Конспект урока по информатике для 10 класса "Начинаем программировать на Turbo Pascal"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №8 ИМЕНИ Н.Н. РУКАВИШНИКОВА Г.ТОМСКА
««Начинаем программировать на Turbo Pascal»
ПРЕДМЕТ - ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
ТЕМА - НАЧИНАЕМ ПРОГРАММИРОВАТЬ НА TURBO PASCAL
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ - 2 УРОКА ПО 45 МИНУТ
КЛАСС - ДЕСЯТЫЙ
АВТОР: АНТОНОВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ,
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Томск -2013
Цели: Познакомить и заинтересовать учащихся в изучении программирования на Turbo Pascal. Познакомить со средой Turbo Pascal. Изучить структуру программы, познакомить с основным оператором вывода Write. Выделить понятия структура программы.
Научить применять цветовое оформление результатов выполнения программы.
Задачи урока:
1. Образовательная
организовать деятельность учащихся по изучению начальных понятий Turbo Pascal
2. Развивающие
развивать практические навыки по составлению программ в приложении Turbo Pascal;
формировать межпредметную связь;
развивать аналитические способности, внимание, мышление.
3. Воспитательные
способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
воспитывать чувство ответственности;
ответственное отношение к своему здоровью.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
Запуск системы Турбо Паскаль;
Работу с интерфейсом программы;
Работу с меню (открыть, сохранить; создать новый файл);
Структуру программы;
Оператор вывода;
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться ПК (найти и открыть систему Турбо Паскаль);
Работать с клавиатурой;
Пользоваться информационными ресурсами.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, плакат, программы PowerPoint , Turbo Pascal.
На уроке используются 2 презентации: презентация для учителя, где рассмотрены теоретические моменты темы (показ через проектор) и презентация для учеников, где представлены задания для работы ученикам (установлена на каждый компьютер).
Ход урока
Время работы
Задание
Организационный момент
(проверка готовности учащихся, работа с классным журналом – отметка отсутствующих, запись темы)
2 мин
Включить ПК, приготовить тетради.
Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили основные понятия программирования, давайте их повторим.
Программирование - это раздел информатики, изучающий методы и приемы составления программ для компьютеров. Кроме того, программирование - это подготовка задачи к решению ее на компьютере.
Программа - это последовательность команд, понятных компьютеру.
Языки программирования - языки для записи программ для компьютеров. Это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.
Оператор - выражение, обозначающее и описывающее какую-либо операцию.
Алгоритмический язык - это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов.
Системы программирования - это набор средств ввода, редактирования, трансляции и выполнения программ на ЭВМ.
Транслятор - это комплекс программ, обеспечивающий перевод программы, написанной на символическом языке, в совокупность машинных команд.
Компилятор - это транслятор, обеспечивающий перевод программы, написанной на алгоритмическом языке, в совокупность машинных команд без ее выполнения в компьютере.
Интерпретатор - это транслятор, обеспечивающий перевод каждой конструкции алгоритмического языка в машинные команды и одновременное выполнение этой конструкции в компьютере.
20 мин
Открыть презентацию Задание для работы на Рабочем столе вашего ПК и выполнить кроссворд, результат работы показать учителю.
Постановка целей урока
Для чего нужно программировать? Кто такие программисты, исполнители? Какие языки программирования вы знаете?
(ответы учащихся)
5 мин
Рассмотреть плакат Приложение №1
Изложение нового материала
(проектор, презентация)
История создания языка Турбо Паскаль (слайд 1)
Запуск системы Турбо Паскаль.
Учитель: Система программирования Турбо Паскаль представляет собой комплекс, содержащий ряд файлов, но как и в любом программном комплексе, в ней имеется один головной файл, запускающий ее на выполнение. Этот файл называется turbo.exe.
Знакомство со средой Турбо Паскаль (слайд 2)
Учитель: После успешного запуска системы программирования вы уведите на экране исходный экран системы. Под управлением ОС Windows система программирования может работать либо в полноэкранном режиме, либо в оконном занимая только часть экрана компьютера.
Строка меню (слайд 3)
Учитель: Всего основное меню Турбо Паскаль содержит 10 разделов:
File - операции с файлами (новый, открыть, сохранить,…)
Edit –редактирование исходного текста (отменить действие, вырезать, копировать, вставить, очистить…)
Search – поиск и замена группы символов в тексте
Run – компиляция программы с запуском ее на выполнение
Compile - компиляция программы без запуска ее на выполнение
Debug –отладка программы (поиск ошибок и просмотр результатов ее выполнения)
Tools – работа с внешними программами
Options –настройка параметров системы программирования
Windows – операции с окнами
Help – справка
Создание файла новой программы (слайд 4)
Сохранение файла с программой (слайд 5)
Редактирование текста программы (слайд 6)
Ctrl Del –очистить; Ctrl Y – удалить 1 строку программы;
Shift Del – вырезать и поместить в буфер обмена;
Ctrl Ins – копирование фрагмента в буфер обмена;
Shift Ins – вставка фрагмента из буфера обмена.
Работа с окнами (слайд 6)
Для управления расположением окон на экране, их размерами, а также для перехода между окнами используются команды меню Window. Команды этого меню располагают окна на экране двумя различными способами: каскадом Cascade и черепицей Tile.
18 мин
Открыть папки: Мой компьютер –Локальный диск Д- старшие классы- Паскаль – BIN - turbo.exe
Основные моменты лекции записать в тетрадь
Нажмите сочетание клавиш Alt Enter- переход от оконного режима в полноэкранный Кликните мышкой по меню File, затем Edit,
Run и Compile.
Основные моменты записать в тетрадь
Практическая работа
Задание для работы №1 (слайд 7)
5 мин
В презентации Задание для работы, выполните работу №1
Изложение нового материала
(проектор, презентация)
Синтаксис языка Паскаль (слайд 8,9)
Вывод данных (слайд 10)
Структуру языка записать в тетрадь
Практическая работа
Задание для работы №2 (слайды 11,12)
Учитель раздает (памятку №1 приложение №3) учащимся, проговариваются основные моменты
10 мин
В презентации «задание для работы», выполните работу №2
Изложение нового материала
(проектор, презентация)
Цветовое оформление результатов выполнения программы (слайды 13,14)
Учитель раздает памятку №2 учащимся, проговариваются основные моменты
2 мин
Практическая работа
Задание для работы №3 (слайд 15)
20 мин
В презентации Задание для работы, выполните работу №3
Домашнее задание
Уровень знания: знать структуру программы, выучить текст памяток №1 и №2.
Уровень понимания: Составить программу, которая выводила бы на экран компьютера треугольник зеленого цвета, составленный из символов *. Вершину треугольника должна составлять одна звездочка, на следующей строке должно быть три звездочки, на третьей – пять и так далее вплоть до основания треугольника, составленного из 15 звездочек.
Творческий уровень: Составить программу, в которой применяется оператор вывода и цветовое оформление.
3 мин
Итоги урока
Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, оценивает работу класса, называет учеников отличившихся на уроке, выставляет оценки ученикам в журнал.
2 мин
Рефлексия
Ученикам раздается «ступенька знаний»
Учитель: С начала урока вы все находились перед началом пути к знаниям системы Турбо Паскаль. Прошло 2 урока покажите, на какой ступеньке вы находитесь сейчас. Если у вас знания выше дорисуйте ступеньки.
2 мин
Приведите в порядок свои рабочие места, закройте все активные программы.
Спасибо за урок!
На перемене учитель анализирует урок, записывая в тетрадь учета устранения пробелов:
Выполнена ли поставленная цель;
Справились ли дети с работой;
Ошибки;
Кто на уроке не работал;
% подсчет «ступенек знаний»
Приложение №2
Используемая литература:
В.Б.Попов «Turbo Pascal» для школьников.
Н.Культин «Turbo Pascal» в задачах и примерах
«Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов/ Н.Д.Угринович.
Приложение
Памятка №1
-
Инструкция write и writeln предназначены для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных;
Одна инструкция write или writeln может вывести на экран значение нескольких переменных и (или) несколько сообщений;
WRITE ( ‘V1,V2..’); - выводит на экран монитора список вывода.
WRITELN(‘R’) – выводит R и переместит курсор в начало следующей строки, следующий вывод начнётся с новой строки.
WRITELN; - без параметров вызовет перевод курсора на следующую строку, так при выводе делаются пустые строки.
Оператор вывода выглядит так: writeln (‘ текст’);
Оператор вывода результата выглядит так: writeln (‘ текст’, имя переменной);
WRITE(V:10); - значение переменной V появится в 10 колонке.
Памятка №2
Black
Черный
Blue
Синий
Green
Зелёный
Cyan
Голубой
Red
Красный
Magenta
Фиолетовый
Brown
Коричневый
LightGray
Светло-серый
DarkGray
Темно-серый
LightBlue
Ярко-синий
LightGreen
Ярко-зелёный
LightCyan
Ярко-голубой
LightRed
Розовый
LightMagenta
Малиновый
Yellow
Желтый
White
Белый
процедура
смысл
TextColor (цвет)
Выбор цвета текста
TextBackground (цвет)
Выбор цвета фона под текстом.
ClrScr
Очистка экрана.
GotoXY(12,12)
Поместить курсор в 12-й столбец, 12-й строки.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ