Конспект урока по информатике в 6 классе по теме: «Углы и измерение. Команды поворота и движения в Лого»
Конспект урока по информатике
в 6 классе по теме:
«Углы и измерение.
Команды поворота и движения в Лого»
Некрасова Ирина Борисовна, учитель информатики
МБОУ «Гимназия №2» г.Чебоксары
Углы и их измерение.
Команды поворота и движения в Лого
Цели урока:
- Закрепить навыки работы в координатной плоскости;
Научить измерять углы, складывать углы ;
Научить составлению программ с использованием команд поворота RIGHT n и LEFT n и движения FORWARD n, BACK n на языке Logo.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
I.Объяснение новой темы
Выполнение задания 1.
Углы и их измерение. Сумма углов. Задание 2.
Команды поворота и движения.
Составление программ с использованием команд RIGHT n, LEFT n, FORWARD n, BACK n. Задания 3, 4.
Работа на компьютере. Выполнение задания 5 из лабораторных работ.
Задание на дом. Задание 6.
Итоги урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Задание на дом. На координатной плоскости нарисовать равносторонний треугольник, квадрат, равнобедренный прямоугольный треугольник и написать программу рисования этих фигур, используя изученные команды.
(На доске нарисована координатная плоскость среды Лого. Ученик рисует на этой координатной плоскости фигуры и рядом пишет программы.)
Вызвать одного ученика к доске. Пока он выполняет работу с остальными выполнить задание 1, провести опрос.
Должно получится примерно следующее:
ТРЕУГОЛЬНИК: КВАДРАТ
TURTLE 1 TURTLE 1
SHOWT SHOWT
NODRAW NODRAW
MOVETO 60 140 MOVETO 220 60
DRAW DRAW
MOVETO 100 60 MOVETO 300 60
MOVETO 140 140 MOVETO 300 140
MOVETO 60 140 MOVETO 220 140
MOVETO 220 60
Объяснение новой темы
Задание 1.
Не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии, нарисуйте фигуры (рис. 1).
Представьте, что у вас в руках небольшой фонарик. Луч света направлен от вас по прямой линии. Поверните фонарик в любую сторону, и луч света изменит свое направление. Говорят, что луч описал угол. Чем больше поворот фонарика, тем больший угол опишет луч (рис. 2).
Все величины имеют свои единицы измерения: длина измеряется в метрах, сантиметрах, вес — в граммах, килограммах, домашняя работа — в числе заданных на дом упражнений.
Научимся измерять углы. Осветим лучом вокруг себя, сделав полный оборот вокруг своей оси. Разделим наш большой угол на 360 равных частей. Получится 360 маленьких равных углов. Говорят, что величина такого маленького угла равна одному градусу. Таким образом, полный оборот луча измеряется 360 градусами.
Луч, который совершил поворот на полкруга, опишет угол, равный 180 градусам (рис.3, а). Луч, который повернулся на четверть круга, опишет угол, равный 90 градусам (рис. 3, б). Такой угол называют прямым. В жизни мы часто встречаемся с подобными углами. Угол письменного стола, линейки, тетради — прямой.
Рис. 3.
Чтобы не писать каждый раз длинное слово "градус", его заменяют небольшим кружком справа над числом (30°, 45°, 135°, 214°).
Углы можно складывать. Так, например, если вы повернули луч света вправо на угол, равный 90°, а затем снова вправо на 45°, то вы сделали поворот луча на угол, равный сумме этих углов.
Особенно часто встречающиеся углы — 30°, 45°, 90°, 180°, 270°, 360° (рис. 4).
Задание 2 .Подсчитайте суммы углов: (устно)
90° + 45° = 90° + 60° =
180°+ 60°= 180°+ 115°=
Черепашка по командам left n или right n поворачивается на n градусов налево или направо, по команде forward n — проходит на n точек вперед, а по команде back n — на n точек назад.
Учитель: Давайте запишем в тетрадях эти команды.
В среде Logo предусмотрен быстрый ввод команд:
<Alt>+<F9> — NODRAW;
В папке лабораторных работ на последней странице написано сочетание каких клавиш дает какую команду. Кроме этого в среде Лого это просмотреть тоже возможно. Для этого нужно нажать клавишу <Alt> ,внизу экрана появится строка, где указано назначение функциональных клавиш.
Задание 3. Составим программу рисования равностороннего треугольника. (Учитель записывает программу на доске, ученики в ходе объяснения — тетрадях).
В равностороннем треугольнике длины сторон и все углы равны. Т.е. все углы будут по 60˚.
На экране Черепашка первоначально смотрит наверх. Значит, её нужно повернуть на какой-то угол вправо. Вычислим этот угол:
Если Черепашка пройдет несколько шагов вверх, то угол между основание треугольника и тем отрезком, что пройдет черепашка будет 90˚. Углы в треугольнике по 60˚. Значит, искомый угол будет равен 90˚—60˚, т.е. 30˚.
Пусть сторона треугольника равна 50 точкам.
Программа будет иметь вид:
RIGHT 30
FORWARD 50
На какой угол должна повернуться Черепашка, чтобы нарисовать вторую и третью стороны?
На 180˚-60˚=120˚
В итоге должна получиться программа:
RIGHT 30
FORWARD 50
RIGHT 120
FORWARD 50
RIGHT 120
FORWARD 50
RIGHT 90
Задание 4.
На доске написаны программы. Нужно их прочесть и догадаться, что получится.
-
Программа 1
Программа 2
SHOWT
HIDET
DRAW
COLOR 12
FORWARD 70
FORWARD 70
RIGHT 90
LEFT 90
FORWARD 70
FORWARD 100
RIGHT 90
LEFT 90
FORWARD 70
FORWARD 70
RIGHT 90
LEFT 90
FORWARD 70
FORWARD 100
RIGHT 90
LEFT 90
Ответ: в программе 1 получается квадрат , а в программе 2 — прямоугольник.
IV. Работа на компьютере. В Лого проверить, что получится при выполнении программ 3-5 задания 5 из папки лабораторных работ.
Задание 5. Прочитайте программы (таб.1.). Догадайтесь, что нарисует Черепашка? Нарисуйте результаты выполнения программ. Проверьте работу программ на компьютере..
Программа 1
Программа 2
Программа 3
Программа 4
Программа 5
SHOWT
HIDET
SHOWT
HIDET
SHOWT
FORWARD 20
DRAW
DRAW
COLOR 12
COLOR 9
RIGHT 90
FORWARD 20
FORWARD 70
FORWARD 70
FORWARD 100
FORWARD 20
NODRAW
RIGHT 90
LEFT 90
BACK 50
LEFT 90
FORWARD 20
FORWARD 70
FORWARD 100
RIGHT 90
FORWARD 20
DRAW
RIGHT 90
LEFT 90
FORWARD 30
RIGHT 90
FORWARD 20
FORWARD 70
FORWARD 70
LEFT 90
FORWARD 20
NODRAW
RIGHT 90
LEFT 90
FORWARD 50
LEFT 90
FORWARD 20
FORWARD 70
FORWARD 100
BACK 10
FORWARD 20
DRAW
RIGHT 90
LEFT 90
RIGHT 90
FORWARD 20
Дополнительное задание.
Напишите программу, по которой Черепашка нарисует разноцветные горизонтальные пунктирные линии.
V. Домашнее задание.
Задание 6. Напишите программу, по которой Черепашка нарисует пирамидку. Используйте команды FORWARD n, RIGHN n, LEFT n, MOVETO X Y, DRAW, NODRAW.
VI. Подведение итогов урока.
Список использованной литературы
"Первые шаги в мире информатики.Программирование в среде Logo. Факультативный курс." Бокучава, С.Тур
"Азы программирования. Факультативный курс. Задачник. 5-9 класс" Дуванов, Рудь
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ