Конспект урока для 10 класса «Переменные в Visual Basic»
Тема урока: «Переменные в Visual Basic»
Цель урока: разобрать понятия переменной в VBА.
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с последующим закреплением)
Класс: 10 класс. Профильный уровень.
Средства и оборудование: учебник "Информатика и информационные технологии 10класс. Профильный уровень" Н.Д. Угринович, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Самостоятельная работа (3 минуты) с последующей проверкой.
Изучение нового материала.
Тип, имя и значение переменной
В объектно-ориентированных языках программирования и в частности, в языке Visual Basic, переменные играют такую же важную роль, как и в алгоритмических языках программирования. Переменные предназначены для хранения и обработки данных в программах.
Переменные задаются именами, которые определяют области памяти, в которых хранятся их значения. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т.д.).
Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейках оперативной памяти.
Тип переменной. Тип переменных определяется набором допустимых значенийэтой переменной и допустимыми операциями над этими значениями. Значениями переменных числовых типов (Byte , Integer , Long , Single , Double) являются числа, логических (Boolean) – True или False , строковых (String) – последовательности символов и т.д. Обозначения типов переменных являются ключевыми словами языка и поэтому выделяются.
Таблица 5.3. Типы переменных
Тип данных
Возможные значения
Объем занимаемой памяти
Приставка к имени
Суффикс
Byte
целые числа от 0 до 255
1 байт
byt
Integer
целые числа от -32768 до 32767
2 байта
int
%
Long
целые числа двойной длины
4 байта
Ing
&
Single
десятичные числа одинарной точности
от 1.401298Е-35 ДО3.4022823Е38
4 байта
sng
!
Double
десятичные числа двойной точности
от 1.94065645841247Е-324
до 1.79769313486232Е308
8 байт
dbl
#
Boolean
логическое значение True или False
2 байта
bin
String
строка символов
1 байт на каждый символ
str
$
Currency
число в денежном формате
8 байт
cur
@
Date
дата от 1 января 100 г. до 31 декабря 9999 г.
8 байт
dtm
Object
ссылки на любой объект
4 байта
obj
Variant
любые значения
> 16 байт
vnt
Над различными типами данных, а следовательно, переменных, допустимы различные операции. Так над числовыми переменными возможны арифметические операции, над логическими переменными – логические операции, над строковыми – операции преобразования символьных строк и т.д.
Различные типы данных требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количество ячеек (байт). Так, для хранения целых чисел в интервале от 0 до 255 в переменных типа Byte достаточно одной ячейки памяти (одного байта), для хранения вещественного числа с двойной точностью в переменных типа Double требуется уже восемь ячеек (восемь байт), а для хранения символьных строк в переменных типа String требуется одна ячейка на каждый символ.
Имя переменной. Имя каждой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной может состоять из различных символов (латинские и русские буквы, цифры и т.д.), но должно обязательно начинаться с буквы и не должно включать точку «.». Число символов в имени не может быть более 255.
Например, числовую переменную можно назвать А или Число, а строковую – А или Строка. Однако разработчик языка Visual Basic фирма Microsoft рекомендует для большей понятности текстов программ для программиста в имена переменных включать особую приставку, которая обозначает тип переменных. Тогда, например, имена целочисленных переменных целесообразно записать как intA или intЧисло, а текстовых – strA или strCтрокa.
Соглашение об именах. Имя каждой переменной уникально и не может меняться в процессе выполнения программы.
Для большей прозрачности кода в среде Windows используют венгерскую нотацию, суть которой заключается в том, что имя переменной начинается с префикса, который обозначает тип переменной.
Арифметические выражения. В состав арифметических выражений могут входить переменные числового типа и числа; над переменными и числами могут производиться различные арифметические и математические операции.
A=23*B-(45+F)^2/5
S=S+1
B=(A+Cos (X))/N
Строковые выражения. В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки и строковые функции.
strA ="ИНН"& vntНомер
strC ="град"& "ус"& strЗнак
strФИО= Mid(strF,2,6) & "."
Логические выражения. В состав логических выражений кроме логических переменных могут входить также числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравниваются между собой с использованием операций сравнения (>, <, =, >=, <= и т.д.)
Логическое выражение может принимать только два значения: «истина» или «ложь».
Над элементами логических выражений могут производиться логические операции, которые на языке Visual Basic обозначаются следующим образом: логическое умножение – And, логическое сложение – Or и логическое отрицание Not. При записи сложных логических выражений часто используются скобки.
(5 > 3) And (2*2 = 5) - условие ложно;
(5 > 3) Or (2*2 = 5) - условие истинно.
Переменные типа Variant имеют большое практическое значение, однако при их применении возникают проблемы. Во-первых, при чтении кода не видно, какой внутренний тип имеет переменная в данный момент. Это может крайне затруднить обнаружение логических ошибок программирования. Во-вторых, данные этого типа из-за частых внутренних преобразований занимают больше памяти, чем аналогичные данные, объявленные с указанием явного типа.
Объявление переменных. Важно, чтобы не только разработчик программы понимал, переменные какого типа используются в программе, но это мог учесть и исполнитель программы (компьютер). Второе даже более важно, так как, если компьютер не будет знать, переменная какого типа используется в программе, он будет считать е переменной универсального типа Variant и отведет для ее хранения 16 или более ячеек (байт). Это будет приводить к неэффективному использованию памяти и замедлению работы программы.
Для объявления типа переменной можно воспользоваться оператором определения переменной.
Объявление переменных
Переменной:
Примеры объявления переменных
Dim ИмяПеременной [ AS тип]
Массива:
Dim ИмяМассива(Размерность) [ AS тип]Константы:
Const ИмяКонстанты [ AS тип]=Значение
Переменная денежного типа:
Dim cur Налог AS CurrencyМассив строкового типа:
Dim str Имя(10) AS StringКонстанта целого типа:
Const byt Шаг AS Byte =12Универсальная переменная:
Dim vnt Номер AS Variant
или
Dim vnt Номер
4. Закрепление изученного материала
Практическое задание «Проект «Переменные»»
Создать проект, в котором объявить переменные различных типов, присвоить им значение и вывести значения в поле списка, размещенное на форме.
Этапы создания проекта:
1. Создание графического интерфейса
2. Создание событийной процедуры
3.Компиляция и запуск проекта на выполнение
4. Анализ и оптимизация программы
Элементы управления ListBox (список)
Добавляет строки в список во время проектирования. Для этой цели используются методы AddItem (добавить элемент), RemoveItem (удалить элемент) и Clear (очистить).
ListBox1.Items.Add(A)
Public Class Form1
Dim A As Byte, B As Short, C As Single, D As String, G As Boolean
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
A = 255
B = -32768
C = 3.14
D = "информатика"
G = True
ListBox1.Items.Add(A)
ListBox1.Items.Add(B)
ListBox1.Items.Add(C)
ListBox1.Items.Add(D)
ListBox1.Items.Add(G)
End Sub
End Class
Создать новый проект. Для создания графического интерфейса разместить на форме (frml) управляющий элемент командная кнопка (button1). В качестве аргументов программы пусть выступают две целочисленные переменные intA и intB, а в качестве результатов неотрицательная целочисленная переменная byte, вещественная переменная одинарной точности sngD и вещественная переменная двойной точности dblE.
2. Объявить переменные для их использования в программе:
Dim intA, intB As Integer, bytC As Byte, sngD As Single, dblE As Double
3. Произвести двойной щелчок по кнопке cmdl, в окне Программный код появится заготовка событийной процедуры:
Sub cmdl_Click()
End Sub
Теперь необходимо разработать программный модуль, реализующий следующий алгоритм деления двух чисел:
1. Присвоить аргументам алгоритма, переменным intA и intB конкретные значения.
2. Присвоить каждой из переменных bytC, sngD и dblE результат деления аргументов.
3. Напечатать результаты (значения переменных) на форме.
Реализацию первых двух инструкций (команд) алгоритма произведем с помощью операторов присваивания. В качестве исходных чисел возьмем целые числа 2 и 3. Печать результатов алгоритма осуществим с помощью метода Print, которым обладает объект frml.
Метод Print используется для печати на форме чисел и строк, а также значений числовых и строковых переменных или выражений, которые образуют список печати. В качестве разделителей списка печати используется либо запятая, либо точка с запятой. В первом случае элементы списка печатаются каждый в своей зоне (каждая зона имеет длину 14 символов), во втором случае элементы списка печатаются вплотную друг к другу. В случае отсутствия списка печати на форму выводится пустая строка.
Синтаксис метода Print следующий: Объект.Print [СписокПечати]
Public Class Form1
Dim intA, intB As Integer, bytC As Byte, sngD As Single, dblE As Double
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
intA = 2
intB = 3
bytC = intA / intB
sngD = intA / intB
dblE = intA / intB
Print(bytC, sngD, dblE)
End Sub
End Class
Для логических переменных
Dim blnА, blnВ, blnС As Boolean
Sub button3_Click()
blnА = 5 > 3
blnВ = 2*2 = 5
blnС =blnА And blnВ
Print blnС
End Sub
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Приложение
Visual Basic. Переменные и константы. Объявление переменных. Типы данных.
Переменные
переменные хранят…
Длина имени переменной…
Правила составлении
Имени переменной
Суффиксы предназначены для…
Типы переменных
Тип переменной
Значение переменной
Константы

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ