Конспект урока информатики на тему "Этапы решения задач на компьютере"
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
Место работы: МОУ СОШ № 56 УИМ г. Магнитогорска
Должность: учитель информатики
Тема:
Этапы решения задач на компьютере
Цели:
1) образовательные
Повторить пройденный материал по теме: «Определение и свойства алгоритма»;
Изучить этапы решения задач;
Помочь учащимся усвоить виды алгоритмов и базовые алгоритмические структуры;
На примере конкретных задач рассмотреть изученный материал.
2) воспитательные
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности;
3) развивающие
Развитие внимания, памяти и алгоритмического мышления;
Развитие познавательного интереса.
Тип занятия
комбинированный
Методы обучения
Объяснительно - иллюстративный
Лекция
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа
Оборудование урока: проектор для показа презентации, ноутбук, классная доска
План проведения занятия:
Проверка домашнего задания (домашние задачи на школьном алгоритмическом языке);
Объяснение новой темы: «Этапы решения задач на компьютере»
2.1) План урока по этапам решения задач на компьютере
2.2) Исследование предметной области
2.3) Построение математической модели
2.4) Составление алгоритма
2.4.1) виды алгоритмов
2.4.2) блок-схема
2.4.3) базовые алгоритмические структуры
2.5) Составление программы
2.6) Отладка и тестирование программы на компьютере
2.7) Анализ результатов
2.8) Корректировка
3. Решение задач (решение задач прилагается в приложении №1);
4. Подвести итоги урока;
5. Дать домашнее задание (домашние задачи в приложении №2).
Ход занятия
Проверка домашнего задания
Есть ли вопросы по домашнему заданию?
Если нет, то приступим к проверке.
Вызвать трех человек к доске с решением задач.
Объяснение новой темы: «Этапы решения задач на компьютере»
2.1) План урока по этапам решения задач на компьютере
Человек использует компьютер для решения самых разнообразных информационных задач: работа с текстами, создание графических изображений, получение справки из базы данных, табличные расчеты, решение математических задач, расчет технических конструкций и многое другое.
Обсудим технологию решения прикладной задачи на компьютере.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА КОМПЬЮТЕРЕ - это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Итак, перечислим этапы решения задачи на компьютере и остановимся подробнее на каждом из них:
1. Исследование предметной области
2. Построение математической модели
3. Составление алгоритма
4. Составление программы
5. Отладка и тестирование программы на компьютере
6. Анализ результатов
7. Корректировка
2.2) Исследование предметной области
Предметная область - определенная часть реального мира, информацию о которой мы собираем и используем.
Здесь:
Определяется, к какой предметной области относится задача (например, к области физики, математики и т.д.)
Происходит четкое и полное описание условий задачи (формулировка задачи)
Проверяется понятность задачи
Проверка полноты исходных данных
2.3) Построение математической модели
Математическая модель – это описание реальности с помощью математических понятий, формул, неравенств и т.д.
На этапе построения математической модели нужно опередить:
а) ограничения и допущения;
б) что дано – перечисление исходных данных;
в) результат – что найти;
г) как найти – математические соотношения, которые связывают исходные данные с результатами.
2.4) Составление алгоритма
Для начала вспомним, что такое алгоритм и какими свойствами он обладает. Вопросы:
1) Дайте несколько определений алгоритма; почему нет одного общего определения алгоритма для всех наук? (ответ: у каждой науки свои особенности в определении алгоритма);
2) Перечислите свойства алгоритма;
3) Какими свойствами еще обладает алгоритм? (Ответ: результативность и массовость).
2.4.1) виды алгоритмов
Выделяют следующие виды алгоритмов:
вербальный, когда алгоритм описывается на человеческом языке;
символьный, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;
графический, когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем и символьная запись с помощью школьного алгоритмического языка.
Запишем «шапку» алгоритма на ШАЯ:
Алгоритм <Имя> (раздел описаний)
Аргументы: <что дано>
Результат: <что найти>
Начало
<Команды>
Конец.
2.4.2) блок-схема
Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками.
Итак, блок-схема – графический вид алгоритма, в котором каждый шаг представлен в виде геометрической фигуры.
Начало или конец алгоритма
Ввод данных
Блок присвоения
Вывод данных (результатов)
Условный блок (проверка условия)
Циклический блок
Подпрограмма (обращение к вспомогательному алгоритму)
2.4.3) базовые алгоритмические структуры
В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы линейной, разветвленной и циклической структуры.
Мы с Вами пока рассмотрим только линейную структуру.
В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим:
2.5) Составление программы
После успешного построения блок-схемы выбираем язык программирования и переводим ее на выбранный язык программирования. Для нас с вами это Pascal.
2.6) Отладка и тестирование программы на компьютере
На этом этапе происходят испытания работы программы и исправления обнаруженных ошибок.
Проверка на компьютере правильности работы программы проходит с помощью тестов. Тест – это исходные данные, для которых известен ожидаемый от программы результат.
2.7) Анализ результатов
После тестирования и отладки, программист анализирует полученные результаты и делает вывод о корректировке программы.
2.8) Корректировка
Если корректировка требуется, то программист может возвратиться на любой из этапов.
Если каким-либо образом изменяются исходные данные или искомый результат, то для решения задачи следует начать все с начала (с этапа исследования предметной области).
3. Решение задач
Задача 1
Расписать этапы решения примера: у=(b2-ас):(а+с).
Задача 2
Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.
Задача 3
Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.
4. Подвести итоги урока
Итак, вы сегодня узнали, какие существуют этапы для решения задачи на компьютере.
Перечислите 7 этапов.
Что происходит на каждом из них?
5. Дать домашнее задание
Домашним заданием будет 1 задача, ее решают все.
Еще одну задачу я даю дополнительно, правильно решив которую, вы можете получить хорошую оценку. С этим заданием справятся не все, поэтому попробуйте самостоятельно решить эту задачу.
Учитель
Методист
Приложение №2
Задача 1
Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка.
Задача 2
Разведывательный дозор в составе двух человек подошел к реке. Мост был разрушен, а река слишком глубока и широка, чтобы переправиться через нее вброд или вплавь. К счастью, около берега в маленькой лодке проплывали два мальчика.
Как переправиться на этой лодке через реку, если она может выдержать либо одного взрослого, либо двух мальчиков?
Пример 3
у=(b2-ас):(а+с).
ПРИМЕР 4
.Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.
Пусть a, b, c - длины сторон треугольника. Необходимо найти S - площадь треугольника, P - периметр.
Для нахождения площади можно воспользоваться формулой Герона:
где r - полупериметр.
Входные данные: a, b, c.
Выходные данные: S, P.
Блок-схема алгоритма представлена на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Алгоритм примера 1.1
Внимание!!! В этих блоках знак "=" означает не математическое равенство, а операцию присваивания. Переменной, стоящей слева от оператора, присваивается значение, указанное справа. Причем это значение может быть уже определено или его необходимо вычислить с помощью выражения. Например, операция r = (a+b+c)/2 - имеет смысл (переменной r присвоить значение r=(a+b+c)/2), а выражение (a+b+c)/2=r - бессмыслица.
ПРИМЕР 5
Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка.
Входные данные: R - радиус основания цилиндра, h - высота цилиндра, ρ- плотность материала слитка.
Выходные данные: m - масса слитка, V - объем, S - площадь основания.
Блок-схема представлена на рис. 1.8.
Рис. 1.8. Алгоритм примера 1.2
ПРИМЕР 6
Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.
Входные данные: a, b - длины катетов.
Выходные данные: с - длина гипотенузы, S - площадь треугольника, α, β - углы.
Блок-схема представлена на рис.1.9.
Рис. 1.9 Алгоритм примера 1.3
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ