Конспект урока по информатике в 6 классе по теме: «Углы и измерение. Команды поворота и движения в Лого»









Конспект урока по информатике

в 6 классе по теме:

«Углы и измерение.

Команды поворота и движения в Лого»


Некрасова Ирина Борисовна, учитель информатики

МБОУ «Гимназия №2» г.Чебоксары

Углы и их измерение.

Команды поворота и движения в Лого


Цели урока:

- Закрепить навыки работы в координатной плоскости;

  • Научить измерять углы, складывать углы ;

  • Научить составлению программ с использованием команд поворота RIGHT n и LEFT n и движения FORWARD n, BACK n на языке Logo.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

I.Объяснение новой темы

        1. Выполнение задания 1.

        2. Углы и их измерение. Сумма углов. Задание 2.

        3. Команды поворота и движения.

        4. Составление программ с использованием команд RIGHT n, LEFT n, FORWARD n, BACK n. Задания 3, 4.

  1. Работа на компьютере. Выполнение задания 5 из лабораторных работ.

  2. Задание на дом. Задание 6.

  3. Итоги урока.


Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Задание на дом. На координатной плоскости нарисовать равносторонний треугольник, квадрат, равнобедренный прямоугольный треугольник и написать программу рисования этих фигур, используя изученные команды.

(На доске нарисована координатная плоскость среды Лого. Ученик рисует на этой координатной плоскости фигуры и рядом пишет программы.)

Вызвать одного ученика к доске. Пока он выполняет работу с остальными выполнить задание 1, провести опрос.

Должно получится примерно следующее:

ТРЕУГОЛЬНИК: КВАДРАТ

TURTLE 1 TURTLE 1

SHOWT SHOWT

NODRAW NODRAW

MOVETO 60 140 MOVETO 220 60

DRAW DRAW

MOVETO 100 60 MOVETO 300 60

MOVETO 140 140 MOVETO 300 140

MOVETO 60 140 MOVETO 220 140

MOVETO 220 60


    1. Объяснение новой темы

Задание 1.

Не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии, нарисуйте фигуры (рис. 1).




Представьте, что у вас в руках небольшой фонарик. Луч света направлен от вас по прямой линии. Поверните фонарик в любую сторону, и луч света изме­нит свое направление. Говорят, что луч описал угол. Чем больше поворот фона­рика, тем больший угол опишет луч (рис. 2).

Все величины имеют свои единицы измерения: длина измеряется в метрах, санти­метрах, вес — в граммах, килограммах, домашняя работа — в числе заданных на дом уп­ражнений.

Научимся измерять углы. Осветим лучом вокруг себя, сделав полный оборот вокруг своей оси. Разделим наш большой угол на 360 равных частей. Получится 360 ма­леньких равных углов. Говорят, что величина такого маленького угла равна одному гра­дусу. Таким образом, полный оборот луча измеряется 360 градусами.

Луч, который совершил поворот на полкруга, опишет угол, равный 180 граду­сам (рис.3, а). Луч, который повернулся на четверть круга, опишет угол, равный 90 граду­сам (рис. 3, б). Такой угол называют прямым. В жизни мы часто встречаемся с подоб­ными углами. Угол письменного стола, линейки, тетради — прямой.




Рис. 3.

Чтобы не писать каждый раз длинное слово "градус", его заменяют небольшим круж­ком справа над числом (30°, 45°, 135°, 214°).

Углы можно складывать. Так, например, если вы повернули луч света вправо на угол, равный 90°, а затем снова вправо на 45°, то вы сделали поворот луча на угол, рав­ный сумме этих углов.

Особенно часто встречающиеся углы — 30°, 45°, 90°, 180°, 270°, 360° (рис. 4).



рис.4.

Задание 2 .Подсчитайте суммы углов: (устно)

90° + 45° = 90° + 60° =

180°+ 60°= 180°+ 115°=

Черепашка по командам left n или right n поворачивается на n градусов налево или направо, по команде forward n — проходит на n точек вперед, а по команде back n — на n точек назад.

Учитель: Давайте запишем в тетрадях эти команды.

В среде Logo предусмотрен быстрый ввод команд:

+forward;

+right;

+color;

+ — BACK;

+ — LEFT;

+ — DRAW;

<Alt>+<F9> — NODRAW;

В папке лабораторных работ на последней странице написано сочетание каких клавиш дает какую команду. Кроме этого в среде Лого это просмотреть тоже возможно. Для этого нужно нажать клавишу <Alt> ,внизу экрана появится строка, где указано назначение функциональных клавиш.


Задание 3. Составим программу рисования равностороннего треугольника. (Учитель записывает программу на доске, ученики в ходе объяснения — тетрадях).

В равностороннем треугольнике длины сторон и все углы равны. Т.е. все углы будут по 60˚.

На экране Черепашка первоначально смотрит наверх. Значит, её нужно повернуть на какой-то угол вправо. Вычислим этот угол:

Если Черепашка пройдет несколько шагов вверх, то угол между основание треугольника и тем отрезком, что пройдет черепашка будет 90˚. Углы в треугольнике по 60˚. Значит, искомый угол будет равен 90˚—60˚, т.е. 30˚.



Пусть сторона треугольника равна 50 точкам.

Программа будет иметь вид:

RIGHT 30

FORWARD 50

На какой угол должна повернуться Черепашка, чтобы нарисовать вторую и третью стороны?



На 180˚-60˚=120˚

В итоге должна получиться программа:

RIGHT 30

FORWARD 50

RIGHT 120

FORWARD 50

RIGHT 120

FORWARD 50

RIGHT 90

Задание 4.

На доске написаны программы. Нужно их прочесть и догадаться, что получится.

Программа 1

Программа 2



SHOWT

HIDET

DRAW

COLOR 12

FORWARD 70

FORWARD 70

RIGHT 90

LEFT 90

FORWARD 70

FORWARD 100

RIGHT 90

LEFT 90

FORWARD 70

FORWARD 70

RIGHT 90

LEFT 90

FORWARD 70

FORWARD 100

RIGHT 90

LEFT 90


Ответ: в программе 1 получается квадрат , а в программе 2 — прямоугольник.

IV. Работа на компьютере. В Лого проверить, что получится при выполнении программ 3-5 задания 5 из папки лабораторных работ.


Задание 5. Прочитайте программы (таб.1.). Догадайтесь, что нарисует Черепашка? Нарисуйте результаты выполнения программ. Проверьте работу программ на компьютере..



Программа 1

Программа 2

Программа 3

Программа 4

Программа 5




SHOWT

HIDET

SHOWT

HIDET

SHOWT

FORWARD 20

DRAW

DRAW

COLOR 12

COLOR 9

RIGHT 90

FORWARD 20

FORWARD 70

FORWARD 70

FORWARD 100

FORWARD 20

NODRAW

RIGHT 90

LEFT 90

BACK 50

LEFT 90

FORWARD 20

FORWARD 70

FORWARD 100

RIGHT 90

FORWARD 20

DRAW

RIGHT 90

LEFT 90

FORWARD 30

RIGHT 90

FORWARD 20

FORWARD 70

FORWARD 70

LEFT 90

FORWARD 20

NODRAW

RIGHT 90

LEFT 90

FORWARD 50

LEFT 90

FORWARD 20

FORWARD 70

FORWARD 100

BACK 10

FORWARD 20

DRAW

RIGHT 90

LEFT 90


RIGHT 90

FORWARD 20


Дополнительное задание.

Напишите программу, по которой Черепашка нарисует разноцветные горизонтальные пунктирные линии.

V. Домашнее задание.

Задание 6. Напишите программу, по которой Черепашка нарисует пирамидку. Используйте команды FORWARD n, RIGHN n, LEFT n, MOVETO X Y, DRAW, NODRAW.

VI. Подведение итогов урока.



Список использованной литературы

  1. "Первые шаги в мире информатики.Программирование в среде Logo. Факультативный курс." Бокучава, С.Тур

  2. "Азы программирования. Факультативный курс. Задачник. 5-9 класс" Дуванов, Рудь

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ