Конспект урока по Информатике "В мире кодов" 5 класс
Учитель математики и информатики
ГБОУ СОШ №523 г.Москва
Аверкиев Александр Михайлович
Класс: 5
Урок информатики в 5 классе
Тема урока: «В мире кодов»
Цели урока:
Обучающая:
показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.
Развивающая:
развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»;
на примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить.
Воспитывающая:
воспитывать культуру общения, усидчивость;
воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.
Ход урока
№
п/п
Вид
работы
Время (мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организация начала урока
1
Приветствует учащихся
Приветствуют учителя.
2
4
Демонстрирует слайд 1, 2
Это изображение является информацией?
А какой же вид информации представлен на экране.
Учитель:
Как вы думаете, о чем нам говорит звонок.
Учитель:
Мы с вами расшифровали слово. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?
Ученик: графическая информация.
Дети разгадывают ребус.
Ученик:
Звуковая информация, перемена, начало урока, утром пробуждение.
Ученик: Кодировать или шифровать информацию….
3
Постановка учебной задачи
2
Тема нашего урока :
"В мире кодов".
Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?
Демонстрируется 3 и 4 слайд.
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию..
Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.
4
Решение учебной задачи
10
Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Слайд 5-7. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих). Слайд 8
На экране слайд 9. Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
Слайд 10. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны следующие дорожные знаки
Слайд 11. А что же мы кодируем с помощью этих знаков?
Слайд 12. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.
Слайд 13. В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1.
5
Закрепление материала
8
Демонстрируется 14, 15 слайды.
Учитель:
Закодируем слово загадка.
Учитель: А теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1
Учащиеся заполняет таблицу в карточке.
Учитель:
Что же мы с вами сделали? Декодировали информацию.
Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
(Слайд 15)
Определение Декодирование (Слайд 16)
Слайд 17. .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д) монета; лошадь, корова
Ученик:
По исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
Самостоятельно выполняют
6
Физкультминутка
2
Учитель: сейчас мы проведем физкультминутку. Я даю вам звуковую информацию, а вы ее кодируете с помощью жестов и движений.
Показать движениями:
сердце
птицу
динозавра
лук
гриб
Учащиеся движениями «показывают» слова
7
Практическое занятие
10
Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо удерживая клавишу Alt с дополнительной цифровой клавиатуры поочередно вводить код каждой буквы
После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы. (Слайд 20)
Слушают учителя, находят на клавиатуре клавишу Alt и дополнительную цифровую клавиатуру
Выполняют практическое задание
Учащиеся садятся за парты
8
Подведение итогов.
6
Учитель задает вопросы
Учащимся. Слайды 21 - 23
Отвечают на вопросы учителя
9
Домашнее задание.
1
Выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание. Слайд 24
10
Рефлексия
1
Слайды 25-26. Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0»
Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ