Конспект урока по Информатике "ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ" 9 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
Тема: «Программирование на ЯЗЫКЕ Паскаль.
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ»
Сценарий урока по информатике
9 класс
Выполнила: учитель информатики
Турганова Нина Васильевна
(e-mail:sch-s25@mail.ru)
Томск – 2012
Аннотация
Сейчас в образовательном пространстве страны приняты определения одарённости и одарённого ребёнка, основанные на современных концепциях творчества и одарённости.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Программирование - это наиболее важный раздел курса “Информатика и ИКТ”. Как и математика, программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Может быть, не последнюю роль в формировании нового человека XXI в. сыграют основы логического и комбинаторного мышления, заложенные в школьные годы на уроках программирования.
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, —присвоение переменной нового значения. Присваивание является одной из центральных конструкций в императивных языках программирования, эффективно и просто реализуется на фон-неймановской архитектуре, которая является основой современных компьютеров.
Оглавление
Сценарий урока «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания» 5
Программирование на языке Паскаль 8
Сценарий урока «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания»
Тип урока:
обучающий. Учащиеся знакомятся с новым оператором языка Паскаль;
повторение темы «Внутренняя память компьютера»;
закрепляющий приобретенные знания.
Тема урока: «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания»
Цели урока:
ввести понятие «Оператор присваивания».
различать операции, допустимые для целых и вещественных чисел;
правильно составлять и вычислять выражения с использованием оператора присваивания;
писать программы для простейших задач.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная – знакомство с оператором присваивания, структурой и формой оператора.
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Авторский медиапродукт:
1. Мультимедийная презентация урока выполнена в среде MS PowerPoint, примеры программ и задания для самостоятельной работы выполнены в приложении MS Word, тест для самоконтроля разработан в среде Boland Delphi.
2. Вид медиапродукта:
наглядная презентация учебного материала,
компьютерная тест.
Длительность урока: 2 урока по 40 минут.
Необходимое оборудование: демонстрационный экран и компьютер с лицензированным программным обеспечением, на компьютере должна быть установлена операционная система Windows и пакет MS Office.
Ход урока:
Первый урок
Повторение темы предыдущего урока «Типы данных».
Учитель и обучающиеся работают в форме «вопрос-ответ».
(5 минут)
Учитель объясняет новую тему, используя мультимедийный урок-презентацию «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания». Дается определение понятия «оператор присваивания», приводится общая и структурная форма оператора. Прежде, чем рассмотреть работу оператора присваивания, вспоминаем и повторяем тему «Оперативная память, свойства Оперативной памяти».
Сопровождается показом презентации. Приложение1.
(15 минут)
Обучающиеся работают самостоятельно, читая и конспектируя новую тему (урок-презентация предварительно записан на компьютеры обучающихся, вопросы для конспектирования определены учителем). Здесь же ученики могут познакомиться с текстами программ, в которых используется оператор присваивания. Приложение2.
(20 минут)
Второй урок
Обучающиеся работают у доски, выполняя упражнения.
(12 минут)
Учитель проводит контроль знаний в форме теста. Программа-тест предварительно записывается на компьютеры обучающихся. Оценка выставляется программой. Приложение5.
(10 минут)
Ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по карточкам, либо пишут и отлаживают программу на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (учитель называет номера карточек с заданиями). За работу учащиеся получают оценку. Приложение3. Приложение4.
(15 минут)
Домашнее задание. Ученикам предлагается написать текст простой программы на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (для тех учеников, которые не успели выполнить задание в классе).
(3 минуты)
Выводы:
Через блок 1 повторение темы предыдущего урока.
Через блоки 2, 3 и 4 дается и закрепляется новая тема «Оператор присваивания».
Через блоки 5 и 6 выполняется контроль знаний.
Программирование на языке Паскаль
П
еременные и константы. Оператор присваивания.
Проверка домашнего задания.
Новая тема.
Домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
2. Новая тема: « Переменные и константы. Оператор присваивания.»
Переменная – это имя области памяти (размер области зависит от типа данных), в которой хранится значение, присвоенное переменной. Переменную можно сравнить с ящиком, в котором находится значение (лучшее сравнение с многоквартирным домом, т. к. из ящика можно извлечь что-то и это будет последним, т. е. ящик остаётся пустым, а переменная, даже если ею воспользовались, остаётся в области памяти.).
Константа – фиксированные одиночные числовые или текстовые значения, которые не могут изменяться в ходе выполнеия программы.
Оператор присваивания. Один из наиболее часто используемых операторов оператор присваивания. Общий вид оператора присваивания:
имя переменной := выражение;
Выражение может быть и конкретным значением (т.е. число целое или вещественное, например, 22 или 2.5, символьная величина: 'ABC', логическая величина: TRUE или FALSE), и некоторым выражением (величины + операции над ними), результат которого будет присвоен переменной в левой части.
ПРИМЕРЫ: PAG := 10; (конкретное значение в виде числа);
X := X + 1; (выражение);
C := B; (имя переменной);
G := ‘ПРИВЕТ‘; (конкретное значение символьное);
X := (-A + SIN(Y) – 4 * B * X) / (2 * C); (математическое выражение);
Y := TRUE; (конкретая логическая величина).
Отличие знака равенства в математике и операции присваивания в программировании
В математике выражение а = в означает, что вычисленные значения для а и в должны быть равными.
В программировании А := В понимается так, что значение, хранимое в области памяти с именем В, помещается в область памяти с именем А . Поэтому обратное выражение
В := А даёт другой результат.
Пример: в А и в В помещаются значения 5 и 9 соответственно.
А А := 5; В := 9; 5
В
а) Результат операции А := В; б) Результат операции В := А;
А 5 9
В А В
9
Далее ещё одно существенное различие между знаком равенства и оператором присваивания:
А = А + 1;
В математике такое выражение просто бессмысленно, поскольку тождество ложно. Не существует таких числовых значений А, для которых оно было бы справедливо. В программировании это означает, что к значению, хранимому в ячейке А, прибавляется 1, и вновь получаемое значение заменяет старое в ячейке А. Например, если до выполнения этого оператора А имело значение 5, то после выполнения будет равно 6.
Следующее отличие: математическое выражение А + 9 – В = Х вполне обосновано и может означать, что при подстановке некоторых чисел вместо А и В в левую часть выражения вы получите Ч. В то же время в программировании это выражение лишено смысла, поскольку левая часть выражения должна содержать имя области памяти, которой присваивается значение, вычисляемое в правой части. Если же вы попытаетесь вставить такое выражение в свою программу, то получите сообщение об ошибке, поскольку имя переменной А + 9 – В не поймёт.
3. Домашнее задание:
а) читать конспект урока;
б) в тетради:
- записать на Паскале соответствующие операторы присваивания:
√
х3+3х; cos2x2 ; (1+x)2; y = 1+ x2 /2! + x3/3!/
- записать в общепринятой форме:
(-b+sqrt(sqr(b)–4*a*c))/(2*a);
a/b*(c+d)-(a-b)/b/c+1E-8;
Список литературы
В. Б. Попов «TURBO PASCAL для школьниковI», «Финансы и статистика», Москва, 1996 г.
А.А. Чернов «Конспекты уроков информатики в 9 – 11 классах», «Учитель», Волгоград, 2004.
Д.М. Златопольский «Я иду на урок информатики. Задачи по программированию, 7 – 11 классы», «Первое сентября», Москва, 2001.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ