Конспект урока по Информатике "Способы кодирования информации. Метод координат" 5 класс
Открытый урок в 5 классе
«Способы кодирования информации. Метод координат»
Цель урока:
показать детям многообразие кодов в окружающем мире;
отметить роль кодирования информации.
Основные понятия:
условный знак;
код;
кодирование.
План урока
1. Орг. момент: взаимное приветствие, отметка присутствующих, сообщение темы, целей и плана урока.
2. Актуализация знаний, проверка усвоения материала прошлого урока.
3. Запись домашнего задания.
4. Изучение нового материала
5. Закрепление полученных знаний
6. Рефлексия: работа в группах
7. Подведение итогов, вывод, заключение.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Орг. момент: взаимное приветствие, отметка присутствующих, сообщение темы, целей и плана урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Отметка присутствующих детей.
На прошлом уроке мы говорили с вами об информации, о методах работы с информацией, а сегодня мы должны выяснить: что такое «код», познакомиться с различными видами кодирования информации, научиться кодировать информацию разными способами.
Итак, тема сегодняшнего урока «Способы кодирования информации. Метод координат».
Презентация: слайд 1
Садятся за рабочие места.
Открывают рабочие тетради, слушают учителя и записывают число и тему урока.
2. Актуализация знаний, проверка усвоения материала прошлого урока.
Ребята, я предлагаю провести перекрестный опрос по теме «Передача информации». Напоминаю: я задаю вопрос первому учащемуся, он отвечает, а потом задает вопрос другому однокласснику и так по очереди.
Учитель: Что такое информация?
Ученик 1: устно дает определение информации, затем задает вопрос своему однокласснику по теме прошлого урока.
Ученик 2: отвечает на вопрос своего одноклассника и задает свой вопрос следующему ученику.
3. Запись домашнего задания.
Спасибо. Молодцы.
А сейчас откройте дневники и запишите задание на дом: § 1.8., РТБ: № 99 (1, 2, 3)
Презентация: слайд 2
Дети открывают дневники, записывают домашнее задание, убирают дневники на край стола.
4. Изучение нового материала
Ребята, что мы видим на слайде?
Презентация: слайд 3.
Предполагаемые ответы учащихся: книги нарисованы и написаны на русском и английском языках. Пример записан на русском языке и в математическом виде.
Ребята, кто из вас знает, что такое азбука Морзе?
Предполагаемые ответы: точки и тире, буквы, которые записываются с помощью точек и тире, азбука для моряков, возможность передачи информации с помощью передатчика и др.
С помощью азбуки Морзе алфавит можно представить в зашифрованном виде. В такой форме можно передавать сообщения с помощью передатчика (тире – длинный сигнал, тока – короткий).
Презентация: слайд 4. Посмотрите, как представляется слово «Код» с помощью азбуки Морзе.
Запишите в тетрадях определение: код – это система условных знаков для представления информации
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Смотрят на экран, сверяют код слова.
Записывают в тетрадях определения (код, кодирование).
Скажите, ребята, а можно ли считать нотную азбуку кодом? Обоснуйте.
Презентация: слайд 5
Предполагаемые ответы: нотную азбуку можно считать кодом, т.к. каждая нота обозначает определенную ноту. С помощью нот можно записывать и исполнять музыку.
Под музыку песни «Улыбка» – физкутминутка.
Дети выполняют упражнения под руководством учителя.
Какие бывают способы кодирования информации?
По мере ответов, на экране появляются названия способов (графический, символьный, числовой)
Презентация: слайд 6
Предполагаемые ответы учащихся: текстовая (символьная) информация, графическая, числовая.
Ребята, скажите, пожалуйста, в каком виде представлена информация в форме схем?
Презентация: слайд 7
Предполагаемый ответ учащегося: схема – графическая форма представления информации
Как вы считаете, в каком виде представлена схема кровеносной системы животного?
Презентация: слайд 8
Предполагаемый ответ учащегося: схема кровеносной системы животного – графическая форма представления информации
Познакомьтесь с азбукой Брайля (азбукой для «слепых» людей).
Презентация: слайд 9
Смотрят на экран, знакомятся с записью фразы «я читаю», записанной с помощью азбуки Брайля.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие объяснения. Любая, в т.ч. и графическая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы связать числа и точки можно использовать систему координат. Мы рассмотрим прямоугольную систему координат, называемую декартовой в честь французского математика Рене Декарта.
Презентация: слайд 10
Начертите в тетрадях оси координат. Горизонтальная называется OX, вертикальная - OY. Точка пересечения обозначается 0.
Перечерчивают систему координат в тетрадь.
Оси X и Y разбивают плоскость на 4 части, которые называются координатными плоскостями.
Презентация: слайд 11
Делают записи в тетрадях
Чтобы правильно записывать координаты точки, представьте, что вы идете в гости к другу. Что вы делаете для этого: сначала поднимаетесь на этаж, а потом идете к нужному подъезду или наоборот: сначала идете к подъезду, а потом поднимаетесь на этаж?
Предполагаемые ответы: сначала идем к подъезду, а потом поднимаемся на нужный этаж.
Правильно. Сначала мы идем к подъезду (горизонтально), а потом поднимаемся на нужный этаж (вертикально).
Презентация: слайд 12
Смотрят на экран, получают визуальную информацию.
5. Закрепление полученных знаний
Ребята, посмотрите на шахматную доску. Вдоль ее нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого – ряд цифр. С их помощью можно однозначно определить положение любой фигуры на шахматной доске.
Скажите, пожалуйста, что будем определять сначала букву или цифру?
Предполагаемые ответы: сначала определяем букву, т.к. она располагается по горизонтали, а потом цифру, т.к. она располагается по вертикали.
Правильно: сначала определяем букву (по горизонтали), затем цифру (по вертикали).
Посмотрите, где будет расположена фигура с координатой d7, в координатой f4.
Презентация: слайд 13
Определите координаты белых и черных фигур
Определяют координаты белых фигур, черных фигур и записывают их в тетрадях.
Визуальная проверка выполнения задания в тетрадях.
Давайте проверим, справились ли вы с заданием.
Презентация: слайд 14
Сравнивают свои записи с правильными ответами, представленными на экране.
Давайте подытожим: какие виды информации вы знаете?
Презентация: слайд 15
Предполагаемые ответы: рисунки, чертежи, схемы, графики
Презентация: слайд 16
Запишите. Метод координат – один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел
Записывают определение в тетрадь.
6. Рефлексия: работа в группах
А сейчас нужно разбиться на группы по 4 человека и выполнить задания по вариантам.
Ребята разбиваются на группы по 4 человека в каждой.
Посмотрите на экран.
Презентация: слайд 17
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы. Расшифруйте, что написано в ваших заданиях с № 1.
Ребята выполняют задания.
Презентация: слайд 18
Посмотрите на экран. Здесь представлены правильные ответы (ПРОЦЕССОР, КОМПЬЮТЕР, ПРОГРАММА)
Ребята проверяют свои работы (если ошиблись, исправляют ошибки)
Задание № 2.
Постройте точки в координатных осях и соедините их в указанной последовательности.
Презентация: слайд 19
Ребята в группах выполняют задания.
Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задания.
Презентация: слайд 20
Проверка выполнения задания № 2 учениками 1 варианта.
Презентация: слайд 21
Проверка выполнения задания № 2 учениками 2 варианта.
Презентация: слайд 22
Проверка выполнения задания № 2 учениками 3 варианта.
Задание № 3. Необходимо разгадать кроссворд.
Презентация: слайд 23
Ученики выполняют задание.
Для проверки учитель переходит по гиперссылке в приложение Excel. Здесь можно отображать слова (кнопки с числами от 1 до 10 в случае, если дети угадали слова) или кнопки с отдельными буквами, если они не знают правильного ответа.
По окончании проверки закрыть окно Excel без сохранения.
Проверка выполнения задания № 3: решения кроссворда.
7. Подведение итогов, вывод, заключение.
Ребята, скажите, пожалуйста, понравился ли вам урок?
Что понравилось?
Чего вы узнали на уроке? Чему научились?
Какие трудности возникли и как вы их преодолели?
Поднимите руки, кто считает, что понял тему на «5»…, на «4»…, на «3». Поставьте себе оценки в дневники.
На следующем уроке мы будем говорить о представлении текстовой информации.
Презентация: слайд 24
Спасибо за работу. До свидания.
Ребята с помощью учителя подводят итоги, делают выводы, производят самооценку знаний.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ