Урок для 8 класса на тему «Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти»
Технологическая карта урока
1. Ф. И. О.учителя: Бобина Алла Владимировна, учитель информатики
ГБОУ школа№494 Выборгского района г.Санкт-Петербурга
2. Класс: 8
Предмет: информатика и ИКТ
№ урока по расписанию: 2
3. Тема урока: «Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
5. Цели урока(образовательные, развивающие, воспитательные)
Дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве, о принципах организации внутренней и внешней памяти. Развить интерес к информатике, мышление, память. Воспитать в учащихся качества коллективизма, взаимопомощи, умение работать в команде.
Используемые Интернет-ресурсы
материалов ЦОР для объяснения и иллюстрации
Логическая схема понятий по теме: "Первое знакомство с компьютером"
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d703f894-03d6-4b1f-8828-44cfaf4e0ba3/view/
Аналогия между компьютером и человеком
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e18ff0f2-60b2-486c-b20a-6c79aa09e92d/view/
Информационный обмен в компьютере
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0156c97f-97dc-4b35-88f2-34ec324ac523/view/
Схема устройства компьютера
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d9ff46c-7a60-4241-a061-7f147b466d50/view/
Принципы фон - Неймана
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a3c6e4d1-c86f-4e2a-854a-3e26930e71bf/view/
Программа-тренажер "Устройство компьютера-1"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf
Характеристика этапов урока
Этап урока
Время
мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный
1-2
Проверка готовности обучающихся, их настроя на учебный процесс на уроке
-
-
-
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Поста-новка темы и цели урока
3
Актуализация темы. Подготовка учащихся к осознанию важности и практической значимости темы урока, способствуя тем самым активному и сознательному усвоению нового материала.
На 1 слайде презентации записана тема урока
Наблюдение, вопрос-вызоы. Работа по плану урока.
Ф
Задает вопрос-вызов:
“А зачем нужно изучать устройство компьютера?»
Организует диалог с учащимися ,приведя аналогию с вождением автомобиля, в ходе которого учащиеся делают вывод о важности и практической значимости темы урока.
формулирует задачи урока, Сообщает
план урока.
Отвечают на вопрос учителя
“ Зачем нужно изучать устройство компьютера?»
« Нужно ли водителю знать устройство автомобиля?»
Осознают тему урока, прогнозируют свою деятельность на уроке. Записывают дату и тему урока в тетрадь.
Освоение нового материала
15-18
Использование материалов ЦОР для объяснения и иллюстрации понятия
Архетиктура ЭВМ
Слайд 2,3
Логическая схема понятий по теме: "Первое знакомство с компьютером"
Наблюдение,
Лекция с
элементами дискуссии
Ф
Акцентирует внимание учащихся на объект изучения, задает вопросы
Учащиеся рассматри-вают схему на слайде.
Называют элементы схемы.
Отвечают на вопросы
Записывают определение
«Архитектура ЭВМ».
Подведение учащихся к самостоятельному выводу, что по принципу своего устройства компьютер- это
модель человека работающего с информацией
Слайд 4-7
Аналогия между компьютером и человеком
Наблюдение,
Самостоятельная работа, метод аналогии
Ф.
Организует диалог подводящий к выводу, что компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека
«списали» с мыслящего человека.
Отвечают на вопросы и самостоятельно записывают в тетрадь устройства компьютера, выполняющие функции мыслящего человека:
• устройства ввода;
• устройства запоминания — память;
• устройство обработки — процессор;
• устройства вывода.
Подведение учащихся к самостоятельному выводу, что
нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека, тем самым подготавливая обучающихся к введению понятий данные и программа.
Слайд 8
Наблюдение,
Лекция с остановками
Организует диалог подводящий к выводу о том, что важнейшее отличие компьютера от человека заключается в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программой, человек же сам управляет своими действиями.
Обьяснение понятий данные и программа.
Отвечают на наводящие вопросы учителя, записывают в тетрадь опредление и смысл понятий программы и данных
Проверка понимания отличия данных от программы
Слайд 9
Доказательство
Самостоятельная работа
ф
задача вычислений объема прямоугольного параллелепипеда
Объясняют отличия данных от программы
Сформировать представление о том, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером.
Какие устройства отвечают за обмен информации. Принципы фон Неймана
Слайд 10-12
Информационный обмен в компьютере
Схема устройства компьютера
Принципы фон - Неймана
Наблюдение, лекция с остановками
ф
Демонстрирует слайды Задает наводящие вопросы, обясняет процессы обмена информации, основные принципы работы ЭВМ-принципы фон Неймана
Отвечают на вопросы учителя,
Записывают
Принципы
устройства и работы ЭВМ
Пояснить через аналогию компьютера с человеком деление компьютерной памяти на внутреннюю и внешнюю. Дать понятие физических свойств и организации информации каждого вида компьютерной памяти.
Слайд 13-16
Внутренняя память ЭВМ
Наблюдение,
Лекция с остановками
ф
Демонстрирует слайды,
Обьясняет физические свойства внутренней и внешней памяти, обьясняет понятия ОЗУ, ПЗУ, сообщает их отличия. Обясняет и акцентирует внимание на информационной структуре внутренней памяти, и её свойствах-
Дискретности и
Адресуемости.
Изучают слайды.
Записывают определение, устройства и физические свойства внутренней и
Внешней памяти ЭВМ.
Описывают Бито-байтовую информационную структуру внутренней памяти, её
Свойства-
Дискретность,
адресуемость
Проверка понимания организации информации во внутренней памяти ЭВМ
Слайд17
Самостоя-тельная работа,
Рефлексия,
контроль
и
Комментирует задание, отвечает
На вопросы, проверяет правильность выполнения задания
Слушают комментарий, записывают решение, задают вопросы
Сформировать представление учащихся о носителях информации, используемых в устройствах внешней памяти, дать их сравнительные характеристики.
Слайд 18-20
Носители и устройства внешней памяти
Лекция с элементами дискуссии,
Самостоятельная работа
ф
Организует диалог с учащимися с целью выяснить,
Какими устройствами внешней памяти они пользуются в повседневной жизни и каковы их характеристики.
Изучают слайды и записывают самостоятельно в тетради устройства внешней памяти, их
Отличия и основные характеристики.
Первичное закрепление нового материала
5
Освоение способа проверки
Програм
ма-тренажер "Устройство компьютера-1"
Самостоятельная работа, контроль
и
Проводит инструктаж учащихся по работе в программе-тренажере. Информирует и корректирует деятельность учащихся на выполнение задания.
Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера
Ученики, выполнившие раньше других, (консультанты), помогают одноклассникам.
Самопроверка
5-7
Осознание каждым учащимся степени овладения основными понятиями урока
Приложение 1
Кроссворд по теме «Устройст-во компьютера»
составлен в программе
Hot Potates
работа с ресурсом,
соревнование
Ф
Организует и
мотивирует
деятельность учащихся .
Группе-победителю ставятся пятерки.
Разбиваются на группы по
3-4 человека
И решают кроссворд.
Подведение итогов
3
.Соотношение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний
Слайд 21
вопросы
Опрос по ключевым понятиям,
, контроль
Ф
Задает вопросы по теме урока, ставит оценки
Отвечают на вопросы, используя полученные знания, высказывают свои впечатления от урока, вносят предложения.
Домаш-нее
задание
1-2
Правильное выполнение домашнего
задания
Слайд 22
Домашнее задание по теме Опубликовано в моем блоге, вкладка Ученикам.
Диктовка,
комментарий
Обьясняет и комментирует домашнее задание
Записывают и слушают комментарий
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):
обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ