Конспект урока по Информатике "Таблицы" 5 класс
Урок информатики в 5 классе по теме «Таблицы»
Структура урока:
Организационный этап
Актуализация изученного с подведением к теме урока
Постановка проблемы
Открытие нового знания
Развитие умений
Итог урока
Домашнее задание
Ход урока.
Этап урока
УУД
Учитель: Здравствуйте ребята, доброго всем утра
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке:
- расскажите о текстовой форме представления информации;
- какие другие формы представления информации вы знаете (рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат, таблицы и т.д.)
- в какой форме удобнее представить арифметические выражения в текстовой или числовой?
Что это? В какой форме представлена информация в кроссворде?
Предлагаю вам разгадать кроссворд:
Вопросы кроссворда: (сл. 2)
Вид информации по форме представления (текст)
Как можно назвать внутреннюю память человека?(оперативная)
Единица измерения информации (бит)
Один из способов кодирования информации (числовой)
Одно из действий человека с информацией (чтение)
Сведения об окружающем нас мире (информация)
Носитель информации (книга)
Учащиеся: разгадывают кроссворд
Учитель: и так, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Учащиеся: о таблице
Учитель: правильно. (сл. 3) Записываем тему урока «Таблицы»
Учитель: Эпиграфом к теме урока я взяла слова ученого, специалиста по энергетике Уильяма Росс Эшби «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше».
Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием и почему?
Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Цветик-семицветик». Я раздам вам лепестки цветка и на обратной стороне вы должны написать, то, что вы хотите узнать в ходе изучения темы «Таблицы», читают то, что записали на лепестках. Давайте посмотрим, а всегда ли текстовая форма представления информации удобна?
Учитель: Вернемся к тому, что текстовая форма представления информации не всегда удобна.
А сейчас мы разобьемся на небольшие подгруппы и я вам раздам текст. Задание прописано в карточке. Прочитайте на листе, что вы должны сделать. (Каждой группе дается карточка с разными видами представления информации)
1-я группа - назовите глубину озера Байкал;
- какое самое глубокое озеро?;
2-я группа - какое озеро самое мелкое?;
- глубина какого озера равна 127 метров?
Учащиеся: находят в тексте, отвечают.
На эту работу отводится 1-2 минуты.
Учитель: Ребята, всегда ли текстовая форма удобна?
Учитель: скажите когда вы отвечали быстрее?
Учащиеся: в табличной форме узнать информацию быстрее
Учитель: Подумайте и назовите преимущества таблицы
Учащиеся: высказывают свое мнение
Учитель: Действительно таблицы очень удобны для представления и обработки информации. Представление информации в табличной форме широко распространено. Скажите, где вам приходится встречаться с таблицами?
Учащиеся: школьный дневник, расписание уроков, график дежурства …………. (на слайде)(сл.4)
Учитель: представьте себе, что вам нужно составить толковый словарь и объяснить значение слова «таблица»
Учащиеся: предлагают свои варианты
Учитель: (слайд) Таблицы – простая и удобная форма представления однотипной информации. (опред.) (Сл. 5)
Так как вы мне уже сказали, что с таблицами вы уже встречались, давайте выделим основные части таблицы, скажите, из каких частей состоит таблица.
Учащиеся: отвечают
Учитель: а теперь давайте, сравним наши предположения с учебником, открываем учебник на стр. 38 и рассмотрим схему.
Таблица состоит из строк и столбцов.
На пересечении строк и столбцов образуются ячейки.
Самая главная строка называется головкой таблицы и содержит заголовки отдельных столбцов и боковика.
Самый важный столбец – боковик. Он содержит заголовки строк.
Заголовок таблицы
Головка таблицы
←
←
Строки
←
←
Боковик
↑ ↑ столбцы ↑ ↑ ↑ Ячейки
Учащиеся: работают с учебником
Учитель: вы знаете, какие бывают таблицы, из каких элементов состоят, Откройте рабочие тетради на стр. 38 и задание 36. Вашим домашним заданием будет, преобразовать текстовую информацию в табличную. Откройте дневники, запишите д/з: § 1.10, РТ: стр. 38 упр.36.
Давайте вместе назовем составные части таблицы и заполните первую строку.
Название
Вес, карат
Время (место) находки
Куллинан
3106
1905 год
Эксцельсиор
995
1893 год
Звезда Сьерра-Леоне
970
1972 год
Кохинор
800
XIV век (Индия)
Великий Могол
787
XVII (Индия)
Алмаз Победы
770
1945 год (Западная Африка)
Учитель: как вы уже убедились, таблицы встречаются повсюду, а значит, наверняка, есть таблицы, с которыми работает компьютер.
Подумайте и скажите, какие вы знаете программы, в которых можно работать с таблицами.
Учащиеся: отвечают
Учитель: в Windows – Microsoft Excel (электронные таблицы, для работы с большими объемами чистовой информации), Microsoft Word (для работы с текстом)
в Linux – Open Office org. Редактор текстов
Open Office org. Calc
А сейчас вы сами попробуете составить таблицу в одной из программ.
Учитель: Прежде чем мы с вами начнем выполнять практическую работу, ответьте мне, зачем вам нужно уметь составлять таблицы?
Учащиеся: отвечают
Учитель: сядьте за компьютеры и выполните все шаги за мной. Сейчас я вам раздам карточки с заданием, но прежде чем вы начнете выполнять задание посмотрите на экран.
Посмотрите, пожалуйста, что вам необходимо будет выполнить.
чтобы создать таблицу в главном меню выбираем пункт меню «Таблица» - Вставить – таблицу.
указываем количество строк, количество столбцов.
обратите внимание на то, как можно добавлять и удалять строки и столбцы в таблице.
Назовите основные элементы таблицы
Учитель: Выполните практическую работу по карточкам. Вам необходимо построить таблицу по следующим данным:
Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука.
Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.
Имя
Капуста
Морковь
Огурец
Лук
Незнайка
45
15
10
18
Торопыжка
50
25
12
2
Кнопочка
30
30
20
5
Учащиеся: выполняют практическую работу.
Учитель: заканчивайте работу и сядьте за свои места.
Учитель: А теперь давайте вернемся к лепесткам, зачитываем и если вы считаете, что вы это узнали и научились, то крепим лепесток на доску.
Учащиеся: сопоставляют.
А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою работу за урок.
Выставление отметок
Учитель: У вас на столах имеются смайлики, выберите один из них, тот, который отражает ваше настроение в конце урока и приколите его на доске (если останется время, каждый может объяснить, что обозначает выбранная картинка).
орг. момент
Актуализация знаний
Подведение к теме урока
Постановка проблемы
Открытие нового знания
Д/з
Развитие умений
Открытие нового знания
Практическая работа
контроль
рефлексия
Итог урока
Коммуникативные (внимание, речь, мотивация, интерес)
Определение темы урока
Постановка и формулировка проблемы
Умение находить в тексте конкретные сведения
Умение работать в группах
Умение извлекать и преобразовывать информацию
Умение работать с тетрадью и преобразовывать информацию
Самостоятельное выполнение учащимися заданий, формирование умений создавать таблицу в текстовом редакторе
Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог
Умение осуществлять самоконтроль

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ