Методическая разработка урока информатики в 9 класса "Конструкции циклов. Цикл с параметром"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Урай Тюменская область ХМАО-Югра











Конспект урока по информатике в 9 классе

«Конструкции циклов. Цикл с параметром»







Конспект подготовила:

Максименко Ольга Васильевна

учитель информатики















Урай 2010



Урок информатики в 9 классе «Конструкции циклов. Цикл с параметром»

Максименко Ольга Васильевна

учитель информатики II категории

МБОУ гимназия г. Урай Тюменская обл. ХМАО-Югра

  1. План урока:

  1. Актуализация знаний

  2. Введение нового материала

  3. Гимнастика для глаз

  4. Закрепление материала

  5. Физкультминутка

  6. Закрепление материала

  7. Домашнее задание

  1. Необходимое оборудование:

  1. Проектор, компьютер для показа презентации с установленным пакетом MS Office (PowerPoint)

  2. Система программирования Turbo Pascal (можно Borland Pascal, Free Pascal и др.) на ученических компьютерах

  3. Презентация «Конструкции циклов. Цикл с параметром» (Приложение 1)

  1. Ход урока:

  1. Актуализация знаний

Открыть презентацию «Конструкции циклов. Цикл с параметром».

Циклом в программировании называют повторение одних и тех же действий (шагов). Последовательность действий, которые повторяются в цикле, называю телом цикла. (слайд 2)

Существует несколько типов алгоритмов циклической структуры (слайд 3):

В цикле с предусловием условие проверяется до тела цикла, в цикле с постусловием – после тела цикла. В цикле с постусловием тело цикла выполняется хотя бы один раз, в цикле с предусловием тело цикла может не выполнится ни разу. В цикле с предусловием проверяется условием продолжения цикла, в цикле с постусловием – условие выхода из цикла. Кроме того, существует так называемый безусловный циклический алгоритм (третий на рисунке), который удобно использовать, если известно, сколько раз необходимо выполнить тело цикла.

Итак, в Паскале эти три цикла имеют такие названия: цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром (со счетчиком). (слайд 4) Сегодня мы рассмотрим только цикл с параметром (слайд 5).

  1. Введение нового материала

В общем виде конструкция цикла с параметром (слайд 6):

FOR <параметр цикла>:=<начальное значение> TO <конечное значение> DO <оператор>;

Например:

X:=4;

For I:=1 to 4 do

Begin

x:=x+3;

y:=x*2;

End;

Переменную I называют параметром цикла, так как это переменная, которая изменяется внутри цикла по определенному закону и влияет на его окончание.

Цикл с параметром работает следующим образом (слайд 7):

  1. При выполнении оператора FOR вначале вычисляется выражение <начальное значение> и осуществляется присваивание <параметр цикла>:=<начальное значение>.

  2. После этого циклически повторяется:

  • Проверка условия <параметр цикла> <= <конечное значение>; если условие не выполнено, то оператор FOR завершает работу (исполняемый оператор может ни разу не выполниться);

  • Выполнение оператора <оператор>;


  1. Наращивание переменной <параметр цикла> на единицу.

Цикл с параметром обладает следующими свойствами (слайд 8):

  • <параметр цикла> - переменная любого порядкового типа, обычно INTEGER;

  • <начальное значение>, <конечное значение> - переменные того же типа, что и параметр цикла;

  • <оператор> - произвольный оператор турбо Паскаля (если операторов - несколько, то они заключаются в операторные скобки BEGINEND;).

  1. Гимнастика для глаз

  1. Закрепление материала

Решить две задачи (слайд 9). Первую задачу разобрать на доске, вторую выполняют учащиеся самостоятельно за компьютерами.

Задача1: Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней?

Program SPORTSMEN;

Var i:Integer; N, S:Real;

Begin

N:=10; {Путь в первый день}

S:=0; {Суммарный путь в первый день}

For i:=1 to 7 do

Begin

N:=N+N*0.1; {путь в последующие дни}

S:=S+N; {наращивание суммы}

End;

Writeln (‘Суммарный путь будет равен’, S:0:2, ‘км’);

End.

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление материала

Задача 2. Составить программу, которая вводит с клавиатуры произвольное целое число N и вычисляет сумму всех целых чисел от 1 до N.

Program SUMMA;

Var i, n, s:Integer;

Begin

Write (‘Введите целое число N=’); Readln(N);

S:=0;

For i:=1 to N do S:=s + i;

Writeln (‘Сумма равна’, S);

End.

  1. Домашнее задание

Выучить конспект. Составить программу для нахождения суммы всех двузначных чисел, кратных 3.



  1. Список использованной литературы


  1. Аболрус С. Программирование на Pascal, 3-е изд. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2003, 328 с.

  2. Алексеев Е.Р. Турбо Паскаль 7.0 / Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В. –М.: НТ Пресс, 2005. – 314 с.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001, -304 с.


  1. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Юнимедиастайл, 2002. -384 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ