Конспект урока по Информатике "КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ" 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕМОНТНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ИНФОРМАТИКЕ
«КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ»
5 КЛАСС
ПОДГОТОВИЛ И ПРОВЕЛ:
МОРДАСОВ А.А.
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УЧИТЕЛЬ: МОРДАСОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КЛАСС: 5
ПРЕДМЕТ: ИНФОРМАТИКА
УМК: Информатика Босовой Людмилы Леонидовны, Босовой Анны Юрьевны
ТЕМА УРОКА: КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с основными устройствами хранения информации
ЗАДАЧИ УРОКА:
Сформировать понятие « устройство храниния информации»
Развивать иформационную культуру учащихся.
Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету.
УУД
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры, а так же уважительного отношения к истории.
II. Метапредметные:
1.Регулятивные
Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи, сличать результат с поставленной целью.
2.Коммуникативные
Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы, выслушивание собеседника, ведение диалога.
3.Познавательные
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений.
Предметные
Знать понятия «носители информации» , « объём информации».
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные компьютеры 8шт, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Содержание этапа
Задачи этапа
Методы и формы обучения
Формируемые УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
8 мин. СТАДИЯ ВЫЗОВА
0,5мин.
По звонку я завожу детей в кабинет.
- Ребята пройдите, пожалуйста, к столу (они только заходят в кабинет и сразу же направляются к столу на котором лежат отдельные устройства).
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Алексей Александрович. Я учитель информатики гимназии. Мне очень приятно видеть Вас сегодняшнем уроке.
Ко мне на уроки приходят Ваши ровесники, ученики гимназии,первые уроки они то же переживали и волновались, а теперь услыщав звонок с урока они не спешат покинуть этот кабинет. Не бойтесь высказываться, не волнуйтесь, все у нас с Вами получится.
- И я надеюсь, сегодняшний урок для Вас будет интересным, увлекательным и самое главное познавательным.
Настроить учащихся на дружеское общение на уроке . Организация групп.Мотивация к изучению новой темы. Выдвиже-ние гипотез к проблемному вопросу Формулирование учебной проблемы в виде темы урока Постановка и уточнение целей урока
Побуждающий диалог Создание интриги . Просмотр отрывка фильма. Метод демонстрации, частично-поисковый.
Словарная работа.Анализ слова
« кладезь» . Дедуктивный метод.Групповая, коллективная, индивидуаль
ная форма работы.
Смыслообразование
(установле-ние учащимися связи между целью учебной деятельнос-ти и ее мотивом).
Критический анализ информации.
Целеполага-ние (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Уметь самостоятельно контролировать ситуацию работы с компьютером.
Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта Выдвижение гипотез.
.
Организовать учебное сотрудничество:
сотрудничество с учителем и сверстниками.
Осуществление.
0,5мин.
Прежде чем мы начнем урок, я напомню Вам о технике безопасности в кабинете информатики:
- Во время работы в компьютерном классе запрещается присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки.
- Находясь в компьютерном классе, Вы обязаны соблюдать тишину и порядок, выполнять требования преподавателя;
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
Расстояние от экрана до глаз – 70–80см, что равно расстояние вытянутой руки;
При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю.
2 мин.
Посмотрите на стол, скажите, что Вы видите?
- Флэшки, диски, жесткие диски, дискеты.
- Хорошо, возьмите пожалуйста каждый себе по 1 устройству, в процессе нашего урока они Вам понадобятся, а в конце урока Вы мне их сдадите (дети разбирают компьютерные запчасти: 2 жестких диска, 2 DVD диска, 2 дискеты, 2 Flash карты)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.Включаю видео «Чарли Чаплин» (2слайд)
- Ребята, Вы только что просмотрели видео, что Вы можете о нем сказать?
- Это фильм. Чарли Чаплин.
- А какой это фильм, современный?
- Нет, очень старый.
- Исходя из того, что Вы только что увидели и имеете на руках, как Вы думаете, какова тема нашего урока?
(дети высказывают свои предположения).
- Присаживайтесь, пожалуйста, на места (за компьютеры).
3 мин.
Молодцы, вы высказали свои предположения, но для того чтобы более точно сформулировать тему нашего урока обратимся к компьютеру. У Вас в компьютерах, на рабочих столах имеется папка «Информатика» в этой папке файл «кроссворд», разгадав который вы и узнаете тему нашего урока. В классе 2 группы: первый - четвертый компьютер I группа (ключевое слово которой «Кладезь»), пятый – восьмой компьютер II группа (ключевое слово которой «информации»).
Дети разгадывают.
(На интерактивной доске отображаются кроссворды обеих групп, но они не заполнены)
- На работу с кроссвордом Вам отводится 3мин.Приступайте.
- И так ребята, какое слово получилось у I группы?
- «Кладезь»! (на интерактивной доске отображается ключевое слово I группы)
- Молодцы, а какое слово получилось у II группы?
- «Информации»! (на интерактивной доске отображается ключевое слово II группы)
- Замечательно, итак, тема нашего сегодняшнего урока …
- «кладезь информации».
(тема отображается на интерактивной доске (5 слайд)).
1мин.
Как Вы считаете, что такое «кладезь»? (дети высказывают свои предположения).
- Мне необходим помощник, который поможет мне разобраться с понятием «Кладезь» (на интерактивной доске отображается слово «Кладезь»)
(один из учащихся должен добровольно выйти к интерактивной доске и выделить корень слова - «клад», и присаживается на место).
- «Имя ученика», выходите к доске, сейчас мы проверим Ваши знания русского языка.
- А все ребята в классе, смотрят и проверяют.
- Выделите, пожалуйста, корень слова «кладезь»
(ученик выделяет корень «Клад», и при правильном ответе на слайде отображается «сундук с сокровищами который открывается»).
- Правильно, слово кладезь происходит от корня «клад» и понятие «Кладезь» принято считать как «источник» или «сокровищница чего-либо», то есть хранилище чего либо важного. (подчеркнутые слова выше отображаются на том же слайде на интерактивной доске).
- «Кладезь информации» – «хранилище информации» ( слайд).
- А что такое информация?
- Для чего нам необходима информация?
- Где мы используем информацию?
(дети высказывают свое мнение)
1мин.
Вы уже знаете тему нашего сегодняшнего урока,
- Какие мы с Вами можем поставить цели и задачи на наш сегодняшний урок?
- Воспользуемся нашим ключевым словом «Клад» и сопоставим каждой букве этого слова цель или задачу
(в этот момент на интерактивной доске отображается вертикально слово «Кладезь») (учащийся сопоставивший цель или задачу выходит к интерактивной доске и перетаскивает слово напротив буквы).
- Совершенно верно, сегодня на уроке мы с Вами будем:
К – конструировать; кодировать;
Л – логически мыслить;
А – анализировать;
Д – думать;
15 мин СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1,5мин
На сегодняшнем уроке, мы с Вами поговорим именно о хранилищах информации, то есть о так называемых «Кладезях».
- Ребята, Вы абсолютно правы. Человеку постоянно необходима информация (знать, где он находится, сколько времени и даже какие у него оценки и многое-многое другое). И однако, знать всю информацию невозможно, человек просто не сможет ее запомнить! Как человек издавна передавал информацию?
- Так как же человек знает все, если это невозможно запомнить?
- Он ее записывает, рисует, лепит.
- Совершенно верно ребята, совершенно верно. А то на что он записывает или рисует и есть устройство хранения информации. Приведите примеры.
(дети высказывают свои предположения)
- Достаточно, Вы абсолютно правы, то, что вы только что перечислили и есть …
- Устройства хранения информации!
Актуализа-ция знаний Формировать представление о важности информационных процессов в развитии личности Обработка информации, выделение главного, обсуждение в группе, коррекция знаний.
.Самооцен-ка Мотива-ция на получение знаний Познако-мить с алгоритмом работы, с целями данного этапа Получение достовер-ной информа-ции различны-ми способами
Коллективная.
Интерактивные технологии.
Метод наблюдение.
Приём «выдели главное», исследовательский,эвристический,форма групповая.Работа с таблицами.
Метод информацион
но- развивающий
Знаю сам, спрошу у товарища Объяснение общего алгоритма работы групп
Опыт использования технических средств в учебной и практичес
кой деятельнос
ти.Критический анализ информации.Опыт использования технических средств в учебной и практичес
кой деятельности
Самостоятельно анализировать условия достижения цели и на основе учёта выделенных учителем ориентиров.
Структуирование информации.Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения зна-ний)Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)
Саморегуля-ция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
Самостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели.
Смысловое чтение.
Планирование сотрудничества со сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации)
Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1,5 мин.
А сейчас ребята, мы проверим Ваши знания в области истории. Я по очереди вызываю пару с определенным устройством, которое вы получили в начале уроке и Вы соотносите «устройство хранения информации древности» с местом изобрения и применения.
(На интерактивной доске отображается карта. Ниже под картой отображаются «устройства хранения информации древности» (глиняная дощечка, пергамент, папирус, бумага) с кратким описанием о появлении и место изобретения).
1 мин.
- Молодцы, с работой справились. Эти устройства мы называем древними, ими мы с Вами уже практически не пользуемся, за исключением, конечно же, бумаги.
- Но помимо древних устройств, существуют и современные устройства хранения информации. Вы их знаете?
- Да!
- Назовите на каких устройствах мы храним такую информацию как наши фотографии, нашу музыку, фильмы?
- На флешке, на диске, на дискете, на жестком диске, в интернете, в телефоне.
(если дети не называют телефон, то я их к нему подталкиваю словами)
- А телефон? На телефон мы с Вами не сохраняем музыку, фотографии?
(дети по очереди высказывают свои предположения) (рассчитываю, что они назовут их правильно).
- Ребята, телефоны мы с Вами рассмотрим немного позже.
1 мин.
- У Вас на столах лежат устройства, которые Вы получили в начале урока. Возьмите их.
- Это современные устройства хранения информации, которые появились относительно недавно и считаются современными. Но это не навсегда, наступит время, и все эти устройства также станут древними.
- Ну а пока, ребята вспомним, для чего нам необходимы эти устройства?
дети высказывают свои предположения
- делаем общий вывод - Для хранения информации!
- Хотели бы Вы узнать больше об этих устройствах, какие между ними сходства и различия?
(рассчитываю, что дети отвечают положительно)
5 мин.
- Хорошо ребята, вернемся к компьютерам, у Вас на рабочих столах имеется папка «Информатика» в которой Вы уже работали, в ней папка «Устройства». Из всех перечисленных устройств выберите свое устройство, которое Вы получили вначале урока. Изучите информацию о своем устройстве, каждый о своем. После изучения информации, я по очереди вызову пару с определенным устройством к доске, и Вы расскажите всему классу о своем устройстве, которое Вы получили в начале урока, и заполните таблицу согласно Вашему устройству.
- На изучение материала, Вам отводится 3 мин.
(Во время ответа детей у доски, на интерактивной доске отображается фотография устройств, о которых они рассказывают, также на экране появляется пустая таблица, которую необходимо заполнить, методом перетаскивания. Все дети отвечают по парам).
(… последняя пара присаживается на места и…)
-Хорошо дети, Вы знали эту информацию об этих устройствах?
(рассчитываю, что дети скажут «нет»)
3 мин
- Ребята, а какие современные устройства хранения информации, Вы считаете самыми популярными?
- Флеки
- Сейчас ребята, мы с Вами рассмотрим какая информация возможна для записи на flash карту.
(на интерактивной доске отображается подготовленный слайд)
- А какую информацию, мы с Вами можем записать на Flash карту.
- …
- Вот смотрите ребята, размер музыкального файла, приблизительно 5МБ, размер качественной фотографии 3МБ, а размер определенного фильма 1ГБ или 1024МБ.
- Рассмотрим сколько и какую информацию мы с Вами сможем записать на Ваши устройства.
- Флеш карта, объем которой 1ГБ. 1ГБ равен 1024МБ. Сколько песен мы с вами сможем записать на эту флеш карту?
- Посчитайте на компьютере с использованием калькулятора.
1024/5=204 песни.
- А сколько мы сможем записать фотографий? 1024/3=341 фотографию.
- А сколько мы сможем записать фильмов? 1024/1024=1 фильм.
2 мин
Молодцы ребята, справились! А сейчас ребята, вернемся к телефонам.
(ребята отвечают положительно)
- Вы когда-нибудь задумывались, о том, сколько песен или фотографий можно записать в память Вашего телефона на flash память?
(ребята отвечают отрицательно)
- Вот сейчас мы с Вами и выясним (на интерактивной доске отображается таблица
- Итак, ребята, помогите мне выяснить сколько и какой информации, возможно записать на Flash память моего телефона, если Flash память моего телефона 4Гб.
- Так ребята, пользователи с 1 по 3 компьютер высчитают сколько я могу записать фотографий, пользователи с 4 по 6 компьютер высчитают сколько я могу записать музыкальных файлов, а пользователи 7 и 8 компьютера высчитают сколько я могу записать видеофайлов.
- Как только Вы решите задачу, проходите к доске и проверяете.
(ребята самостоятельно выполняют задание и заполняют таблицу на доске).
- Теперь ребята, Вы знаете как самостоятельно определить сколько и какой информации можно записать в память Вашего телефона.
- Сейчас ребята, самостоятельно, определите, сколько и какую информацию возможно записать на Flash памть Вашего телефона.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Молодцы ребята, справились!
- Все эти устройства о которых мы с Вами сегодня говорим, и те устройства которые Вы получили вначале урока, в том числе и ваши телефоны, в том числе и папирус, и глиняные дощечку – все это, это устройства хранения важной информации, то есть
- кладези информации либо устройства хранения информации.
- А сейчас ребята, необычное задание, продолжите мое высказывание.
На сегоднешнем уроке, мы повторили …
На сегодняшнем уроке, мы узнали…
На сегодняшнем уроке, мы работали с …
- И так ребята, мы с вами только что проверили цели и задачи, которые мы с Вами ставили на наш сегодняшний урок.
- Молодцы ребята, сейчас я вручаю Вам Ваш опорный конспект, который Вы сами и составили всем классом на сегодняшнем уроке (раздаю конспекты).
- На этом урок окончен, Всем спасибо досвидания.
Коррекция знаний Рефлексия Самооцен-ка
СамоконтрольПроблемный диалог Повторение о способах получения информации
Оценивание усваиваемости содержания.
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив )
Структурирова-ние знаний.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Умение выражать свои мысли
Авторы учебника: Босова Людмила Леонидовна и Босова Анна Юрьевна.
Вашему вниманию был предтавлен урок в 5 классе, предмет информатика.
ТЕМА УРОКА: КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ
Мной была поставлена следующая ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с основными устройствами хранения информации.
Были определены задачи урока:
Сформировать понятие «устройство храниния информации»;
Развивать иформационную культуру учащихся;
Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету.
Урок метапредметный и соответствует федеральным государственным стандартам. Я предполагал формирование универсальных учебных действий:
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры, а так же уважительного отношения к истории.
II. Метапредметные:
1.Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи, сличать результат с поставленной целью.
2.Коммуникативные: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы, выслушивание собеседника и ведение диалога.
3.Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений.
Предметные универсальные учебные действия
Знать понятия «носители информации» и « объём информации».
На уроке, я использовал следующее оборудование: Персональные компьютеры учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор и принтер.
Весь урок я разделил на 3 этапа: ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕФЛЕКСИЮ.
На первом этапе я поставил следующие задачи: Настроить учащихся на дружеское общение на уроке. Организация групп.Мотивация к изучению новой темы. Выдвижение гипотез к проблемному вопросу. Формулирование учебной проблемы в виде темы урока. Постановка и уточнение целей урока.
Использовал следующие методы и формы: Побуждающий диалог. Создание интриги. Просмотр отрывка фильма. Метод демонстрации, частично-поисковый. Словарная работа (анализ слова « кладезь»). Дедуктивный метод. Формы работы: коллективная и индивидуальная.
Формировал универсальные учебные действия
ЛИЧНОСТНЫЕ: Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. А так же критический анализ информации).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Уметь самостоятельно контролировать ситуацию работы с компьютером. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта. Выдвижение гипотез.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: Организовать учебное сотрудничество: сотрудничество с учителем и сверстниками.
НА ДАННОМ, Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, БЫЛИ ВЫПОЛНЕННЫ.
ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ КАК … КОТОРЫЕ ОТСТАИВАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ.
На основном этапе я ставил следующие задачи: Познакомить с алгоритмом работы, с целями данного этапа. Актуализация знаний. Формировать представление о важности информационных процессов в развитии личности. Обработка информации, выделение главного, обсуждение в группе, коррекция знаний. Самооценка. Мотивация на получение знаний. Получение достоверной информации различными способами.
Использовал методы и формы: Коллективная, групповая. А так же интерактивные технологии. Метод Наблюдения. Приём «выдели главное», исследовательско-эвристический. Работа с таблицами. Метод информационно-развивающий. Объяснение общего алгоритма работы групп.
Формировал универсальные учебные действия
ЛИЧНОСТНЫЕ: Опыт использования технических средств в учебной и практической деятельности. Критический анализ информации.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров. Структуирование информации. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Смысловое чтение.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: Планирование сотрудничества со сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов. Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
НА ДАННОМ, Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, БЫЛИ ВЫПОЛНЕННЫ.
ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ КАК … КОТОРЫЕ ОТСТАИВАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ.
На заключительном этапе, я ставил следующие задачи: Коррекция знаний. Рефлексия. Самооценка.
Использовал следующие методы и формы: Самоконтроль. Проблемный диалог. Повторение.
Формировал универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ: Оценивание усваиваемости содержания.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Структурирование знаний. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: Умение выражать свои мысли.
Физминутку, заменили хождением по классу. Я считаю с целями и задачами которые были поставленны в начале урока, мы совместно с ребятами справились.
Хотелось бы сказать спасибо ребятам, которые вели себя активно и раскрепощенно, не смотря на то что урок вел не знакомый для них учитель. Особая благодарность классному руководителю и учителям, преподающим в этом классе.
Спасибо за внимание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ