Конспект урока по Информатике "Алфавит и структура языка «Паскаль»" 10 класс

План-конспект занятия по информатике.


Город: Раменское

МОУ «СОШ № 8»

Учитель: Константинова Елена Ивановна

Класс: 10 «А»

Тема учебного занятия: «Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».

Продолжительность учебного занятия: 2 урока по 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала +практическая работа)

Цель урока: создание условий для рассмотрения таких понятий, как алфавит и структура языка «Паскаль», структура программы на языке «Паскаль», типы переменных, арифметические выражения, стандартные функции.


В конце урока учащиеся должны

знать:
• краткую историю возникновения и предназначения языка программирования Паскаль;
• из каких частей состоит структура программы на языке Паскаль;
• формат написания основных операторов;
• основные правила записи арифметических выражений на языке Паскаль;
• основы синтаксиса, пунктуации языка Паскаль;
уметь:
• составлять простые программы на языке программирования Паскаль на основе линейных вычислительных алгоритмов.

Задача урока:


Образовательная:

  1. Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.

  2. Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических операторов в среде TURBO PASCAL.

  3. Научиться писать программы линейного алгоритма.


Развивающая:

  1. Развивать у учащихся познавательный интерес к курсу «Программирование».

  2. Развивать алгоритмическое мышление, память, умение работать в среде TURBO PASCAL.

  3. Развитие практических навыков.



Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию у учащихся внимательности.

  2. Воспитывать аккуратность ведения записей, как в тетради, так и в среде TURBO PASCAL при наборе программы (структурность записей).

  3. Привитие навыка самостоятельности в работе.

  4. Воспитание трудолюбия и чувства уважения к науке.


Оборудование: АРМ учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, рабочее место ученика, графический планшет AirLine.

Программное обеспечение: операционная система WinXP, среда TURBO PASCAL, Smart Board.




Дидактические материалы к учебному занятию: мультимедийная презентация «Структура программы на языке Паскаль», текст практической работы, опорный конспект, справочный материал.

Подготовка к уроку: подбор материалов для практической работы учащихся, подбор материалов для презентации, создание опорного конспекта, справочного материала.

Методы обучения:

  1. Словесные (объяснение)

  2. Наглядные (презентация)

  3. Практические (упражнения)


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия:

  1. Организация начала урока (3 мин)

  2. Повторение пройденного материала (теория) (12 мин)

  3. Подготовка учащихся к усвоению(5 мин)

  4. Изучение нового материала (25 мин).

  5. Первичная проверка и закрепление знаний (выполнение лабораторной работы) (35 мин)(в перерыве –физкультминутка)

  6. Подведение итогов урока. (5 мин)

  7. Информация о домашнем задании (5 мин)

Формы: Фронтальный опрос, ребусы, практикум, лекция



Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация начала урока (3 мин)

Здравствуйте ребята! Все сегодня на уроке. Кого нет?

Тема нашего урока: «Алфавит и структура языка «Паскаль». «Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».

На первом уроке рассмотрим теоретическую часть этой темы, второй урок – практическое задание.


Как будет построен наш урок?

Сначала мы повторим материал предыдущего урока, который нам понадобится для изучения новой темы. И так.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, какими формами и способами записывается.


Учащиеся приветствуют учителя

Повторение пройденного материала (теория) (12 мин)

Повтор теоретической части будет проходить в игровой форме.

Для этого я предлагаю вам разгадать ребусы.

1. Что такое алгоритм?

Ответ:

2. Какие свойства алгоритмов зашифрованы в ребусах?

Ответы:

а) Результативность

(грей — зуб — утка — тигр — в — н — о —с — т — ь);

б) конечность

(черенок — нос — ять);

в) понятность

(пан — ять — нос — т);

г) массовость

(масса — о — в — о — ять);

д) дискретность

(индекс — конь).






2. Какие исполнители алгоритмов, работающие в школе, зашифрованы в ребусах?

Ответы:

а) Учитель

(у — ч — и — т — ель);

б) ученик

(кузнечик);

в) директор

(д — игрек — рот);

г) завуч

(зав — у — ч);


3. Найдите алгоритмические структуры. Какие алгоритмические конструкции зашифрованы в ребусах?

Ответы:

а) Развилка

(раз — в — и — булка);

б) цикл

(цинк — л);

в) ветвление

(в — е — т — в — л — е — н — и — е);

г) повторение

(повар — сани).

4. Обозначения, каких блоков блок - схемной нотации зашифрованы в ребусах? Какие из них обязательны в любой блок-схеме?

Ответы:


а) Условие

(весло — и — е);

б) начало

(на — ча — ло);

в) вывод

(в — ы — в — о — д);

г) конец

(конь — ц);

д) соединитель

(с — о —единица — ель);

е) комментарий

(комета — торий).




Молодцы! С вопросами вы справились замечательно.
















А теперь зарядка для ума. Попробуйте разгадать пословицы и поговорки, которые изображены в форме блок-схемы.




Прошёл огонь, воду и медные трубы

Молодцы


Следующая пословица






Правильно ребята.


Ответ: с глаз долой – из сердца вон



















Семь раз отмерь – один раз отрежь


Хорошо.




















Отвечают на вопросы учителя




Отвечают на вопросы учителя



Отвечают на вопросы учителя




Отвечают на вопросы учителя


Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя





Подготовка учащихся к усвоению

(5 мин)

Теоретический материал мы повторили и узнали, что такое «алгоритм», его свойства и способы записи, рассмотрели алгоритмические конструкции.















Изучение нового материала

(25 мин).

Теперь переходим к новому материалу.

Приготовить опорный конспект.

Учитель выводит на экран слайд презентации и предлагает учащимся познакомиться с содержанием слайда.


Язык программирования Pascal был создан в 1970 году профессором Никлаусом Виртом и назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662))

Заполните опорный конспект.






Компания Borland создала среды разработки для диалектов языка Pascal — сначала Turbo Pascal, а затем Borland Pascal, Free Pascal.



Любая программа — это обычный текст, написанный по особым правилам.

Команда – это описание действий, которые должен выполнять компьютер.


Заполните опорный конспект.







Из чего же состоит программа?

Учитель выводит на экран слайд презентации и предлагает учащимся познакомиться с содержанием слайда.

Учитель рассказывает, что может входить в программу:

Константа

Переменная

Процедура

Функция


Действие которых мы рассмотрим позже.


А сейчас рассмотрим алфавит и структуру языка программы.


В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита:

(A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d i f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z)

и знак подчёркивания ( _ );


в качестве десятичных цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.


Шестнадцатеричные цифры строятся из десятичных цифр и букв от A до F (или от a до f).

Русские буквы используются только в комментариях и при выводе текстовой информации!!!


При написании программы применяются следующие специальные символы +, -, * и т. д.

Посмотрите справочный материал, который я раздала.


Также комбинации специальных символов, которые вы видите на экране и зарезервированные слова.


Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имен.


Вот некоторые правила, рекомендуемые при составлении программы, которые намного облегчают её чтение.


зарезервированные слова program, procedure, function и т.д. пишутся строчными буквами;

имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв;

операторы записываются только строчными буквами






Заполните опорный конспект.





ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Program Имя_программы;

Uses

раздел подключаемых модулей;

Label

раздел описания меток;

Const

раздел описания констант;

Type

раздел описания собственных типов данных;

Var

раздел описания переменных;

Begin

Основное тело программы;

End.



Заполните опорный конспект.


.

Как мы уже сказали, что

программа на Pascal — это набор некоторых команд. Начинается программа с ключевого слова PROGRAM, после которого следует имя программы. Затем, между словами BEGIN и END. располагается собственно код программы.



Турбо Паскаль позволяет вводить в программу объекты похожие на переменные, но значения которых, в отличие от переменных, не изменяется в ходе работы программы. Подобные объекты называются константами.

Значения констант задаются в разделе описания констант. Этот раздел начинается со слова const, входящего в число зарезервированных.

В разделе Var перечисляются типы всех ПЕРЕМЕННЫХ - величин, которые могут изменять значениия при выполнении программы.

Рассмотрим 2 типа переменных:

1) integer - целые числа из интервала [-32768, 32767];

2) real - дробные числа из интервала [-2.9*10-39, 1.7*1038].
























Команда присваивания используется для изменения значений переменных. В языке Паскаль эта команда обозначается так:
<имя переменной>:=<выражение>


При этом значение выражения из правой части команды присваивания заменяет текущее значение переменной из левой части. Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной.
Пример:
а:=2; b:=8;
S:=а+b;
После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10.


Заполните опорный конспект.




















Сложите два целых числа. Для этого составьте простейшую программу, где программа будет иметь имя, свой тип переменных.



Одна из распространенных команд является команда ввода текста (Read (a,b)). Запись значений переменных в программу происходит через запятую, а данные вводятся через пробел или Enter, о чем свидетельствует информация изображенная на слайде.


Одна из самых распространённых команд — команда вывода текста на экран.

Она имеет две модификации: Write и WriteLn.

Различаются эти модификации тем, что после выполнения первой (Write) из них курсор остаётся в той же строке, а после выполнения второй (WriteLn) — переходит на новую строку. После команды Write (WriteLn) в круглых скобках следует список вывода, в котором через запятую перечисляются выводимые данные. Текст
при этом необходимо заключить в апострофы.




Посмотрите на слайд, где показано полное составление программы с использованием операторов Write и WriteLn.





В этой программе мы сложили два числа и получили результат.


Заполните опорный конспект






Арифметические выражения строятся из имен переменных, констант, знаков операций и круглых скобок так, как это принято в математике.



При вычислении их значений операции выполняются в порядке приоритета: *, /, +, -. Операции одинакового старшинства выполняются слева направо.












Результат арифметической операции над целыми операндами есть величина целого типа. Результат выполнения операции деления целых величин есть целая часть частного. Результат выполнения операции получения остатка от деления - остаток от деления целых. Например:




17 div 2 = 8, 3 div 5 = 0.

17 mod 2 = 1, 3 mod 5 = 3.




Заполните опорные конспекты










Наряду с переменными и константами в арифметические выражения можно включать функции. При определении значения выражения, прежде всего, вычисляются значения входящих в него функций. В Паскале имеются следующие стандартные функции



Аргумент функции обязательно заключается в скобки.



Выражение на Паскале, как впрочем, и на других языках программирования, записывается в одну строчку, а для сохранения порядка действий используются скобки.




Пример. Цифрами сверху указан порядок выполнения операций:


Данное арифметическое выражение соответствует следующей математической формуле:


В Паскале нет операции или стандартной функции возведения числа в произвольную степень. Для вычисления xy рекомендуется поступать следующим образом:

если у — целое значение, то степень вычисляется через умножение; например, х3 → х ∙ х ∙ х; большие степени следует вычислять умножением в цикле;

если у — вещественное значение, то используется следующая математическая формула: хy = eyln(x).

На Паскале это будет выглядеть так:


Очевидно, что при вещественном у не допускается нулевое или отрицательное значение х. Для целого у такого ограничения нет.

Например,


На Паскале это будет так:


Выражение имеет целый тип, если в результате его вычисления получается величина целого типа. Выражение имеет вещественный тип, если результатом его вычисления является вещественная величина.







Просмотр Слайда





Заполняют опорный конспект.




Просмотр Слайда






Заполняют опорный конспект

Просмотр Слайда






Заполняют опорный конспект




Просмотр Слайда





Заполняют опорный конспект




Учащиеся заполняют опорные конспекты.


Один учащийся работает у интерактивной доски.



Просмотр Слайда












Первичная проверка и закрепление знаний (выполнение лабораторной работы) (35 мин)

А теперь отталкиваясь от материала, который мы только с вами записали, попробуйте выполнить практическую работу. Возьмите листочки с практической работой. Что нужно сделать. Нужно выполнить 3 задания.

Задание 1

1. Загрузить интегрированную среду TURBO PASСAL.

запустить start.bat (C:\tp70\ start.bat).

2. Ввести команду File-New.

3. Набрать в окне редактора программу следующего содержания:

Сложить два числа.

5 и 3

4. Осуществить компиляцию программы. (Ctrl+F9 или RunRun)


5. Если в программе при компиляции обнаружены ошибки, исправить их и осуществить повторную компиляцию. При последующих ошибках процесс повторить до получения сообщения об успешной компиляции.


6. Запустить программу на выполнение. Чтобы увидеть результат:

нажать Alt+F5 (переход в пользовательский экран Debug → User Screen)

Чтобы всегда видеть результат:

выполнить Debug → Output;

выполнить Window → Tile.


7. Записать программу в виде файла на диск.

Сохранение:

F2 или File → Save as

Написать имя файла summa.pas нажать ОК. (Программа сохранится на диске С в папке tp70)


























Задание 2.

Имея блок-схему вычисления площади треугольника, написать линейную программу его вычисления.(формула Герона)


.

S=
(p = (a+b+c)/2), где a,b,c - стороны треугольника.

Решение

Program pltreug;
Var a, b, c, p, S: real;
begin writeln ('
Вычисление площади треугольника по формуле Герона');
write ('
Введите значения сторон треугольника');
Readln (a, b, c);
P: = (a+b+c)/2;
Writeln ('p=', p);
S: = sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
writeln ('
площадь треугольника =',S);

end.












Задание 3

Ребята, вы на листе имеете формулы, которые сначала запишите на языке программирования Паскаль, используя графический планшет, затем найдете значения этих формул, составив программу, где все переменные действительные числа.



Для тех, кто выполнит 3 задания, могут приступить к выполнению 4 задания (для получении дополнительной оценки).


Используя интерактивную доску и графический планшет AirLiner, учащиеся записывают формулы на языке программирования Паскаль (раздаточный материал).


Выполняют практическую работу








Учащиеся набирают программу на компьютере и получают результат.



















.


.


Подведение итогов урока. (5 мин)

Подведем итоги:

Сегодня на 1 уроке мы рассмотрели теоретическую составляющую для написания программы. На втором уроке познакомились с практическим написанием линейной программы, в которую входили все составляющие элементы основной программы. Результаты практической работа показали, что все участники хорошо ориентируются в среде программирования Паскаль, могут использовать структуру линейной программы и получать искомый результат. Особенно хочется отметить работу …….

Надеюсь, полученные знания и навыки помогут вам в дальнейшем, при подготовке к олимпиадам и конкурсам по программированию.















Информация о домашнем задании

(5 мин)

Домашним заданием будет…





Выводит на экран домашнее задание.




Записывают домашнее задание в тетрадь.






23


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ