Конспект урока "Информационные ресурсы" 10-11 класс
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №5» г. Белгорода
Конспект урока
по информатике на тему:
Информационные ресурсы
для учащихся 10-11 классов
Подготовила:
Кобзева Ирина Алексеевна,
преподаватель информатики
ГОУ НПО ПУ №5
Белгород
2010
Тема урока: Информационные ресурсы.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов деятельности.
Цели урока: - ознакомить учащихся:
с определением информационных ресурсов;
с понятием информационный продукт;
с понятием информационная услуга и их основные виды;
- воспитать чувство ответственности, аккуратность;
- развить логическое и пространственное мышление.
Формы организации учебной работы: беседа, рассказ.
Наглядность: презентация «Информационные ресурсы»
Литература: Информатика и ИКТ: Учебник. 11 класс. Базовый уровень/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 21-27
Ход урока:
Орг. Момент
Сообщить учащимся тему и цели урока.
Проверка домашнего задания:
Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.
Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.
Что определяет информационное общество?
Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?
Как вы представляете информационное общество?
Как вы понимаете информационную культуру?
Объяснение нового материала:
Представление об информационных ресурсах
В информационном обществе важно иметь представление о возможных информационных ресурсах.
В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс - это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:
• материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
• природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
• трудовые ресурсы — люди, обладающиё общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
• финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
• энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом.
Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.
Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.
В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.
Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:
• государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
• библиотечные информационные ресурсы;
• информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.
Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.
Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
• превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
• сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
• образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
• повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.
Информационные услуги и продукты
Информационные ресурсы являются основой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о некотором объекте конкретной предметной области. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.
Информационный продукт это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг.
Услуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.
Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
До недавнего времени основным местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов нашей страны являлись библиотеки. Перечислим основные виды информационных услуг, предоставляемые библиотечной сферой:
• предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
• результаты библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и т. п.);
• результаты фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
• научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т. п.);
• результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюктурные справки и т. д.).
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы данных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных.
С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг информационных услуг.
В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных. И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря всё большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
С середины 60-х до середины 70-х годов ХХ века в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие различные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
С 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
Подведение итогов:
Выставление оценок.
Домашнее задание: Информатика и ИКТ: Учебник. 11 класс. Базовый уровень/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 21-27
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ