Конспект урока и презентация по информатике в 5 классе «Формы представления информации. Метод координат»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пятницкая средняя общеобразовательная школа»
Волоконовского района Белгородской области
Конспект урока по информатике и ИКТ
в 5 классе
«Формы представления информации. Метод координат»
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Данилова Светлана Николаевна
Пятницкое 2010
Цели урока:
Обучающие:
сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;
научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.
Развивающие:
развивать память, внимание, логическое мышление;
развивать творческие способности;
развивать познавательный интерес.
Воспитывающие:
Воспитывать умения работать самостоятельно и в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: 5-й класс.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Этапы урока:
Организационный этап – 2 мин.
Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы, целей урока– 7 мин.
Объяснение нового материала – 10 мин.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа (индивидуальная) – 9 мин.
Работа по группам – 9 мин.
Подведение итогов урока, выставление отметок – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1. Организация класса
Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. сейчас с помощью кроссворда повторим основные понятия кодирования.
1
По вертикали:
Процесс представления информации с помощью некоторого кода.
По горизонтали:
Система условных знаков для представления информации.
Сторона, передающая информацию.
Сторона, принимающая информацию.
Для кодирования данного слова каждую его букву заменили на предыдущую в алфавите, полученное слово: ЗМСДПМДС. Выполните декодирование данного слова.
к
1
к
о
д
д
2
и
с
т
о
ч
н
и
к
р
о
в
а
3
п
р
и
е
м
н
и
к
и
4
и
н
т
е
р
н
е
т
И так:
Что вы понимаете под кодированием информации?
[Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
С какой целью люди кодируют информацию?
[Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
Что можно назвать кодом?
[Код – это система условных знаков для представления информации.]
2. Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы, целей урока
Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?
Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.
Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.
Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
к
л
м
н
о
ь
ъ
ы
э
ю
я
2
п
р
с
т
у
ф
х
ч
ц
ш
щ
3
а
б
в
г
д
е
ё
ж
з
и
й
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)
Ответ: Метод координат
Тема нашего урока «Метод координат». Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.
3. Объяснение нового материала
Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока. Простейшую систему координат — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.
Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.
А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), азатем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.
Посмотрите на шахматную доску. Вдоль её нижнего ряда идет ряд букв, а вдоль левого- ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.
Учитель просит учащихся привести собственные примеры. Чаще всего звучат варианты: ряд и место в зрительном зале кинотеатра, игра «Морской бой», отметка в школьном журнале на пересечении Ф.И. ученика и даты проведения урока, отметка в школьном дневнике на пересечении названия урока и столбца «Оценка», график дежурств, школьное расписание и пр. В жизни мы часто встречаемся с подобной системой (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе, игра «Морской бой»). Координаты бывают географическими, астрономическими, математическими например( По радио передано сообщение: «Корабль потерпел крушение. Координаты корабля: 10° северной широты, 65°восточной долготы. Где находится корабль?
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Далее мы будем работать, только в первой координатной плоскости.
Работаем вместе Потренируемся строить точки на координатной плоскости, для этого откройте учебники на странице 34 задание 5. Каждый обучающийся выходит к доске и отмечает на координатной плоскости точку с соответствующими координатами, остальные обучающиеся отмечают точки в рабочих тетрадях и если нужно исправляют ошибки. Если каждый обучающийся правильно укажет точку на координатной плоскости, то в результате должен получится рисунок.
А теперь давайте решим обратную задачу. Нам дан рисунок и нужно определить его координаты.
4. Физкультминутка
Ребята встаньте, расслабьтесь, поднимите глаза вверх, затем опустите вниз, вправо, влево, по кругу, сильно зажмурьтесь и резко откройте глаза. Повторите данный цикл упражнений 3–5 раз. Все упражнения делаются под музыку, а на экране те же упражнения делает точка.
5. Самостоятельная (индивидуальная) работа
Ребята! Сейчас каждый из вас получит индивидуальное задание, но прежде давайте, повторим.
Вопросы для повторения пройденного материала:
1. Если выбрать на плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? (2)
2. Как они называются? (Координаты)
3. Как правильно записываются координаты точки? (Первое число по оси ОХ, второе – по оси ОУ)
После этого каждый ученик получает карточку с заданием, чертят систему координат в тетради и отмечают точки. В результате если ребенок выполнил правильно у него получаеся картинка. За эту работу каждый обучающийся получает отметку.
Задание №1
Задача:
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число — по оси ОХ, второе — по оси OY.
Отметьте точки:
1(70,20), 2(70,10), 3(50,10), 4(50,50), 5(60,60), 6(70,50), 7(70,100), 8(90,120),
9(110,100), 10(110,50), 11(120,60), 12(130,50), 13(130,10), 14(110,10), 15(110,20)
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 1
Задание №2
Отметьте точки:
1(40,10), 2(40,80), 3(150,80), 4(150,10), 5(50,20), 6(50,70), 7(140,70), 8(140,20),
9(60,100), 10(160,100), 11(160,20), 12(80,120), 13(100,90), 14(120,120)
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 1
5 – 6 – 7 – 8 – 5
2 – 9 – 10 – 3
10 – 11 – 4
12 – 13 – 14
Задание №3:
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число — по оси ОХ, второе — по оси OY.
Отметьте точки:
1(40,30), 2(40,50), 3(120,50), 4(120,30), 5(50,50), 6(50,70), 7(110,70), 8(110,50),
9(60,70), 10(60,90), 11(100,90), 12(100,70), 13(70,90), 14(80,110), 15(90,90)
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4
5 – 6 – 7 – 8
9 – 10 – 11 – 12
13 – 14 – 15
Задание 4
Отметьте точки:
1(20,50), 2(40,70), 3(130,70), 4(150,100), 5(170,100), 6(150,70), 7(150,50), 8(110,50), 9(140,10), 10(110,10), 11(80,50), 12(80,70), 13(90,90), 14(120,90), 15(100,70)
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11
12 –13 – 14 – 15
Задание 5.
Отметьте точки:
1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.
13 – 14 – 15 – 16 – 13.
Ответ:
Задание 6
Отметьте точки:
1(1,2), 2(1,3), 3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7), 10(17,7), 11(17,6), 12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15(13,4), 16(14,3), 17(14,2), 18(13,1), 19(2,1).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 1.
Ответ:
Задание 7
Отметьте точки:
1(3,6), 2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14), 10(10,14), 11(16,6).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 1.
5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11.
Ответ:
Задание 8
Отметьте точки:
1(2,6), 2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2), 10(5,2), 11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.
12 – 13 – 14 – 15.
Ответ:
Задание 9
Отметьте точки:
1(40,10), 2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80), 8(90,60), 9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60), 14(130,40), 15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140,10).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 1.
Ответ:
Задание 10
Отметьте точки:
1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30), 17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – 1.
Ответ:
( приложение 2)
6. Работа в группе Все обучающиеся делятся на группы. Ребята, а теперь давайте поработаем в группах. Каждая группа получит информацию( приложение 3), закодированную с помощью метода координат. Ваша задача декодировать информацию. При этом у каждой группы должна получится определенная буква. Поэтому вы должны будете контролировать и помогать друг другу. И так получены следующие буквы Д Е К А Р Т. В начале урока перед вами был поставлен вопрос: Кто первым предложил всему миру использовать систему координат. Рене Декарт как раз и является создателем системы координат.
Сейчас нам о нем расскажет Штырба Полина.
Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, механизма в физике. Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулеза, когда ему исполнился 1 год. Отец Декарта был судьей и он мечтал видеть своего сына юристом. В возрасте 10 лет мальчик поступает в школу, а после ее окончания учится в Университете в Пуатье. Получив звание бакалавра и лицензию юриста , Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину. В истории математики Рене Декарт занимает видное место. Именно он сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил буквами латинского алфавита (х, у,z … ) переменные
величины, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой геометрии состоит в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.
7. Подведение итогов
Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат. Обобщим изученный материал. Учитель: Какие графические формы представления информации вам известны? С каким методом кодирования мы сегодня с вами познакомились? В чем он заключается? (Ответы учащихся). Откройте учебник на странице 33. Зачитайте по учебнику самое главное, повторите вслух, запишите самое главное в тетрадь. Демонстрируется слайд «Самое главное» (Слайд №) с основными выводами по теме «Метод координат».
Рефлексия
Закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать. Каждый из вас вас получил листок со смайликами, на котором он должен оценить: 1 – свои знания по данной теме, 2 – работу на уроке, 3 – своё настроение. Для этого расставить соответственно цифры 1,2,3 рядом с выбранными смайликами.
Посмотрите на экран и восстановите текст.
1
2
3
4
5
6
А
Мол
Гла
Оди
ц.У
яжа
яза
Б
-е
шо
яцх
оги.
юут
адв
В
РА!
алу
йца
цаф
Ты -
чше.
Г
едл
нза
оде
гон
оро
вно
Восстанови текст (не забудь разделить текст на слова):
В5, А1, Г3, А4, В1
Сегодня на уроке все хорошо работали и получили следующие отметки. Молодцы!
8. Домашнее задание
В тетради по заданным координатам построить фигуру.
Список литературы
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Югова Н.Л., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ