Конспект урока для 6 класса «Отношение между понятиями»
МОУ «Дальнинская СОШ»
Учитель Брайнингер Т.В.
Урок № 7
Предмет: информатика
Литература: Босова Л.Л., Информатика. Учебник для 6 класса, 2011 год
Класс: 6
Дата проведения: 11 апреля 2013 года
Учитель: Брайнингер Т.В.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: традиционная
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Тема: Отношение между понятиями
Цели урока:
Обучающая: Формировать у учащихся представление об общих подходах к сравнению понятий, познакомить их с отношениями тождества, пересечения и подчинения; научить сравнивать понятия, познакомить с отношениями между понятиями.
Воспитательная: Воспитывать культуру устной речи, культуру умственного труда.
Развивающая: Развивать у учащихся такие качества личности, как самостоятельность, активность.
Оборудование:
Проектор, экран;
Слайдовая презентация;
Учебники, рабочие тетради;
Доска, маркеры;
ПК для каждого учащегося.
План урока:
1.
Организационный этап
3 (мин)
2.
Сообщение темы и цели урока
2 (мин)
2.
Актуализация знаний
7 (мин)
3.
Формирование новых знаний
20 (мин)
4.
Закрепление изученного материала
8 (мин)
5.
Итог урока
3 (мин)
5.
Информирование о домашнем задании
2 (мин)
Ход урока:
Этап урока
Содержание
Примечание
Орг. момент
(3 мин)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы познакомимся с отношениями между понятиями, узнаем, как правильно сравнивать понятия.
Сообщение цели и темы урока
(2 мин)
Тема нашего урока « Отношение между понятиями».
Цель: «Формирование представления об общих подходах к сравнению понятий, познакомиться их с отношениями тождества, пересечения и подчинения; научиться сравнивать понятия, познакомиться с отношениями между понятиями.
Актуализация знаний
(7 мин)
Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.
Приготовьте листочки, сейчас мы напишем небольшой тест.
1.Содержание понятия – это…
Множество объектов, каждому из которых присущи признаки
Существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии
Конкретный объект
2. Чем характеризуется понятие?
Формой, размером
Содержанием
Цветом
3.Множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия называются…
Объемом понятия
Содержанием понятия
Абстрагирование
4.Назовите содержание понятия треугольник?
5.Множество букв русского алфавита – это…
Пустое множество
Конечное множество
Бесконечное множество
6.К чему относится понятие «знак»?
Единичное понятие
Общее понятие
Ответы:
Б
Б
А
Три угла, три стороны
Б
Б
Тест: вопросы выводятся на слайды.
Формирование новых знаний
(20 минут)
Сегодня мы, с вами изучая отношение между понятиями, рассмотрим такие отношения как:
Тождество
Пересечение
Подчинение
Итак, ребята, понятия можно сравнивать между собой, но в отличие от объектов реальной действительности, понятие не имеет ни цвета, ни запаха, ни размера.
Что такое понятие?
Понятие – это наши представления, наши мысли об объектах.
При сравнении понятия мы сравниваем их содержание и объем.
Давайте попробуем сравнить два понятия: «квадрат» и «прямоугольник».
Квадрат
Прямоугольник
Четырехугольник
Все углы прямые
Все стороны равны
Четырехугольник
Все углы прямые
Длины противоположных сторон равны
Итак, содержание понятий отличаются одним признаком. Каким?
Как вы думаете, объем, какого понятия больше? Почему?
Объем понятия «прямоугольник» больше объема понятия «Квадрат», так как все квадраты тоже прямоугольники.
Отношение этих понятий можно изобразить графически, с помощью кругов Эйлера.
А – объем понятия прямоугольник
В – объем понятия квадрат
ПОНЯТИЯ
СРАВНИМЫЕ НЕСРАВНИМЫЕ
Отношение «ТОЖДЕСТВО»
Объем одного понятия равен объему другого понятия
# Столица России – А
Москва – В
Отношение «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ»
Отношение между понятиями объемы, которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.
А – электронное письмо
В – письмо на русском языке
В пересечение попадают все электронные письма на русском языке.
Отношение «ПОДЧИНЕНИЯ»
Объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия.
А – клавиатура
В – устройства ввода
Объяснение сопровождается слайдовой презентацией
Отвечают на вопросы
Схема на слайдах
Закрепление изученного материала
(8 мин)
Изобразить на доске, с помощью кругов Эйлера отношение между понятиями:
А –поселок Дальний и В - поселок, в котором мы живем
А - ученики школы №8 и В – ученики 6 класса
Дети отвечают у доски
Итог урока
(3 мин)
Выставление оценок за урок, с пояснением.
Информирование о домашнем задании
(2 мин)
Д/ З: §2.3 (стр. 45-48)
Записывают домашнее задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ