Конспект урока по Информатике "Информационные процессы"

«Информационные процессы»

Дата: 8.10.2008;

Тема: «Информационные процессы»;

Цель: Введения понятия информационные процессы и его изучение;

Задачи:

Образовательная: Изучить основные процессы;

Развивающая: Развитие умения работать самостоятельно;

Воспитательная: Воспитать чувство ответственности, аккуратности;

Тип занятия: Изучение нового материала;

Оборудование:

  • Конспект

  • Доска

  • Тетрадь

  • Раздаточный материал (лекция для самостоятельного изучения);


План:

    1. Орг. Момент (2-3 мин);

    2. Сообщение нового материала (31-29 мин);

  • Основные информационные процессы

  • Хранение информации

  • Передача информации

  • Обработка информации

  • Поиск информации

  • Информационные процессы в живой природе

    1. Домашнее задание (2-3 мин);

    2. Итоги (4-5 мин).






Этапы

Содержание урока

Примечание

I

Здравствуйте, садитесь. Давайте проверим, кого у нас нет. Сейчас я вам скажу, какие оценки вы получили за проверочную работу.


II

Открываем тетради записываем сегодняшнюю тему и число.

Основные информационные процессы

А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полу­ченной информацией? Во-первых, он ее стремится сохра­нить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В третьих, человек сам создает новые зна­ния, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации (рис. 1.3).

Хранение информации

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – «в уме»), либо на каких-то внешних носи­телях. Чаще всего - на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и те­лефоны близких людей. Если же понадобился адрес или те­лефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. здесь слово «оперативный» является синонимом слову «бы­стрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памя­ти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних но­сителях (в записных книжках, справочниках, энциклопеди­ях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней па­мятью.

Человек нередко что-то забывает. Информация на внеш­них носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помо­щью внешних носителей люди передают свои знания из по­коления в поколение.

Передача информации

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при не­посредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, те­левидения, компьютерной сети.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источники, есть приемник информации. Источник пе­редает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы явля­етесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, - источником информа­ции. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредст­венном разговоре - это звуковые волны; при переписке это почтовая связь; при телефонном разговоре - это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют поме­хи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при

плохой телефонной связи.

Обработка информации

Обработка информации - третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример - решение ма­тематической задачи: даны значе­ния длин двух катетов прямо­угольного треугольника, нужно определить его третью сторону - гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое пра­вило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: «квадрат гипотенузы равен сумме квадра­тов катетов». Применяя эту теоре­му, получаем искомую величину. здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Вычисление - лишь один из вариантов обработки инфор­мации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Хол­мса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной ин­формации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину со6ы­тий и разоблачал преступника. Ло­гические рассуждения - это еще один способ обработки информа­ции.

Процесс обработки информа­ции не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Напри­мер, при переводе текста с одного языка на другой происходит обра­ботка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование инфор­мации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.

Особенно широко понятие кодирования стало употреблять­ся с развитием технических средств хранения, передачи и об­работки информации (телеграф, радио, компьютеры). Напри­мер, в начале ХХ века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирова­ние производится в целях засекречивания содержания тек­ста. В таком случае его называют шифрованием.

Еще одной разновидностью обработки информации явля­ется ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Напри­мер, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одно­классников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать сре­ди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в ал­фавитном порядке по фамилиям. В информатике организа­ция данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Поиск информации

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике номер телефона, в железнодорожном расписании – время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нуж­ной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: кни­гах, схемах, таблицах, картотеках.

Информационные процессы в живой природе

Можно ли утверждать, что с информацией и информаци­онными процессами связана только жизнь человека? Конеч­но, нет! Науке известно множество фактов, подтверждаю­щих протекание информационных процессов в живой приро­де. Животным свойственна память: они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых. Мно­гие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию. Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям.

Записывают в тетрадь

III

Домашнее задание. Знать записи в тетрадях, уделить большое внимание определениям.


IV

1. Приведите свои примеры профессий, в которых основным ви­дом деятельности является работа с информацией.

2. Назовите три основных вида информационных процессов.

3.Почему информацию, которую мы «помним наизусть», можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.

4.Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источ­ником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять?

Дети приводят примеры, отвечают на вопросы



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ