Конспект урока "Алгоритмы с повторениями" 6 класс

Технологическая карта.

Тема урока:Алгоритмы с повторениями 

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний  Разработан: Учителем Мухаматнуровой Мариной Валерьевной МБОУСОШ №6 г. Балея Забайкальского края.

Дата урока: 18.02.14 г. 

Образовательные ресурсы: презентация Повторяющийся алгоритм; интерактивный тест, видеоролик Скаклочка1.exe.

  • список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  3. http://www.21kabinet.ru/video/skakal1.exe 

 Оборудование: компьютерный класс, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, презентация, анимированная программа к задаче.7

Цель: Дать учащимся представление об алгоритмах с повторением. Познакомить с понятием цикл. Научить строить бучить строить блок-схемы повторяющемуся алгоритму.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о алгоритме и его видах. Закрепить понятия “алгоритм”. Сформировать представление о повторяющихся алгоритмах.

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека алгоритмов и их ролью в жизни людей. Научить записывать алгоритм, определять наличие алгоритмов в школьных - научных предметах: география, природоведение, математика

  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать, познавательный интерес.

  • Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни, интерес к предмету.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная (групповая).

Методы обучения: беседа с применением игровой технологии, проблемный вопрос, 

Опорные слова: Алгоритм, повторяющийся (циклический) алгоритм, форма записи алгоритма (блок-схема), Карта урока, техника безопасности 

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:различать алгоритмы с повторением, составлять блок-схемы повторяющегося алгоритма, определять наличие алгоритмов в школьных предметах и в жизнедеятельности человека;

Узнают: значение слова Цикл из разных источников;

Получат возможность научиться:по блок схемам составлять собственные алгоритмы. 

УУД.

Предметные:

Метапредметные:




Организационная структура урока

План урока:

I. Организационный момент (1-2 мин).

  1. Приветствие

  2. Проверка готовности и эмоциональной настроенности на урок

II.АОЗ (5 мин)

  1. Интеллектуальная разминка.(2-3 мин).

  2. Игра «веришь или нет» (1-2 мин)

III. Изложение нового материала. (10-14 мин).

  1. Формулирование темы урока, через постановку проблемной задачи. Показ видео (4 мин)

  2. Постановка целей урока.(2-3 мин)

  3. Построение блок - схемы к задаче «Волк, коза и капуста» (3-4 мин)

  4. Физкультминутка. (1-2 мин)

  5. Задание «Вспомни сам» ()

  6. Работа в тетради и по учебнику.

IV. Закрепление материала.

  1. Повторение ТБ в компьютерном классе

  2. Работа с электронной тетрадью ()

  3. Практическая работа на компьютере. (5 мин) Гимнастика для глаз. (3 мин)

V. Подведение итогов урока. (5 мин)

  1. Д/З. (1-2 мин)

  2. Рефлексия. Само оценивание. (3 мин)

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин).

  1. Приветствие

  2. Проверка готовности и эмоциональной настроенности на урок

II. АОЗ (5 мин)

  1. Игра «веришь или нет» (1-2 мин)

Вопросы:

- Что алгоритм это просто набор любых действий (нет)

- Что алгоритм бывает нескольких видов? (да - линейный, с ветвлением)

- Существует такие способы записи алгоритмов: словесный, блок-схемы, и на языке программирования. (да)

- Что слово «алгоритм» произошло от имени средневекового ученого Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми? (да)

- Тот, кто записывает алгоритм это – исполнитель? (нет)

- Команды которые не может выполнять исполнитель, называются система команд исполнителя (нет)

- Алгоритм, в котором есть выбор, называется – алгоритмом с разветвлением? (да)

- Исполнитель это тот, кто исполняет действие по алгоритму? (да)

- Система команд исполнителя это команды, которые выполняет исполнитель (да)

III. Изложение нового материала. (10-14 мин).

  1. Формулирование темы урока,через постановку проблемной задачи. Показ видео(1-2 мин)

Уч-ль: У вас на листах дана задача, прочитайте ее (дети читают).

На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним - волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако, в лодку, кроме крестьянина, помещается либо только волк, либо коза, либо капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя - волк может съесть козу, а коза - капусту. Как должен вести себя крестьянин?

Уч-ль: Давайте подумаем как это сделать. Назовите мне кто и что есть в этой задаче. (крестьянин, волк, коза и капуста). По вашему мнению как это нужно сделать?

Просмотр видео игры или fleshролика.

Уч-ль: Действий много, ребята, что нужно сделать, чтобы не запутаться? (Написать все действия, т.е составить алгоритм действий). Молодцы, мы с вами его уже проговорили и чтобы сэкономить время я его уже записала, посмотрите на экран.

Уч-ль: Ребята, посмотрите внимательно на этот алгоритм, что вы замечаете? Может быть, что то повторяется? (повторяется слово ОБРАТНО)

Поэтому решение таково:

1)перевезти козу туда;

2)вернуться обратно;

3)перевезти капусту туда;

4)перевезти козу обратно;

5)перевезти волка туда;

6)вернуться обратно;

7)перевезти козу туда;

Уч-ль: Ребята, а на что какое действие указывает слова ОБРАТНО? (повторение). Молодцы! (Если не ответят привести пример: Мама отправляет в магазин за хлебом, затем забыла масла, шоколадку). (Слайд со стрелками и надписью повторение).

Уч-ль: Ребята, скажите мне, какую же тему мы сегодня будем изучать? (Алгоритм с повторением). (Если затруднение, то вопрос: что мы составили на слайде? (Алгоритм). А он какой, какое действие происходит, мы сказали? (Повторение). Значит тема нашего урока: алгоритмы с повторениям.

Уч-ль: Молодцы! Алгоритм с повторением называется еще и алгоритм с циклом.

  1. Постановка целей урока.(1-2 мин)

Уч-ль: А чему мы должны научится сегодня на уроке? (Узнать, что такое цикл. Научиться строить блок-схемы к повторяющемуся алгоритму. Узнать где в каких действиях, явлениях есть примеры циклических алгоритмов.) Вывод задач на доску.

Уч-ль: Запишите тему урока в тетрадь. Давайте начнем выполнять задачи нашего урока. У вас на листочках из разных словарей написаны определения слову «цикл» прочитайте и выпишите себе в тетрадь, понравившееся определение циклу, или дайте свое.

Википедия – цикл это оборот, круг.

Толковый словарь русского языка Ожегова: Цикл Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение определенного промежутка времени.

По Большому толковому словарю Ушакова ЦИКЛ (греч. kyklos, букв. колесо). Законченный круг развития в течение какого-н. промежутка времени.

Уч-ль: Посмотрите на все определения внимательно, какие слава в них повторяются, которые дают расшифровку слову ЦИКЛ. (оборот, круг, кругооборот, законченный круг)

Уч-ль: Т.е цикл это и есть повтор действий, или явлений. Ребята, а когда действия, ситуации или явления повторяются – непрерывно – постоянно, и никогда не заканчиваются, такие действия называют зацикливание.

Бывает у вас такое, когда фрагмент любимой песни крутится в голове долгое время и даже надоедает? (Да) Вот это и есть – зацикливание.

3. Построение блок схемы для задачи «Волк, коза и капуста»

Уч-ль: Ребята, если цикл это повтор, тогда, как должна выглядеть блок – схема повторяющемуся алгоритму? Давайте вместе попробуем ее построить. (Построение блок – схемы совместно с детьми).

4. Физкультминутка. (1-2 мин)

- встали потянулись

- Подняли плавно руки вверх, опустили вниз (повторить действие 2 раза)

- Наклонили голову вниз, подбородком коснулись груди, подняли голову вверх, затылком коснулись шеи (повторить действие 3 раза)

- Наклонили голову вправо, влево (повторить действие 3 раза).

- Потянулись, наклонились достав пол (повторить действие 3 раза)

5. Задание «Вспомни сам»

Уч-ль: Давайте сейчас вы вспомните, в каких областях наук, видах деятельность, в каких ситуациях в жизни используется или наблюдается повторяющиеся алгоритмы (циклические) алгоритмы? Придумайте свои примеры и напишите в картах и самостоятельно заполните блок-схему к вашему алгоритму.

Уч-ль: А теперь обменяйтесь листами, взаимно проверьте друг друга, поставьте вашу оценку его работе.

Уч-ль: Пока вы писали я посмотрела и самые интересные прошу вас назовите (несколько детей зачитывают свои примеры).


6. Работа в тетради и по учебнику.

Уч-ль: Посмотрите у вас в учебнике на странице 80 нарисована блок-схема выполнения уроков учеником, рассмотрите ее внимательно и скажите, что будет делать мальчик, когда у него не останется нерешенных задач по математике? (пойдет гулять) А если будут еще нерешенные задачи, тогда что? (вернется в начало и будет решать).

Этот повторяющийся алгоритм он касается, какой науки? (Математика). Молодцы!


Уч-ль: У вас на листочках под цифрой написаны науки или деятельность людей, ваше задание сейчас придумать примеры повторяющегося алгоритма связанного с этим словом, наукой или с этой деятельностью. Н-р

Математика – решение задач.

Природа - ______

Астрономия - ______

Кулинария - ______

Медицина - _______

Физкультура - ______

Биология - ______

Строительство - _____

Ваш вариант - _____________________


(Природоведение – география (круговорот воды в природе), Биология (Трава – едят травоядные – их едят хищники – погибая они дают питательные вещества из которых растет трава), астрономия- (вращение Земли вокруг солнца, смена времен года и дней недели), медицина (пьем лекарства пока не вылечились), кулинария (чистка картофеля, выпечка блинов), физическая культура (повтор выполняемых упражнений).

Уч-ль: (Здесь дети могут обменяться работой, прочесть и выбрать лучший пример соседа) А теперь давайте по цепочке, быстро и без повторов вы назовете самый лучший пример по вашему мнению. Молодцы, пусть даже если вы написали немного примеров, самое главное, что вам понятно применение повторяющихся алгоритмов в действии.

IV. Закрепление материала.

  1. Работа с электронной тетрадью на компьютере (301,302, 303, 304, 306, 307, 308, 309, 310)



  1. Повторение ТБ в компьютерном классе


Уч-ль: А сейчас ребята мы приступим к практическому закреплению при работе на компьютере с электронной тетрадью. У вас в карте урока есть алгоритм практической работы, читая его вы, сможете хорошо с ней справиться. На компьютерных столах лежит техника безопасности, не забудьте ее повторить

Возьмите Карту урока с собой и пройдите за рабочие места.

Практическая работа

    1. На рабочем столе откройте папку - Мои документы – папку 6 класс 2013-14 год. – папку электронная тетрадь.

    2. Запустите файл Электронная тетрадь.

    3. Введите Фамилию Имя – класс 6 – номер задания 301 – нажмите НАЧАТЬ.

    4. После выполнения задания 301 нажмите – Проверить, если все верно, то компьютер напишет Молодец! Верно, если нет, то Увы! Не верно.

    5. Если задание выполнено верно нажми кнопку - Вперед.

    6. Выполнив 304 задание, следующее нужно пропустить и приступить к выполнению 306. Для этого на панели меню программы выбрать раздел - Исполнители и алгоритмы - урок 31 Циклические алгоритмы - № 306.

    7. Остальные задания с 306 по 310 выполнить аналогично.



3. Гимнастика для глаз. (1- 2 мин)

V. Подведение итогов урока. (5 мин)

Уч-ль: Итак, ребята, вспомните и скажите, пожалуйста, цели которые мы поставили на уроке достигнуты?

- Узнать, что такое цикл (оборот, круг, или кругооборот)

- Посмотреть какая блок-схема у повторяющегося алгоритма. Научиться строить блок-схемы. (Вы посмотрели схему повторяющегося алгоритма, научились ее строить? )

- Узнать где в каких науках, областях и в какой деятельности человека есть примеры циклических алгоритмов. (Узнали что повторяющиеся алгоритмы (циклические) есть в разных науках: природоведение, география – круговорот воды в природе, смена времен года, времени суток; в математике при выполнении домашнего задания, в кулинарии, …)

Уч-ль: Т.е все поставленные задачи урока мы выполнили. Молодцы!

1. Д/З. (1-2 мин) Пар 3.4 стр 79-80 зад 44 в тетр.

2. Рефлексия (3 мин)

Своей работой на уроке:

1) доволен/на, так как_____________________________________________________________________________

2) я не совсем довольна/ен, мне еще нужно___________________________________________________________

3) не довольна/ен, потому что______________________________________________________________________


Свою работу за ответы на уроке я оцениваю на______ (3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 - отлично)

Своё выполнение задания за компьютером я оцениваю на _______(3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 - отлично)


Я желаю вам удачи и исполнения всех задумок. Мне очень приятно было с вами работать. Наш урок подошел к концу. Всем спасибо!



















































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ