План - конспект урока информатики и ИКТ в 9 классе "Программирование динамической модели"
План - конспект урока информатики и ИКТ в 9 классе по теме :
“ Программирование динамической модели”.
Тема урока : Программирование динамической модели
Цель урока : формирование информационной компетентности личности в высокоразвитой информационной среде на основе создания динамической модели средствами программирования
Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончанию изучения темы:
-раскрывает понятие динамической модели;
-владеет способом создания модели через построение диаграммы в электронной таблице;
-устанавливает причинно- следственные связи между данными в ячейках с параметрами диаграммы;
-понимает алгоритм, описанный с использованием конструкции повторения ( цикла);
-устанавливает причинно- следственные связи между данными электронной таблицы и значением переменной в алгоритме программного кода.
Программные требования :
личностные
метапредметные
предметные
-формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
- устанавливать причинно- следственные связи
-давать определение понятием
-создавать и преобразовывать модели для решения задач
- даёт объективную оценку собственной деятельности
- использование базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных программных средств
( электронные таблицы)
- понимание
( формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения
( циклы)
-формирование умения моделировать с использованием средств программирование
Программное содержание: построение моделей реальных объектов и процессов в виде исполнителя, программа- запись алгоритма на алгоритмическом языке, понятие величины, алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий, динамические ( электронные таблицы) , использование формул, построение графиков и диаграмм
Мировоззренческая идея: использование программирование в компьютерном моделировании расширяет способы познания окружающих явлений, процессов и объектов.
Основные понятия: динамическая модель, алгоритм, программа, цикл, переменная, диаграмма, электронная таблица, ячейка, формула, графический объект, движение.
План изучения нового материала:
1.Построение статичной модели в виде пузырчатой диаграммы.
2.Осуществление движения элемента диаграммы через написания программного кода.
Технология проблемно- развивающего обучения
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный (урок-исследование)
Мизансцена урока: традиционная
Оборудование урока: мультимедиа проектор, компьютеры, электронная таблица Excel, раздаточный материал.
Домашнее задание: составить динамическую модель вращения земли и луны вокруг солнца.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 5 мин.
-формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
- использование базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных программных средств
( электронные таблицы)
-создавать и преобразовывать модели для решения задач
Создание проблемой ситуации
Для чего используются диаграммы в электронной таблице?
Когда вы создавали модели в электронной таблице в какой форме они представлялись?
Всегда ли статичная информационная модель в виде диаграммы позволяет в полной мере изучить процесс или объект?
Для наиболее глубокого и полного изучения процесса или явления что необходимо сделать с информационной моделью?
А существует ли такая возможность в электронной таблице , чтобы элементы диаграммы стали подвижными и динамичными . Давайте попробуем разобраться?
Главный вопрос урока:
Возможно ли в электронной таблице осуществить движения элементов диаграммы?
Гипотезы:
- Да, это можно осуществить, если более глубоко изучит возможности электронной таблицы.
- Нет, так средствами электронной таблицы невозможно автоматизировать процесс движения элементов диаграммы.
Что должны сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения?
Фронтально
Для визуального представления данных
Для создание моделей различных процессов, явлений и объектов.
Статичная , неподвижная визуальная форма представления в виде диаграммы.
Нет.
Необходима динамика процесса в реальном времени, его движение.
Запись темы и главного вопроса в тетрадь
Фронтально
Фронтально.
Необходимо создать статичную модель конкретного процесса или явления и попробовать найти новые и неизвестные пока нам возможности электронной таблицы, которые бы позволили
сделать нашу модель динамичной.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 15 мин.
-создавать и преобразовывать модели для решения задач
- устанавливать причинно- следственные связи
- использование базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных программных средств
- понимание
( формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения
( циклы)
1. Построение статичной модели в виде пузырчатой диаграммы
Давайте создадим модель процесса вращение луны вокруг земли.
Частично-поисковый метод
Проблема: какие средства электронной таблицы необходимо использовать, чтобы построить статичную модель вращение луны вокруг земли?
Гипотезы:
Пузырчатый вид диаграммы наиболее подходит для создания модели вращения луны вокруг земли
Факты: Пузырчатая диаграмма наиболее соответствует формам небесных тел, она позволяет отразить размеры земли и луны, выстроить расположение объектов на координатной оси, точно представить луну как точку со значениями на координатной оси, определить параметры её движения и число оборотов.
Анализ: Для чего нам необходимы формулы для построение модели?
Выводы: Движение графического объекта- это его изменение на координатной оси. Пузырчатый тип диаграммы позволяет наиболее адекватно отразить процесс вращение небесных тел. Математические формулы позволяют точно установить значения координаты точки и связать значения в ячейках
2.Осуществление движения элемента диаграммы через написания программного кода
При изменении значения в ячейки параметр происходит изменения местоположения луны на координатной оси нашей диаграммы.
Частично-поисковый метод
Проблема:
Как автоматизировать изменения данных в ячейке параметр?
Гипотезы: Язык программирования VBA , который встроен в электронную таблицу Excel позволяет создать программу, которая бы позволяла в автоматическом режиме без участия пользователя автоматизировать изменения величин ячеек. Факты: На вкладке Разработчик мы используем активный элемент “Кнопка”. Режим “Конструктор” позволяет для данного интерактивного элемента , войти в среду программирования языка VBA и создать программный код для автоматизации процесса изменения величин в ячейках электронной таблицы. Какой тип цикла мы должны использовать в программе?
Анализ: Какая конструкция используется в программном коде?
Выводы: Язык программирование VBA совершенствует процесс моделирование в электронных таблицах. Открывает новые возможности работы с данными в динамических таблицах.
Фронтально
Построить диаграмму по необходимым данным процесса вращения луны вокруг земли
Фронтально
Анализируют раздаточный материал.
(Приложение № 1)
Они позволяют точно определить положение луны при движении по окружности вокруг земли.
Установить связь между значениями ячеек.
Фронтально.
Запись в тетрадь.
Фронтально.
Необходимо воспользоваться средствами программирования.
Фронтально.
Анализируют раздаточный материал.
(Приложение № 2)
Конструкция повторения- цикл.
Фронтально.
Запись в тетрадь.
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО - 10 мин.
-формирование умения моделировать с использованием средств программирование
- давать определение понятием
А теперь давайте сделаем практические задания.
Практическая работа
Увеличьте скорость движения луны вокруг земли в 100 раз.
Увеличьте число оборотов вращения луны в 100 раз.
Повторительно-обобщающая беседа
Что такое динамическая модель? Для каких целей её используют? Какими средствами электронной таблицы можно создать информационную модель?
Индивидуально за компьютером
Фронтально
- даёт объективную оценку собственной деятельности
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Где и в каких ситуациях мы можем применить новые знания и умения?
- Что особенно понравилось на уроке? Почему?
- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?
Какие новые знания о процессе вращения луны вокруг земли вы получили в результате изменения модели из статичной формы в динамическую?
Фронтально
Запись в тетради основных выводов
Форма орбиты, направления движения луны по орбите, увеличения скорости движения луны может привести к тому что она слетит с орбиты вращения.
Дидактические материалы
№ 1
№ 2
Private Sub CommandButton1_Click()
For t = 0 To Cells(4, 5) Step 0.1
Cells(2, 1) = t
DoEvents
Next
End Sub

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ