Конспект урока по Информатике "Построение диаграмм и графиков" 10 класс
Мбоу «СОШ №3»
г.Торжка Тверской области
Тема: Построение диаграмм и графиков.
учитель информатики:
Киселёва Наталья Петровна
Конспект урока
для10 класса
Класс: 10.
Тема: Построение диаграмм и графиков.
Цели урока:
Образовательная: знакомство учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в программе MS Excel;
воспитывающая: воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы;
развивающая: формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, проектор, ПК.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel».
2. Основная часть.
На уроке вы научитесь строить диаграммы в электронных таблицах в MS Excel. Но для начало проверим ваши знания за прошлый урок.
Задача №1.
Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?
Решение:
1,5*1024=1536 байт
1536*8=12288 бит
12288/3072=4 бит содержит 1 символ
2i=N, N=24= 16 символов
Ответ: 16 символов.
Задача №2.
Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько?
Решение:
Один символ алфавита жителей планеты Принтер несет в себе 8 бит информации (2^8=256), а жителей планеты Плоттер — 7 бит информации (2^7=128). Соответственно сообщение из 10 знаков для жителей Принтер несет 10 х 8 = 80 бит, а для жителей Плоттер — 10 х 7 = 70 бит
80 — 70 = 10 бит.
Ответ: Больше для жителей Принтер на 10 бит.
Задача №3.
“Вы выходите на следующей остановке?” – спросили человека в автобусе. “Нет”, — ответил он. Сколько информации содержит ответ?
Решение: человек мог ответить только “Да” или “Нет”, т.е. выбрать один ответ из двух возможных. Поэтому N = 2. Значит I = 1 бит (2 = ).
Ответ: 1 бит.
Давайте вспомним, что такое электронные таблицы?
Электронные таблицы – это работающие в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
Что позволяют обрабатывать электронные таблицы? (большие массивы числовых данных. С помощью электронных таблиц можно представить функцию в числовой форме и построить ее график).
Из чего она состоит? (из столбцов и строк).
Что такое диапазон? (образуют выделенные ячейки).
Относительные ссылки – при копировании формулы из активной ячейки автоматически изменяется положение ячейки (=А1*В1).
Абсолютные ссылки – используется для указания фиксированного адреса ячейки. При копировании не изменяются ($A$1).
Смешанные ссылки – используется, когда координата столбца - относительная, а строки – абсолютная или наоборот ($В1).
Теперь мы переходим с вами к изучению новой темы: построение диаграмм и графиков.
Диаграмма – (изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.
Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.). Также диаграммы делятся на плоскостные (двумерные) и пространственные (трёхмерные или объёмные). Сравнение и сопоставление геометрических объектов на диаграммах может происходить по различным измерениям: по площади фигуры или её высоте, по местонахождению точек, по их густоте, по интенсивности цвета и т. д. Кроме того, данные могут быть представлены в прямоугольной или полярной системе координат.
Диаграммы-линии или графики — это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями. Точки могут быть как видимыми, так и невидимыми (ломаные линии). Также могут изображаться точки без линий (точечные диаграммы). Для построения диаграмм-линий применяют прямоугольную систему координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т. д.), а по оси ординат — размеры изображаемых явлений или процессов. На осях наносят масштабы.
Основной недостаток диаграмм-линий — равномерная шкала, позволяющая измерить и сравнить только абсолютные приросты или уменьшения показателей в течение периода исследований. Относительные изменения показателей искажаются при изображении их с равномерной вертикальной шкалой. Также в такой диаграмме может быть невозможным изображение рядов динамики с резкими скачками уровней, которые требуют уменьшения масштаба диаграммы, и показатели в ней динамики более “спокойного” объекта теряют свою точность. Вероятность присутствия в этих типах диаграмм резких изменений показателей возрастает с увеличением длительности периода времён на графике.
Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом или оттенком. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс. Недостаток это типа диаграмм также схож с недостатком обычных линейных диаграмм — искажение относительных изменений показателей динамики с равномерной шкалой ординат.
Классическими диаграммами являются столбчатые и линейные (полосовые) диаграммы. Также они называются гистограммами. Столбчатые диаграммы в основном используются для наглядного сравнения полученных статистических данных или для анализа их изменения за определённый промежуток времени. Построение столбчатой диаграммы заключается в изображении статистических данных в виде вертикальных прямоугольников или трёхмерных прямоугольных столбиков. Каждый столбик изображает величину уровня данного статистического ряда. Все сравниваемые показатели выражены одной единицей измерения, поэтому удаётся сравнить статистические показатели данного процесса.
Разновидностями столбчатых диаграмм являются линейные (полосовые) диаграммы. Они отличаются горизонтальным расположением столбиков. Столбчатые и линейные диаграммы взаимозаменяемы, рассматриваемые в них статистические показатели могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. В обоих случаях для изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника — высота или длина столбика. Поэтому и сфера применения этих двух диаграмм в основном одинакова.
Столбчатые диаграммы могут изображаться и группами (одновременно расположенными на одной горизонтальной оси с разной размерностью варьирующих признаков). Образующие поверхности столбчатых и линейных диаграмм могут представлять собой не только прямоугольники, но также квадраты, треугольники, трапеции и т. д.
Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Относительная величина каждого значения изображается в виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Сектора могут изображаться как в общем круге, так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга.
Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур. Недостаток круговых диаграмм — малая ёмкость, невозможность отразить более широкий объём полезной информации.
Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.
Алгоритм построения диаграмм:
Ввести в таблицу данные.
Выделить необходимый диапазон данных
Вызвать Мастера диаграмм и выполнить его указания:
Выбрать тип диаграммы;
Выбрать отображение данных (в строках или столбцах);
Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных и т.д.);
Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или имеющемся).
3. Итог урока.
Давайте подведем итог нашей работы.
- Что нового вы сегодня изучили на уроке?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ