Конспект урока по Информатике "Передача информации" 5 класс
Методическая разработка урока
Автор: Иванова Елена Витальевна, учитель математики и информатики стаж 1 год.
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №4" муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики. (МАОУ «Лицей №4» г. Чебоксары)
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас.
Тема урока: Передача информации.
Цели урока.
Образовательные:
сформировать у обучающихся понятие о передаче информации, ее основных составляющих;
выработать у обучающихся умение выделять составляющие процесса передачи информации в различных ситуациях.
Развивающие:
развитие анализа и синтеза;
развитие умения работать самостоятельно;
развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления и внимания.
Воспитательные:
воспитание коммуникативности, умения слушать и высказывать своё мнение;
воспитание чувства ответственности за свои поступки и слова;
воспитание умения осуществлять совместную информационную деятельность.
Задачи урока:
проверить качество усвоения материала по теме «Носители информации»;
проверить качество выполнения домашней работы;
изучить составляющие процесса передачи информации (источник, приемник, канал связи, помехи);
выделить виды передачи информации;
рассмотреть примеры передачи информации в древности;
рассмотреть примеры передачи информации в технике, природе, обществе;
закрепить изученный материал при выполнении упражнений.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
доска;
мультимедийный проектор;
файл для интерактивного тестирования: носители информации.mtf;
компьютерный кабинет с отлаженной системой для тестирования MyTest;
наушники;
музыкальная композиция для детей;
презентация к уроку для демонстрации через проектор: Передача информации.ppt;
карточка с текстом к игре «Сплетни»;
«бонусы» - бумажки с одобрительными словами по количеству вопросов с запасом;
рабочие тетради на печатной основе учащихся, учебники.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Разработки конкурсных уроков прошлых лет и предлагаемые в комплекте ЦОР для 5 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Материалы единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/08d213f7-a0b8-4db3-a4fc-a8ca7745f214/%5BINF_009%5D_%5BPD_02%5D.swf
Материалы единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/%5BINF_009%5D_%5BAM_04%5D.swf
План урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
повторение ключевых моментов (фронтальная работа с классом);
интерактивное тестирование.
Изучение нового материала:
игра «Сплетни;
разделение процесса передачи информации на составляющие (источник, приемник, канал связи, помехи);
виды передачи информации в зависимости от количества участников и характера их деятельности;
передача информации в древности;
передача информации в различных сферах (живой природе).
Выполнение упражнений (закрепление материала):
по учебнику;
в рабочей тетради.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок, домашнее задание.
Подробное описание хода урока
Примечание: За активное участие в ходе урока, каждый верный ответ ребенку вручается «бонус».
Организационный момент.
Учитель приветствует детей. (Слайд 1)
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы проходили носители информации. Давайте вспомним: (Слайд 2, каждый вопрос по щелчку)
Что такое носитель информации?
Какие носители информации использовались в старину? Как их производили?
Какие носители информации вы используете сейчас?
Хорошо, освежили свои знания, а теперь давайте пройдем проверочный тест. (Слайд 3. Присаживаются за компьютер, проходят тест.)
Изучение нового материала.
На предыдущих уроках мы с вами уже начали изучать информационные процессы, еще мы их называли действия с информацией. С каким информационным процессом мы с вами уже познакомились? (хранение информации) Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном не менее интересном и важном информационном процессе. И поможет нам с вами игра. Любим играть? (Да) Тогда мне понадобится два добровольца. (Выходят 2 обучающихся). Одного я пока попрошу посидеть за компьютером, надеть наушники и послушать музыку. (Участник занимает свое место) А тебе я зачитаю текст, слушай внимательно.
(Зачитывается текст с карточки Приложение 1)
Мы все прослушали это сообщение, а вот наш первый участник его не слышал. (Он снимает наушники). Давайте ему сообщим эту важную информацию. (Второй участник пересказывает услышанное первому).
Что-то мы ничего не поняли. «Первый» расскажи нам, пожалуйста, о чем тебе рассказал «Второй». (Первый пересказывает текст всей группе. После чего текст еще раз зачитывается учителем, чтобы дети сравнили первоначальное сообщение с последним, которые, конечно, не совпадают.)
Вот так, ребята, рождаются сплетни, кто-то рассказал кому-то, а тот передал третьему, в итоге до десятого дошла абсолютно другая история. Поэтому надо всегда думать о том, что ты говоришь. Но мы сегодня говорим об информационных процессах. Как вы думаете, какое действие с информацией в нашей игре было ключевым? (Передача). И вот тема сегодняшнего урока «Передача информации». (Слайд 3) И какова будет цель нашего урока? Что ты хотел бы узнать сегодня на уроке? (единичный опрос обучающихся. Общая формулировка цели.) (Слайд 4)
Итак, сегодня на уроке мы разделим процесс передачи информации на составляющие и детально рассмотрим каждую из них. Давайте вспомним, кто у нас участвовал в передаче информации в нашей игре?
А как мы можем назвать второго участника? (источник, если дети не догадываются наводящие вопросы – связь с окружающим миром) А как мы можем назвать первого участника? (приемник, если дети не догадываются, задаются наводящие вопросы: «А что он делал? (принимал) А как называется аппарат, который принимает информацию? …»)
А с помощью чего второй передавал информацию первому? (Речь)
Это называется канал связи. Итак, мы получили, что для осуществления передачи информации необходимо, чтобы был источник, приемник и соединяющий их канал связи. Давайте зарисуем схему. (Слайд 5)
Но информация пришла искаженной, может быть, потому что кто-то что-то не расслышал, а кто-то просто неотчетливо произнес слова. То есть в процессе передачи информации были помехи. Добавьте в свою схему. И в нашей игре мы с вами заметили, что в процессе передачи информация может утрачиваться и искажаться.
Обратили внимание, в нашей игре «Первый» не мог задавать вопросы «Второму». Это можно изобразить следующей схемой. (Щелчок мыши)
А кто первый вам сообщил эту информацию? (Учитель) Но ведь я была одна, а вас было много, поэтому эту схему можно представить следующим образом. (Щелчок мыши)
А могло ли быть наоборот? Один приемник и много источников? Когда? (н-р, работа над рефератом) (Щелчок мыши)
А может ли оказаться так, что приемник вдруг станет источником, а источник – приемником? (Двусторонняя связь – человек и компьютер, две подружки)
Так с источниками и приемниками мы вроде разобрались, давайте поговорим о третьем необходимом составляющем передачи информации. Подскажите мне каком? (Канал связи) Мы сказали, что в нашем случае, это была речь, а что это еще может быть? А какие технические средства могут быть? (Слайд 7) Зарисуйте себе схему.
А давайте вспомним, как передавали информацию раньше, пока не придумали раций и телефонов? Например, как мог один отряд сообщить другому о нападении неприятеля во время войны? (Слайд 8)
А всегда ли в передаче информации должен участвовать человек? (Нет) Приведите пример, когда передача информации происходит в природе без участия человека? (Птицы на юг, бутоны на ночь, следы, запах животных)
А в технике? (Слайд 9 – две ссылки)
Выполнение упражнений.
Хорошо, давайте теперь выполним несколько упражнений. (Выполнение упражнений) Открываем учебники на страницу 23, выполняем №5 (Слайд 10), 6, 7 (п.1 – 5) (Слайд 11) Затем в рабочей тетради № 6 (Слайд 12).
Подведение итогов (в форме фронтального опроса). (Слайд 13)
Из каких элементов состоит процесс передачи информации?
Какие виды передачи информации можно выделить?
Обязательно ли участие человека в этом процессе?
Выставление оценок, домашнее задание. (Слайд 14)
Ваши тесты проверились автоматически, результаты сохранены на моем компьютере. Давайте подсчитаем «бонусы». У кого сколько? (Максимальное количество отметить оценками, аргументировав) Вопросы по уроку или по оценкам есть? Запишите домашнее задание. Обратите внимание на дополнительные параграфы.
Выучить новые понятия
Прочитать §1.5. (§3.4, 3.5)
№ 7, 8, 9 (рабочая тетрадь)
№ 7 (п.6-11), 8 (учебник)
Спасибо за внимание. Урок окончен.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ