Конспект урока по Информатике "Компьютер как универсальное устройство для обработки информации" 8 класс
План-конспект урока
«Устройства компьютера»
Торопова Ирина Валентиновна
МОУ СОШ №9 городского округа город Буй Костромской области
Учитель информатики
Предмет «Информатика и ИКТ»
8 класс
Тема «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации», урок 2 «Устройства компьютера»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009Цель и задачи урока
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления об устройствах компьютера
Задачи:
обучающие: познакомить с характеристиками процессора, назначением системной платы; устройствами ввода и вывода, оперативной и долговременной памятью, научить определять тактовую частоту процессора, разрешающую способность мыши и экрана монитора, информационные емкости оперативной и долговременной памяти.
развивающие: развивать внимание, память учащихся, умения систематизировать и сопоставлять полученную информацию, формировать умения работы с литературой, таблицами, инструкциями
воспитательные: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, коммуникабельность
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: групповая, парная
Необходимое техническое оборудование и программное обеспечение: компьютерный класс с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, MS PowerPoint.
Структура и ход урока
Структура и ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
1
Организационный момент
Настраивает учащихся на рабочую обстановку, сообщает формы деятельности на уроке
Слушают учителя
1 мин.
2
Проверка знаний и умений учащихся
Ребята, мы с вами знаем, что компьютер создан по подобию человека и он, как и человек умеет работать с информацией. Ответьте на несколько вопросов о том, а как компьютер работает с информацией (слайд 1, слайд 2)?
С какими типами информации работает компьютер?
В каком виде информация представлена в компьютере? Как эта информация называется?
Какие информационные процессы (действия) может производить компьютер с данными? Какие устройства ему для этого необходимы?
Что такое программа? Опишите с помощью функциональной схемы компьютера процесс программной обработки данных
Слайд 1.
Слайд 2.
Учащиеся получают свой вопрос по выбору.
В группах обсуждают, и представитель от группы отвечает.
3 мин
Актуализация знаний
Скоро Новый год и к Вам обратились Ваши соседи-пенсионеры за помощью. Они хотят сделать своим внукам подарок – купить компьютер. И жалуются на то, что мало смыслят в таких вещах и хотят, чтобы Вы им помогли. Как быть? Стоит ли узнать больше об устройствах компьютера?
Учащиеся слушают. Говорят, что соседям помогут, но для этого их надо познакомить с устройствами компьютера, а для этого самим надо узнать о них больше.
1 мин.
3
Постановка цели урока
Учитель направляет и корректирует.
Формулируют цель урока
1 мин.
4
«Открытие» детьми нового знания
Учитель предлагает группам учащихся более детально познакомиться с устройствами компьютера:
Процессор и системная плата (Приложение 1)
Устройства ввода (Приложение 2)
Устройства вывода (Приложение 3)
Оперативная память (Приложение 4)
Долговременная память (Приложение 5)
Каждая группа учащихся получает кейс, состоящий из:
Материалов учебника
Устройств компьютера
Журнала группы
Цифровых ресурсов
Инструкций по определению характеристик компьютера
12 мин.
5
Первичная проверка понимания изученного материала
Учитель слушает, корректирует, поправляет
Каждая группа учащихся выступает в течение 2-3 мин по своей теме, использую журнал группы.
12 мин.
6
Вторичное проверка понимания изученного материала
Учитель предлагает учащимся пройти обучающий тест по теме «Устройство компьютера»
Учащиеся проходят тест
6 мин.
7
Подведение итогов урока
Как вам сегодня работалось? Сможете ли вы помочь теперь своим соседям-пенсионерам в выборе компьютера?
Все ли у Вас получилось?
Оцените свою работу на уроке.
Группы подводят итог работы. Высказывают свои затруднения. Выставляют себе отметки.
3 мин.
8
Домашнее задание
Учитель формулирует домашнее задание, дает комментарии:
Учебник: §2.2, стр. 36-50, по желанию творческое задание выдается на карточках (Приложение 6)
Слушают, записывают домашнее задание, задают вопросы.
1 мин.
Приложение 1
Журнал работы группы
по теме «Процессор и системная плата»
Познакомьтесь с материалами п. 2.2.1 стр. 36-37 учебника
Рассмотрите устройства: процессор и системная плата
Заполните таблицу:
Назначение процессора
Характеристики процессора, влияющие на его производительность?
Способы повышения производительности процессора?
На чем аппаратно реализован процессор?
Современные марки процессоров (2-4) (воспользуйтесь материалами журнала «Мой компьютер»)
Куда устанавливается процессор?
Для чего предназначена системная плата?
Определите тактовую частоту и марку процессора, используя инструкцию.
Подготовьте сообщение на 2-3 мин по изученной теме. При ответе продемонстрируйте, как можно определить тактовую частоту и марку процессора. Качественно оцените производительность процессора.
Инструкция
по определению тактовой частоты процессора и его марки
Откройте правой кнопкой контекстное меню «Мой компьютер»
Активируйте команду «Свойства»
В открывшемся окне определите марку процессора и его тактовую частоту. Попробуйте при ответе высказать свое мнение о производительности компьютера.
Приложение 2
Журнал работы группы
по теме «Устройства ввода информации»
Познакомьтесь с материалами п. 2.2.2 стр. 37-41 учебника
Рассмотрите устройства ввода: клавиатура, проводные и беспроводные мыши, графический планшет, сканер, фотоаппарат, web-камера, звуковая карта, микрофон.
Заполните таблицу:
Наименование устройства ввода
Назначение (функции)
Основная характеристика
Определите разрешающую способность мыши (при наличии времени), подключенной к компьютеру (См. практическую работу №2.3 стр. 135-135 учебника).
Какие современные мыши и клавиатуры используют в настоящее время? (воспользуйтесь материалами журнала «Мой компьютер»)
Подготовьте сообщение на 2-3 мин по изученной теме. При ответе продемонстрируйте, как можно определить разрешающую способность мыши, подключенной к компьютеру.
Приложение 3
Журнал работы группы
по теме «Устройства вывода информации»
Познакомьтесь с материалами п. 2.2.3 стр. 42-44 учебника
Рассмотрите устройства вывода: монитор, лазерный и струйный принтеры, акустические колонки, наушники.
Заполните таблицу:
Наименование устройства вывода их разновидности
Основная характеристика
Вредное воздействие
(если есть)
Ответьте на вопрос:
Какой тип принтеров целесообразнее использовать для печати финансовых документов, фотографий, книг?
Какие марки лазерных принтеров используют в домашних условиях в настоящее время? (воспользуйтесь материалами журнала «Мой компьютер»)
Определите разрешающую способность экрана монитора (см. инструкцию)
Подготовьте сообщение на 2-3 мин по изученной теме. При ответе продемонстрируйте, как можно определить разрешающую способность экрана монитора.
Инструкция
по определению разрешающей способности экрана монитора
Щелкните правой кнопкой мыши по Рабочему столу. Появится диалоговое окно Свойства: Экран
Выберите вкладку Параметры.
Разрешающая способность экрана монитора устанавливается с помощью ползунка Разрешение экрана.
Приложение 4
Журнал работы группы
по теме «Оперативная память»
Познакомьтесь с материалами п. 2.2.4 стр. 45-46 учебника
Рассмотрите устройства: модули оперативной памяти.
Заполните таблицу:
-
Что собой представляет оперативная память?
Чему равно количество информации, хранящееся в ячейке оперативной памяти?
Как определить объем оперативной памяти?
В виде чего изготавливается оперативная память?
Чему равна емкость современных модулей оперативной памяти?
Определите размер оперативной памяти компьютера (см. инструкции)
Инструкция
по определению размера оперативной памяти компьютера
Откройте правой кнопкой контекстное меню «Мой компьютер»
Активируйте команду «Свойства»
В открывшемся окне определите размер оперативной памяти компьютера. Попробуйте при ответе высказать свое мнение об информационной емкости оперативной памяти
Приложение 5
Журнал работы группы
по теме «Долговременная память»
Познакомьтесь с материалами п. 2.2.5 стр. 46-49 учебника
Рассмотрите устройства: гибкий магнитный диск (дискета), жесткий магнитный диск (винчестер), CD-диск, DVD-диск, flash-диск и flash-карта.
Заполните таблицу :
Наименование устройства долговременной памяти
Максимальная информационная емкость
Способы предотвращения потери информации
Ответьте на вопросы:
В чем сходство и различие CD и DVD-дисков?
В чем проявляются преимущества использования флэш-памяти? Какой новый стандарт они поддерживают? (воспользуйтесь материалами журнала «Мой компьютер»)
Определите информационные емкости носителей информации, которые есть у вас.
Подготовьте сообщение на 2-3 мин по изученной теме.
Приложение 6
Творческое домашнее задание
Какие из устройств компьютера: трекбол, дигитайзер, носимый монитор, плоттер, пенмаус представлены на рисунках. Для чего они предназначены?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ