Конспект урока по Информатике "Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы" 8 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 247
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока по информатике и ИКТ
8 класс
Тема: «Представление текстов в памяти компьютера.
Кодировочные таблицы»
Подготовила и провела:
Иванова Юлия Евгеньевна,
учитель информатики и ИКТ
высшей категории
(тел. 8-921-750-63-89,
[email protected])
Санкт-Петербург
2013 год
Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;
научить определять числовые коды символов;
закрепить навык решения задач на вычисление информационного объема сообщения.
Развивающие:
развивать умение устанавливать закономерности;
развивать внимание;
развивать логическое мышление;
развивать информационную культуру;
развивать познавательных интересов.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению информатики;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать аккуратность.
Здоровьесберегающие:
научить беречь свое здоровье при работе за компьютером;
научить снимать утомление глаз с помощью компьютерной программы.
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
построение логической цепи рассуждений;
умение анализировать текст с целью выявления ошибок;
отвечать на простые вопросы учителя;
умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно договариваться о правилах поведения и общения;
умение взаимодействовать в паре.
РегулятивныеУУД:
определение и формулирование целей на уроке с помощью учителя;
проговаривание последовательности действий на уроке;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
контроль своей деятельности по ходу выполнения задания;
внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные УУД:
формирование интереса (мотивации) к учению;
осознание роли ученика;
умение проводить самооценку.
Основные понятия: кодировка, кодовая таблица, двоичный код, 8-миразрядные и 16-тиразрядные кодировки, ASCII, КОИ8-Р, Windows, Unicode.
Межпредметные связи:
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
Ресурсы:
компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет;
проектор и экран;
презентация с новым материалом;
презентация «Зарядка для глаз» для проведения физкультминутки;
раздаточный материал: таблица кодировки ASCII, таблица кодировки КОИ8-Р, таблица кодировки Windows, таблица кодировки Unicode, карточка с индивидуальным заданием №1, карточка с заданием №3 для парной работы;
интерактивные задания №2 «Декодирование», №4 «Кодировки», №5 «Найди ошибки», «Словарик терминов», «Единицы измерения информации», «Кодирование слов», «Подготовка к ЕГЭ» на сайте «Информатика и ИКТ 247» (https://sites.google.com/site/informatikaiikt247/stata-no2/8-klass/tekstovaa-informacia)
тест в АИС «Знак».
Ход урока
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Постановка учебной проблемы
На экран выводится web-страница с неправильной кодировкой.
Взгляните на экран. Скажите: работая, например, в Интернете, открывая какую-нибудь web-страницу, сталкивались ли вы вот с такой «картиной»? (Да) Что вы делали? (закрывали или меняли кодировку) Чтобы прочитать такой текст необходимо поменять кодировку страницы. Как же получается такая «картина»? Зачем нужны кодировки? Как текст хранится в компьютере?
Сообщение темы урока.
На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке. Значит и тема урока будет: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.
Чтобы на них ответить, давайте подумаем: как хранится текстовая информация в компьютере? (в виде двоичного кода).
Слайд 2.
Открытие новых знаний
Слайд 3.
С точки зрения компьютера текст состоит из отдельных символов. К числу символов принадлежат не только буквы (заглавные или строчные, латинские или русские), но и цифры, знаки препинания, спецсимволы типа "=", "(", "%" и даже пробелы между словами.
Для того чтобы сохранить текстовый документ, созданный с помощью компьютера, он должен быть представлен двоичным кодом.
Слайд 4.
Соответствие между изображением символов и кодами символов устанавливается с помощью кодовых таблиц.
Все кодовые таблицы, используемые в любых компьютерах и любых операционных системах, подчиняются международным стандартам кодирования символов.
Слайд 5.
Эти коды были разработаны в США и получили название ASCII (American Standart Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.
Фронтальная работа с таблицей ASCII (представлен фрагмент этой таблицы)
Слайд 6.
Кодовая таблица содержит коды для 256 различных символов, пронумерованных от 0 до 255. Первые 128 кодов во всех кодовых таблицах одинаковые и соответствуют одним и тем же символам:
коды от 0 до 32 соответствуют управляющим символам;
коды от 33 до 127 соответствуют изображаемым символам – латинским буквам, знакам препинания, цифрам, знакам арифметических операций и т.д.
остальные 128 кодов используются для кодирования букв национального алфавита, символов национальной валюты и т.д. Например, в русских кодировках размещаются символы русского алфавита.
Слайд 7.
Первичное закрепление изученного материала
Самостоятельная работа по карточке с последующей проверкой на экране:
Попробуем с помощью таблицы ASCII представить, как будут выглядеть слова в памяти компьютера. (раздать листочки с заданием №1)
Слайд 8.
Задание 1.
Кодирование слова file, с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
f
i
l
e
file
Решение:
Слова
Память
file
01100110 01101001 01101100 01100101
Открытие новых знаний (продолжение)
Слайд 9.
Для русских букв, к сожалению, в настоящее время существует много различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.
Во всех этих кодировочных таблицах первая часть совпадает с таблицей ASCII, поэтому цифры и английские буквы отображаются корректно.
В этом мы можем убедиться, внимательно взглянув на страницу текста с неправильной кодировкой. Посмотрите, что все символы и латинские буквы отображаются правильно, проблема возникает только с русскими буквами.
Фронтальная работа с таблицами КОИ8-Р, Windows
Давайте сравним коды русских букв из разных таблиц кодировки. Возьмите две таблицы: КОИ8-Р, Windows.
Запустите интерактивное задание №2 «Декодирование»
Первичное закрепление изученного материала
Самостоятельная работа. Выполнение интерактивного задания №2 «Декодирование» на сайте «Информатика и ИКТ»
Попробуйте перевести указанный десятичный код: 202 224 237 232 234 243 235 251 в текст в обеих кодировках и посмотрим, что у вас получится. (ответ: Windows – Каникулы)
Открытие новых знаний (продолжение)
Слайд 10.
Мы с вами выяснили, что во всех таблицах кодировки указаны, сколько символов? (256 символов). Давайте вспомним формулу определения количества информации: N = 2i,
где N – мощность алфавита (количество символов в алфавите),
i – количество бит (информационный вес символа).
Т.к. 256 = 28, то вес 1 символа – 8 бит или 1 байт.
Слайд 11.
Таким образом, можно сказать, что все изученные таблицы кодировки являются 8-миразрадными (1 символ – 8 бит, 8 разрядов).
Первичное закрепление изученного материала
Парная работа. Выполнение задания на карточке (решение задачи).
Задание №3.
Сколько бит памяти компьютера занимает слово ЦВЕТЫ в кодировке КОИ8-Р?
Дано:
К = …. букв
i = 8 бит
Решение:
ЦВЕТЫ - ….. букв
Iслова = К*i = ….*…. = …. бит.
Ответ: Слово ЦВЕТЫ занимает …. бит информации.
Найти:
Iслова = ?
Решение: Слово состоит из 5 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 5 байт = 5*8 = 40 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.
Физкультминутка
Запустите презентацию Зарядка для глаз на сайте «Информатика и ИКТ 247»
Открытие новых знаний (продолжение)
8-миразрядные кодировки имеют одно серьёзное ограничение: количество символов в этих кодировках позволяет одновременно использовать неболее двух языков.
Слайд 12.
Существует решение этих проблем. Оно называется Unicode (Юникод). Unicode – это кодировочная таблица, в которой для кодирования каждого символа используется 2 байта, т.е. 16 бит.
Фронтальная работа с таблицей Unicode (Юникод)
Сколько всего знаков можно закодировать, используя для кодирования символа 16 бит?
На основании такой таблицы может быть закодировано N=216=65 536 символов.
Юникод включает практически все современные письменности, в том числе: арабскую, армянскую, бенгальскую, бирманскую, греческую, грузинскую, деванагари, иврит, кириллицу, коптскую, кхмерскую, латинскую, тамильскую, хангыль, хань (Китай, Япония, Корея), чероки, эфиопскую, японскую (катакана, хирагана, кандзи) и другие.
В эту таблицу добавлены многие исторические письменности, в том числе: древнегреческая, египетские иероглифы, клинопись, письменность майя, этрусский алфавит.
В Юникоде представлен широкий набор математических и музыкальных символов, а также пиктограмм.
Первичное закрепление изученного материала
Самостоятельная работа. Выполнение интерактивных заданий №4 «Кодировки» и №5 «Найди ошибки» на сайте «Информатика и ИКТ 247»
Интерактивное задание №4 «Кодировки»
Интерактивное задание №5 «Найди ошибки»
Контроль знаний
Выполнение теста в АИС «ЗНАК».
Рефлексия. Итог урока.
- Зачем нужны кодировочные таблицы?
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Что больше всего вам понравилось?
Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание:
для всех: Выполнить интерактивное задание «Словарик терминов» и разгадать ребус на сайте «Информатика и ИКТ 247»
по желанию: Выполнение интерактивных заданий «Единицы измерения информации», «Кодирование слов», «Подготовка к ЕГЭ» на сайте «Информатика и ИКТ 247».
.
Список литературы
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса, Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Сайт Информатика и ИКТ - https://sites.google.com/site/informatikaiikt247/stata-no2/8-klass/tekstovaa-informacia
Сайт LearningApps.org - http://learningapps.org
Сайт Таблица символов Юникода - http://unicode-table.com/ru/#control-character
Приложение.
Раздаточный материал
КОИ8-Р
Windows
ASCII
Задание 1.
Кодирование слова file, с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
f
i
l
e
file
Задание 1.
Кодирование слова file, с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
f
i
l
e
file
Задание 1.
Кодирование слова file, с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
f
i
l
e
file
Задание 1.
Кодирование слова file, с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
f
i
l
e
file
Задание 1.
Кодирование слова file, с помощью кодировочной таблицы ASCII (в двоичном коде).
f
i
l
e
file
Задание 3.
Сколько бит памяти компьютера занимает слово ЦВЕТЫ в кодировке КОИ8-Р?
Дано:
К = …. букв
i = 8 бит
Решение:
ЦВЕТЫ - ….. букв
Iслова = К*i = ….*…. = …. бит.
Ответ: Слово ЦВЕТЫ занимает …. бит информации.
Найти:
Iслова = ?
Задание 3.
Сколько бит памяти компьютера занимает слово АРБУЗ в кодировке КОИ8-Р?
Дано:
К = …. букв
i = 8 бит
Решение:
АРБУЗ - ….. букв
Iслова = К*i = ….*…. = …. бит.
Ответ: Слово АРБУЗ занимает …. бит информации.
Найти:
Iслова = ?
Задание 3.
Сколько бит памяти компьютера занимает слово СЕМЬЯ в кодировке КОИ8-Р?
Дано:
К = …. букв
i = 8 бит
Решение:
СЕМЬЯ - ….. букв
Iслова = К*i = ….*…. = …. бит.
Ответ: Слово СЕМЬЯ занимает …. бит информации.
Найти:
Iслова = ?
Интерактивное задание №2 «Декодирование»
Интерактивное задание №4 «Кодировки»
Интерактивное задание №5 «Найди ошибки»
Домашнее задание:
для всех:
Разгадайте ребус:
по желанию:
«Единицы измерения информации»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ