Конспект урока на тему "Трудности и пути решения при сдачи ЕГЭ по информатики"

Л.И.Аверченкова,

Учитель информатики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Няндома»


Трудности и пути решения при сдачи ЕГЭ по информатики.

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай сделать – и я пойму.

Китайская притча

В числе инновационных форм, определяющих объективную оценку качества подготовки выпускников школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Его сторонники и противники на протяжении нескольких лет обсуждают вновь созданный механизм итоговой аттестации, характеризуя положительные и отрицательные стороны, внося коррективы в идущий процесс модернизации. Единый государственный экзамен позволяет объединить государственную итоговую аттестацию и вступительные экзамены в учреждения высшего и среднего профессионального образования, представляет собой «форму независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет установить уровень учебных достижений обучающихся по освоению федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Экзамен по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ проводится в течение последних 6-х лет. Его назначение — оценить общеобразовательную подготовку по информатике и ИКТ выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования.

Результаты экзамена только показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения всех тем, вошедших в кодификатор содержания. Учителя школ повсеместно заявляют о недостатке времени на подготовку к ЕГЭ по информатике и ИКТ в школе. Причины негативного отношения, как со стороны учителей, родителей, так и самих школьников таковы:

1) Готовясь к ЕГЭ, дети не учатся мыслить, так как весь процесс подготовки сводится к механическому прорешиванию однотипных задач.

2) Большинство заданий в контрольно-измерительных тестах относятся не к базовому курсу школьной программы, а к углубленному. Тем самым, резко обозначилась проблема отсутствия преемственности на различных ступенях образования.

Кстати, именно последняя проблема является наиболее актуальной в ЕГЭ по информатике и ИКТ, решение которой видится в повышении уровня преподавания информатики в школах, что целиком и полностью зависит от учителей. А без качественного и количественного анализа статистических данных по результатам ЕГЭ явно не обойтись.

Для эффективного результата совместных действий всех участников ЕГЭ необходимо четко отработать технологию и организацию проведения инновационной формы экзамена в каждом субъекте Федерации, в каждой муниципальной территории, в каждой школе.

Таким образом, обозначился ряд противоречий сопровождающий процесс подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ: нехватка времени на подготовку учащихся, занимающихся по базовому курсу с одной стороны; и расширение списка ВУЗов, принимающих результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ с другой стороны.

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. При этом нужно учитывать, что в современной школе проводить длительные занятия со старшеклассниками часто бывает невозможно по ряду причин. Школьники посещают курсы подготовки в институт, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы) и т. д.

Встаёт вопрос можно ли подготовить учащихся к сдачи к ЕГЭ по информатике? Какие методы учитель должен использовать, чтобы ученик сдал экзамен на 100 баллов?

«Лучшая манера учить других – это вести их тем же путем, по которому шли сами для того, чтобы образовать себя». Кондильяк

Учитель – это творец! Творец – занятия, творец – задания… Программу по подготовке к ЕГЭ он должен продумать творчески, каждому ученику отдельно.

Ведь творческая деятельность— одна из составляющих продуктивного мышления. Творчество предполагает эвристические элементы поиска решения задачи, с которой ранее педагог не встречался. Развитие креативности необходимо в процессе профессиональной подготовки педагога. Творческая деятельность характеризуется гибкостью мышления, способностью находить новые связи между объектами, быстро переключаться, проводить аналогии. Беглость мышления составляет условие научного поиска.

Чтобы развивать интеллект, необходимо осуществлять интенсивную работу с учащимися над решением не только стандартных, но и творческих задач. Научить решать задачи может только педагог, владеющий эвристическими и логическими действиями. В качестве основных направлений развивающего процесса выступают:

  • умение видеть проблему, умение выделить в ней как можно большее количество сторон и связей;

  • гибкость мышления — умение принять новую точку зрения;

  • оригинальность в выборе и реализации способа решения задачи;

  • способность к перегруппировке идей и зависимостей;

  • способность к конкретизации и обобщению, а также к синтезу и интеграции;

  • способность к анализу и абстрагированию, умение теоретически мыслить;

  • ощущение стройности организации идей.

Критерии одаренности являются характеристиками творческой деятельности, продуктивности мышления. Они могут быть рассмотрены в качестве параметров при описании целей интеллектуального развития учащихся в ходе проблемного обучения. Формирование творческой личности строится на интегративном подходе, в основе которого лежат три фактора: формирование мотивации, развитие интеллектуальных способностей, стимулирование исследовательской творческой активности личности. Все три составляющие являются условием формирования продуктивного мышления.

Информационное пространство, в котором живут дети, революционно изменилось за последние 30-50 лет. Выросла роль аудиовизуальной подачи информации и уменьшилась роль ее текстового представления. Соответственно, изменились привычки и навыки получения информации. Школьники привыкают к тому, что информация подается визуальным способом. Соответственно, возникают разрывы между тем, что говорит учитель и тем, что на самом деле воспринимает ученик. Выделим два варианта восприятия учебного материала. Одну мы будем называть «Школы памяти» - когда ученик запоминает учебный материал, а другую «Школа восприятия», в помощь детям воспринимать необходимые знания, используя в частности зрительные образы и иллюстрации. И с какой работать учителю при подготовки к ЕГЭ. И какую выбирают ученики.

На занятиях для «Школы восприятия» можно использовать ИКТ. Это максимально позволит

  • Изложить материал

    • Более доходчиво

    • За меньшее время

    • С большим пониманием со стороны учеников

  • Легче и быстрее создавать

    • Раздаточный материал

    • Опросники

    • Отчеты

    • Дидактические пособия

    • Планы уроков

  • Создавать оценочные и тестовые материалы для оперативной оценки знаний учащихся (использование специальной программы для разработки тестов)

  • Обмениваться материалом с коллегами

  • Находить основные и дополнительные материалы по теме урока или для элективных курсов

У педагогов часто возникает вопрос какие педагогические приёмы использовать при подготовки к ЕГЭ. Выделим такие приёмы

1.Развитие кругозора.

Использование ИКТ позволяют набрать и отсортировать огромное множество фактов. Кругозор учащихся расширяется. Возникает дополнительная возможность формирования надпредметных связей.

2.Проблемное обучение

В результате сопоставления различных фактов учитель получает очень широкие возможности формулировать вопросы для проблемного обучения. Широкое поле информации, полученной с помощью, например, Интернет, позволяет формулировать учащимся проблему, которую надо решать.

3.Активизация аналитической деятельности

ИКТ позволяют более рационально распределить время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью представления визуального материала. В итоге останется больше времени на «размышление», то есть на аналитическую деятельность учащихся.

4.Использование различных каналов восприятия

Существует всего 3 системы восприятия, которые могут использоваться в обучении: визуальная система, аудиосистема, образная система.

Один ученик лучше понимает (и усваивает), когда он его видит, другой – когда слышит объяснения учителя, а третий – когда эти объяснения (аудио или видео) основываются на модельном ряде

  1. Наглядность и эмоциональное восприятие

Принцип наглядности является одним из дидактических принципов-положений общеметодического характера. Предполагает усвоение знаний путем непосредственных наблюдений за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.

С одной стороны, с помощью средств мультимедиа учащиеся могут только видеть и слышать, но не могут ощущать запахи, чувствовать вкус. Тем не менее, мультимедиа обладают огромными возможностями для передачи графики, видео и аудио информации.

Сегодняшнее интенсивное внедрение ИКТ в школьную среду просто обусловлено необходимостью «догнать время».

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Рене Декарт

Поэтому при подготовки к ЕГЭ по информатике целесообразнее использовать «Школу восприятия»

Вот и при проверки на мой взгляд нужно использовать Тестирование – сравнительно новая форма контроля знаний учащихся, - накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Введение единого государственного экзамена предусматривает тестовую форму проверки знаний выпускников.

Тестовые задания позволяют оказать стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащихся.

Обеспечивают быстроту проведения контроля, могут быть использованы при обучении, самоконтроле, что значительно облегчит подготовку учеников к сдаче ЕГЭ

Рассмотрим психотехнические навыки сдачи тестовых экзаменов:

  • способствуют развитию навыков мыслительной работы

  • повышают эффективность подготовки к экзаменам

  • позволяют учащимся уверенно себя чувствовать во время экзамена

  • помогают овладению собственными эмоциями

  • мобилизуют учащихся в решающей ситуации

Психологически и технически учеников необходимо готовить к такой форме проверки знаний заранее, а не в конце одиннадцатого класса. Данный способ контроля позволяет проверить не только знание основного материала, но и умение рассуждать, делать умозаключения. Одновременно производя все мыслительные операции.

На своих уроках я использую программу компьютерного тестирования, которая является систематизированным и специализированным «инструментом», позволяющим увязать обучение без больших организационных преобразований, производить планирование хода контроля по усвоению знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях.

В основу её создания положена идея о развитии логических способностей учащихся на уроках информатики, через направленность учебной деятельности на результат.

Тестовые задания составляются с учетом следующих принципов:

  • Задания полностью соответствуют учебному плану дисциплины «Информатика и информационные технологии»

  • Охватывают все разделы курса информатики

  • Сформулированы с учетом возрастающей сложности

Имеют удобную форму проверки знаний (по пятибалльной системе)


Список литературы


  1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. "Информатика 10 - 11". - М.: Просвещение, 2009.

  2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. "Информатика 10 - 11" (учеб. пособие для общеобразоват. учреждений). - 2 изд. М.: Просвещение, 2009.

  3. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н.Н. Самылкина, С. В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. -2-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.

  4. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Под редакцией В.Р. Лещинера / ФИПИ - М.: "Интеллект-Центр", 2007 - 144 с.

  5. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2007г. В преподавании информатики в средней школе.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ