УРОК по теме: Формы представления информации (кодирование, метод координат) 5 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л. А. Попугаевой»
УРОК по теме:
Формы представления информации
(кодирование, метод координат)
5 класс
Учитель информатики
Шикабиева Н.В.
г. Удачный
2014 год
Цели (задачи) урока
образовательные:
показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации;
сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» (информации) на основе анализа примеров;
познакомить с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования;
научить определять, различать и описывать способы кодирования информации.прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени в условиях ограничения времени.
Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развивать творческие способности учащихся;
воспитывать толерантность и дисциплинированность; формировать навыки работы в группе
развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать информационную культуру;
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
умение формулировать цели и задачи оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
работать в группах и решать проблемы в совместной деятельности
находить общие решения
обосновывать свою точку зрения и уметь задавать вопросы
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; строить рассуждения
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
извлекать информацию, представленную в разных формах
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результаты урока
Предметные
Уметь различать и описывать способы кодирования информации.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока, педагогическая технология
изучение нового материала;
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование урока
Доска, мультимедиа проектор, карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки.
Учебник: Информатика5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.Босова. – 4-е изд., М. Бином. Лаборатория знаний 2012
Опорные понятия, термины
Координатная плоскость, код, кодирование
Новые понятия и связи между ними
Графический, числовой, символьный способ кодирования
Контроль, самоконтроль на уроке
Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в группах.
Домашнее задание $ 1.7, $1.8 стр. 29-31 Р.Т. №№31-32 стр. 30 №34 (кол-во по желанию)
Этап урока
Деятельность и действия учителя
Деятельность и действия ученика (ов)
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия
1. Мотивация к учебной деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.
Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.
на уроке.
-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.
Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Готовность учащихся к обучению.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Попробуйте составить ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение.
Находят картинки, для составления ребусов для названных слов.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Постановка задачи.
Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Уметь анализировать данные.
Преобразовывать слова из одной формы в другую
3.Целеполагание и мотивация
Что такое ребус? С какой целью люди кодируют информацию? Какие знаки используют для представления информации?
- Поэтому тема нашего урока не просто «Кодирование», а «Формы представления информации»
- Запишите в тетрадь дату и тему урока.
-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?
Графический способ кодирования, числовой способ кодирования
В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.
-научиться представлять информацию различными способами.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Наблюдение, проблемная
ситуация.
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.
Уметь сформулировать тему и цель
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Перед знакомством с новым материалом детей разделить на группы
Даётся задание группам:
1.необходимо составить ребусы из выбранных картинок, и объяснить комбинацию фигур и знаков.
2. по координатам построить рисунок, соединяя точки отрезками последовательно
Отбираются картинки и оставляются ребусы
По координатам составляется рисунок
Делается вывод
Наблюдение, проблемная
ситуация
работа в группах
(сравнение).
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
5.Первичное закрепление
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. Задание выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно цепочкой.
Выполняют задание самостоятельно в тетради:
Сверяют выполненные задания с доски
Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль.
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь отстаивать свою точку зрения, уметь правильно оформлять работу
6. Релаксация (физминутка).
- Выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение №1)
Снять утомление.
7. Организация первичного контроля
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
Выполняют самостоятельная работу.
Затем работа в группах Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону
Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.
Самостоятельная
работа, рефлексия, работа в группах,
взаимоконтроль.
Регулятивные УУД:
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь выполнять построение рисунка по координатам
8. Подведение итогов урока.
- Мы переходим к последнему этапу.
Подводим итог работы на уроке.
Какую цель ставили?
Достигли цели? Почему?
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Фиксирование нового содержания.
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).
9. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учащиеся получают домашнее задание, записывают.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.
10. Рефлексия
Организует рефлексию.
– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли цели урока?
Что вы использовали для достижения цели?
– Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число?
– Проанализируйте результат своей работы.
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Анализ конкретных результатов обучения:
-какие получены достижения;
-что было удачным на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причины своих неудач.
Самостоятельная работа 1.
Используя готовые картинки на компьютере составляют ребусы для слов
информация, кодирование, хранение.
Самостоятельная работа 2.
Задание: Представить информацию с помощью чисел.
Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(4,2), 3(1,2), 4(4,5), 5(2, 5),
6(4,7), 7(3,7), 8(5,9), 9(7,7), 10(6,7), 11(8,5), 12(6,5), 13(9,2), 14(6,2), 15(6,1),
16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1.
Задание: Представить информацию с помощью чисел.
Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(3,2), 3(3,3), 4(4,4), 5(5,4),
6(5,8), 7(9,8), 8(9,6), 9(11,6), 10(11,8), 11(12,8), 12(12,6), 13(13,6), 14(13,4), 15(14,4),
16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-1.
Приложение 1. Физкультминутка для глаз
Фокусируйте взгляд на точке, которая на расстоянии метра и точке вдали,
Сильно зажмурьтесь, посчитайте до 10, потом сильно раскройте глаза,
Сидя на стуле, опишите глазами окружность, не двигая головой.
Передвигайте взгляд по максимально возможной границе. Закройте глаза и отдохните минуту
Не двигая головой, отводите взгляд то вправо, то влево, затем вверх и вниз.
Каждое упражнение выполнять 3-5 раз
Закройте глаза и помассируйте виски средними пальцами в течение 15 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ