Конспект урока по Информатике "Условный оператор" 8 класс


План – конспект урока по теме: «Условный оператор»

Класс: 8

Предмет: информатика

Тема: Программирование условий. Условный оператор

Цели:

  1. дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной теме и к предмету в целом;

  2. способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти

  3. воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность

Тип урока: Урок новых знаний

Оборудование: Презентация «Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска маркерная. Паскаль АВС.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация + целеполагание

  3. Осмысление новой информации по теме: «Условный оператор»

  4. Итоги занятия

  5. Рефлексия

  6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь в журнал рабочего места.

2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу


Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.


  • Математическая модель:

Данные: x, y


Результат:


  • Варианты:

Если x=6, y=9, то max=9

Если x=5, y=1, то max=5


Блок-схема:













Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы:

  • 1 строка заголовка Program IMYA;

  • 2 раздел описания переменных Var x, y: integer;

  • 3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End.

Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

Целые и вещественные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln), write (writeln)


Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу:

Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим образом:

Программа:

  • Program maximalnoe;

  • Var x, y, max: integer;

  • Begin

  • Writeln (‘Введите два числа’);

  • Readln (x, y);

  • if x>=y then max:=x else max:=y;

  • Writeln (‘наибольшее = ’,max);

  • End.

3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим :

- Для организации алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни одна операция не выполняется.

- В качестве условия используется значение логического выражения: if.. then.. else


На алгоритмическом языке

На языке программирования

нач

если условие

то серия 1

иначе серия 2

кон

If <условие>

then <оператор 1>

else <оператор 2>

If <условие выражения>

then <оператор>



















- Если значение условия true, то есть условие выполняется,

тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не выполняется

- Если значение условия false, то есть условие не

соблюдается, то выполняется оператор 2,

а оператор 1 не выполняется.

Логическое выражение:


  • Простой формой логического выражения является операция отношения:

    • < меньше,

    • > больше,

    • <= меньше или равно,

    • >= больше или равно,

    • = равно,

    • <> не равно.

  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:

    • not логическое отрицание (НЕ),

    • and логическое умножение (И),

    • or логическое сложение (ИЛИ),

    • xor исключающее ИЛИ

  • Порядок действий:

  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: beginend



  • Конструкция такого вида:

Begin <последовательность операторов> end

относится к составным операторам.


  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

Задача 1:


Y= x+2, x<0

x2 , x>0







Y:=sqr (x)

Y:=x+2










Program Primer1;

Var y,x: real;

Begin

Write (‘x’);

Read (x);

If x<0 then y:=x+2;

If x>0 then y:=sqr (x);

Write (‘y=’,y);

End.


Program Primer1;

Var y,x: real;

Begin

Write (‘x’);

Read (x);

If x<0 then y:=x+2;

Else y:=sqr (x);

Write (‘y=’,y);

End.

Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18 и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право голосовать.

Program zadacha;

Var a,b: real;

Begin

Write (‘введите возраст’);

Read (a);

If (a<18) and(a>0) then writeln (‘ne imeet pravi golosovat’) else

If (a>18) and(a<120) then writeln (‘imeet pravi golosovat’) else writeln (‘vvedite pravilno vozrast’);

End.

Составление программ на ПК (самостоятельно)

Задача 1:


x2 , x>2

Y=

4, x<=2


Program Primer1;

Var y,x: real;

Begin

Write (‘Введите x’);

Read (x);

If x>2 then y:= sqr (x);

Else y:=4;

Write (‘y=’,y);

End.

Задача 2: Написать программу определения является ли число В делителем числа А.

Является ли число b делителем числа a?

program chicla; 
var a,b : integer;
begin
write('a=');readln(a);
write('b=');readln(b);
if a mod b=0 then write('
делится')
else write('
не делится');
end.


Решение:

Задача 3: Написать программу определения четности одного из трех чисел.

Решение:

Определите, имеется ли среди чисел a,b хотя бы одно четное

program try_chicla; 
uses crt; 
var s, a,b:integer; 
begin 
writeLn('Введите числа '); readLn(a,b); 
if (a mod 2=0) or (b mod 2=0) then 
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' есть четные числа') 
else 
writeLn('Среди чисел ',a:3,b:3,' нет четных чисел'); 
end.

Закрепляющее тестирование (см. приложение)

1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется...

A. разветвляющимся

B. циклическим

C. следования

D. линейным

E. процедурным

2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как...

A. если

B. тогда

C. иначе

D. ввод

E. условие

3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как...

A. если

B. тогда

C. иначе

D. ввод

E. условие

4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как...

A. если

B. тогда

C. иначе

D. ввод

E. условие

5. Укажите правильный вариант использования условного оператора.

A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия операторов 2> end;

B. IF <условие> THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;

C. THEN begin <серия операторов 1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;

D. THEN <серия операторов 1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;

E. IF <условие> THEN <серия операторов 1>

6. Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.

A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end;

B. THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;

C. IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;

D. ELSE <серия операторов 2> IF <условие>;

E. THEN <условие> IF <серия операторов 1>

Ответы:1-а, 2-а, 3-в, 4-с, 5-а, 6-а

  1. Итог урока. Рассматривается решение задач. Взаимопроверка теста. Выставление оценок.

  2. Рефлексия

- Какая тема была Вам предложена для изучения?

- Какие трудности у Вас возникли с написанием программ?

(Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.)

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось


6. Домашнее задание

Задачи для домашнего решения:

Уровень А


1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.


____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


Уровень В

  1. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


  1. Написать программу деления двух чисел (деление на 0)

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


Уровень С

  1. Есть среди 3-х чисел, хотя бы одно четное.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


  1. Поместится ли круг в квадрат

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ