Конспект урока по Информатике "Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации" 6 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1071
Конспект урока по информатике и икт
6 класс
учитель – Смоленская Елена Сергеевна
2012 год
Тема: «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»
Учебник: Информатика, 6 класс
Авторы учебника: Л. Босова
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель: Начать формировать знания по теме «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»
Задачи:
Образовательная: Начать формировать знания о переводе чисел из десятичной в двоичную систему, выработка навыка перевода чисел из 10 системы счисления в двоичную и наоборот, активизация познавательной деятельности учащихся.
Развивающая: Развитие познавательного интереса, памяти и внимания при выполнении практической работы.
Воспитательная: Воспитание аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке; воспитание интереса к информатике;воспитание грамотных пользователей компьютера.
Здоровьесберегающая: соблюдение правил ТБ; смена деятельности учащихся во избежание переутомления;
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Основные понятия:
информация;
данные;
информатика;
компьютер.
УРОК № ____ 6 класс
Этапы/время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
(1-2 мин.)
Здравствуйте ребята. Давайте проверим наличие учащихся.
Тема урок «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»
План урока:
Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Новый материал.
Практическое задание.
Здороваются. Готовятся к уроку.
II Основная часть
Актуализация и проверка усвоения изученного материала (5 мин.)
Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Что такое расширение файла? Что оно значит для создаваемого файла? (Означает к какому виду файл принадлежит, в какой программе он создан);
Расскажите последовательность создания папки? (ПКМ – контекстное меню – Создать – Папка);
Как видоизменить вид ярлыков в окне программы? (ПКМ – контекстное меню – Вид- выбрать подходящий вид значков)
В чем разница между командой Вырезать и Копировать? (При команде Вырезать файл однократно вырезается и вставить его можно однократно);
Отвечают на вопросы учителя
Объяснение нового материала
(15 мин.)
Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации.
Для того, чтобы понять, как самая разнообразная информация представлена в компьютере, как представляются файлы и папки, для этого заглянем внутрь машинной памяти. Её удобно представить в виде листа в клетку. В каждой клетке храниться только одно из двух значений: 1 или 0. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – включено (1) и выключено (0).
Каждая клетка памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1, хранящиеся в клетках памяти компьютера, называют значением битов.
8 бит – это один байт
1 символ – это один байт, т.е. 8 бит.
С помощью последовательности битов можно представить самую разнообразную информацию. Такое представление информации называется двоичным кодированием или цифровым кодированием.
Двоичное кодирование – это представление информации в виде последовательности битов.
Существует много способов кодирования числовой информации. Чтобы непосредственно перейти к двоичному кодированию, рассмотрим сначала системы счисления.
Система счисления – это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
Системы счисления бывают:
позиционная
непозиционная
Позиционная – это в которой одна и та же цифра получает различные количественные значения в зависимости от места или позиции, которой она занимает в записи числа.
Например число 555 – 5 сотен. 5 – десятков, 5 – единиц.
Известно много способов записи чисел. Мы пользуемся десятичной системой счисления!!!
Двоичная система была придумана в до компьютерную эпоху в XVII – XIX веках. Выдающийся математик Лейбниц говорил «Вычисление с помощью двоек… является для науки основным и порождает новые открытия. При сведении числа к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок».
Позже двоичная система была забыта, и только в 1936-38 годах, американский инженер и математик Клод Шеннон нашел замечательное применение двоичной системы при конструировании электронных схем. Рассмотрим пример представления числа в двоичной системе счисления.
Возьмем число 2000:
2000 для записи числа в десятичной системе используются числа от 0 до 9, но при этом каждое число в определенной позиции. И в зависимости от позиции числа оно имеет свое название.
2 –тысячи; 0 – сотен; 0 – десятков; 0 – единиц.
Для представления данного числа в двоичной системе необходимое данное число последовательно делить на 2:
2000:2=1000 (0)
1000:2=500(0)
500:2=250(0)
250:2=125(0)
125:2=62(1)
62:2=31(0)
31:2=15(1)
15:2=7(1)
7:2=3(1)
3:2=1(1) в результате получим следующую запись числа 11110100002 с основанием 2
2710 =110112
27:2=13(1)
13:2=6(1)
6:2=3(0)
3:2=1(1)
1:2=0(1)
Учащиеся просматривают презентацию по теме урока.
Записывают определения и участвуют в обсуждении материала темы урока
Физкультминутка (2 мин.)
Зарядку проводит один из учащихся:
Потягивания
Упражнения для глаз
Выполняют упражнение
Закрепление материала – работа на компьютере (18 мин)
Закрепление материала
А теперь закрепим новый материал, решая примеры:
101101 = 45;
101010 = 42;
110100 = 52
110010 = 50
120 = 1111000
151 = 10010111
178 = 10110010
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Выполняют практическую работу.
Заключение (5 мин.)
Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Не задано
Убирают рабочее место.
Записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ