в их строении
6. Закрепление
А. Догадайтесь о каких свойствах металлов идет речь
1. Упругие свойства сталям
Ванадий в добавках придал,
А Фордом когда-то он назван
«Автомобильный металл»
2. Посмотри! Блестящий чайник
И пузатый самовар
Тонким слоем покрывает
Никель – сказочный металл.
3. Без медной электропроводки
Нам свет в квартире не включить
И трансформатор без обмотки
Не мог бы технике служить.
Б. Напишите адрес металла цинка Zn (номер периода – большой, малый; номер группы – главная, побочная)
В. Какой из металлов обладает большими металлическими свойствами
а) Mg или Na б) Na или Rb
Объясните почему
И еще один вопрос: какое применение нашли металлы в нашей жизни, благодаря своим свойствам?
Лопата –
Провода –
Ювелирные украшения –
Фольга пищевая -
Предварительный контроль усвоения материала
Самопроверка
Ответы
А.
1. прочность, пластичность, упругость (3балла)
2. металлический блеск (1балл)
3. электропроводность (1балл)
Б.
Четвертый период, большой; вторая группа, побочная (4 балла)
В.
а) Na б) Rb причина – величина радиуса (3балла)
12 баллов – замечательно
10-11 баллов – неплохо
7-9 баллов – нужно еще раз проработать тему
прочность
электропроводность
блеск, пластичность
теплопроводность
7. Рефлексия
Исследование эффективности методов и приемов для получения конечного результата.
Платина
Все понял, работал активно,
тема усвоена
Золото
В основном тема понята,
следует закрепить некоторые
умения
Медь
Многое в теме непонятно, необходима дополнительная консультация
преподавателя или одноклассников
8. Подведение итогов урока
Выставление и комментирование оценок
Самоанализ деятельности на уроке
9. Домашнее задание: творческое
Составить кроссворд «Металлы»;
Криптограммы;
Сообщение: «Металлы в технике»
«Металлы в военном деле».
Металлы в пословицах и поговорках
Металлы в произведениях русских поэтов.
Рисунок
Как звучат металлы. На длинный женский волос подвесьте золотое кольцо, серебряное кольцо, медное кольцо (или любой медный предмет), деревянной палочкой ударьте поочередно по кольцам и вы услышите, как звучат металлы.
Комментирование домашнего задания
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ