Программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Технология создания сайтов» 9 класс
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА
Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях района
Протокол №__экспертного совета от______
ПРОГРАММА
элективного курса для предпрофильной подготовки
«Технология создания сайтов»
17 часов
Автор программы:
Коновалова Н.В., учитель информатики и ИКТ муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Строитель Белгородской области
Строитель. 2010 год
Пояснительная записка
Количество учебных часов: 17 ч.
Образовательная область: информатика и ИКТ
Возрастная группа: 9 класс
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности учащихся. Веб-сайт - наиболее популярное и доступное для учащихся средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.
Элективный курс «Технология создания сайтов» является предметом по выбору для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 17 часов, которые проводятся в течение одного семестра учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг.
Курс включает в себя практическое освоение техники создания веб-страниц, тематических сайтов. Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, дает возможность профессиональных проб в области сайтостроения.
Программа является модифицированной. За основу взята программа элективного курса д.п.н А.В.Хуторского и к.ф-м.н. А.П.Орешко «Технология создания сайтов», одобренная Министерством образования РФ.
Концепция курса
Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике - предоставить учащимся возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию.
Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию - сначала простейшие веб-страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования осуществляется в ходе разработки учащимися сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Цель настоящего курса - научить обучающихся продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве для реализации своих коммуникативных, технических и эвристических способностей в ходе проектирования и конструирования сайтов и подготовить их к осознанному выбору Интернет-профессии.
Задачи:
сформировать у учащихся целостное представление об информационной картине мира средствами сети Интернет. Научить способам представления информации в сети Интернет;
сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.
познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования веб-сайта;
дать первичные навыки программирования на языках HTML;
познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства;
реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов.
Методы обучения
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи педагога входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты);
личностная значимость компетенции (зачем учащемуся необходимо быть компетентным в области сайтостроительства);
перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (веб-страница, сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
способы деятельности по отношению к данным объектам;
минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Формы организации учебных занятий.
Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен. Многие работы учащиеся могут осуществлять без подключения к сети.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. С этой целью педагог проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Учащиеся изучают его с целью создания запланированного продукта - графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учащимися определенного образовательного продукта, например веб-сайта.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
лекционная, когда преподаватель объясняет новый материал, сопровождая объяснение мультимедийной презентацией или записями на доске;
демонстрационная, когда учащиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
фронтальная, когда учащиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания;
групповая;
проектная.
Учебно-методическое обеспечение
Для проведения занятий по курсу используется компьютерный класс, состоящий из 12 компьютеров, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям.
Предпочтительная конфигурация технических и программных средств включает:
учебный компьютерный класс, состоящий из компьютеров класса Pentium-IV. Компьютеры объединены в локальную сеть, имеют доступ к локальному веб-серверу, серверу электронной почты и имеют выход в Интернет;
каждый учащийся – зарегистрированный пользователь сети – имеет сетевой адрес, пароль и личное пространство на диске;
сканер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит учащимся самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.
Обязательна разработка и подготовка дидактических материалов, заданий для выполнения практических работ, выдаваемых каждому учащемуся.
В процессе обучения используется следующее программное обеспечение:
операционная система Microsoft Windows XP, Linux;
обозреватель Microsoft Internet Explorer 6.0;
Интернет-браузер Opera 9.0;
текстовый редактор
Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают принципы и структуру устройства сети Интернет, формы представления и управления информацией в сети Интернет;
умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; владеют браузерами Internet Explorer, Opera;
умеют спроектировать и изготовить веб-сайт объемом 5-10 страниц на заданную тему;
умеют программировать на языках HTML на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов сайта;
знают и умеют применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна;
владеют необходимыми способами проектирования, создания и обновления веб-сайта;
знают виды веб-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного сайта;
способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные веб-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учащихся являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учащимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учащихся, которые определяются в ходе индивидуальной работы с учащимися.
Учащийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью преподаватель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта - создаваемого сайта.
Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
текущая диагностика и оценка преподавателем деятельности учащихся;
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции учащегося в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учащихся - сайты. Качество сайтов оценивается следующими способами:
по количеству творческих элементов в сайте;
по степени его оригинальности;
по относительной новизне сайта для учащегося;
по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;
по практической пользе сайта и удобству его использования.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учащихся, оценивается уровень развития личностных качеств учащихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, конкурса или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого учащегося выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы обучающегося по курсу.
Учебно-тематический план
-
№
Раздел
Количество
часов
1
Основы HTML
6
2
Графика
4
3
Гипертекстовый документ
5
4
Выполнение творческой работы
2
Итого
17
Содержание курса
Раздел 1. Основы HTML (6 ч.)
Введение. Техническая часть. Теги HTML. Структура Web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Атрибуты тегов. Цвет фона. Изображение как фон. Цвет текста. Теги форматирования текста. Текстовые блоки. Заголовки. Абзацы. Перевод строки. Разделительная линия. Творческая работа. Тема «Визитная карточка».
Раздел 2. Графика (4 ч.)
Рисунки и фотографии в сети Интернета. Форматы графических файлов. Растровые форматы JPEG, GIF, PNG. Достоинства растрового формата. Недостатки. Векторные форматы. Достоинства. Недостатки. Графические редакторы. Связывание графического файла с HTML-документом. Изображения в HTML-документе.
Раздел 3. Гипертекстовый документ (5 ч.)
Способы организации гипертекстового документа. Разработка сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких файлов. Текстовые ссылки. Изображения-ссылки. Главный тег Интернета. Абсолютные и относительные адреса. Задание цвета ссылок на веб-странице. Цвет и наличие рамок у изображений ссылок. Ссылка на адрес электронной почты. Таблицы. Лишние ячейки. Пустые ячейки. Объединение ячеек. Разделение ячейки. Вложенные таблицы.
Раздел 4. Выполнение творческой работы (2 ч.)
Творческая работа. Тема «Выполнение и защита проекта» (сайт «Мой класс», «Мое увлечение» и т.п.)
Учебно-методические средства обучения
Дригалкин В.В. HTML в примерах. Как создать свой Web-сайт: Самоучитель / В.В.Дригалкин. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. – 192 с.: ил.
Кузнецов М.В. PHP 5. Практика разработки Web-сайта / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов, С.В. Голышев. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2005. – 960 с.: ил.
Дригалкин В.В. HTML в примерах. Как создать свой Web-сайт: Самоучитель / В.В.
Штайнер, Г. HTML/XML/CSS / Г. Штайнер. – 2-е изд., перераб. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 510 с.: ил.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ