Программа кружка «Путь к успеху» Срок реализации программы: 2 года Возраст обучающихся: 12 - 14 лет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тузуклейская основная общеобразовательная школа»
Учебная модифицированная программа
кружка «Путь к успеху»
( для детей среднего и старшего возраста)
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 12 - 14 лет
Автор Азарова Валентина Михайловна
учитель информатики и математики
Тузуклей 2012г
Информационная карта
1. Учреждение – ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»
2. Творческое объединение - «Электроника и информатика»
3. Педагог - Азарова Валентина Михайловна
4. Программа - Интел «Путь к успеху»
5. Направленность - научно – техническая
6. Вид программы – модифицированная
7. По форме организации - интегрированная
8.Срок реализации - 2 года
9. Возраст обучающихся:
1-ый год обучения 12 – 13 лет (5-6классы)
2-ой год обучения 14 лет (7 классы)
10. Целевая установка 1-ого года обучения: профессионально - прикладная
Программа призвана помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, преодолеть имеющийся барьер и не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления.
Целевая установка 2-ого года обучения: профессионально – ориентированная
(продолжать помогать детям преодолевать имеющийся барьер в приобретении основных навыков работы на компьютере, развивать навыки критического мышления, развивать у школьников навыки, необходимые во взрослой жизни, чтобы быть успешными в условиях знаниевой экономики ХХI века, развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, выбора профессии, умении работать с другими людьми).
11. По уровню освоения - профессионально – ориентированная
12. Рецензенты: Шевцов В.В., заведующий отделом ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»,
Пиченикина Л. Г., заместитель директора по учебной части МОУ «Тузуклейская ООШ».
Пояснительная записка
Направленность
Данная программа имеет научно-техническую направленность, ориентирует обучающихся на получение прочных основ знаний о работе на персональном компьютере, как универсальном средстве обработки информации; воспитании в них пользовательской культуры; осознание роли грамотного пользователя в современном обществе. Помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, преодолеть имеющийся барьер и не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и научиться работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого курса
Новизна
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность выбора материала для изучения в рамках темы. У них есть неограниченный доступ к различным источникам информации. В основе программы лежат связь с окружающим миром и реальной жизнью, а также межпредметные связи. Обучающиеся занимаются анализом, оценкой материала и обобщением фактов. Они выбирают виды деятельности, предлагаемые педагогом и часто сами выбирают уровень сложности выполняемой работы. Педагог на уроке выступает в роли фасилитатора, т.е. педагог направляет и наблюдает за работой учеников и создаёт возможность применить полученные навыки для построения нового знания. Одна из самых амбициозных целей программы Intel «Путь к успеху»- изменить в школе взаимоотношения между взрослыми и детьми (формирование новой парадигмы взаимоотношений педагог-ученик). Общение между взрослым и детьми в классе становится более открытым и непринужденным и дружественным. Педагог, как единственный носитель знаний отступает на второй план. Он лишь координирует деятельность детей, помогает им научиться самостоятельно находить выход из любой жизненной ситуации, использовать различные источники информации и успешно сотрудничать с другими людьми. Особенностью проекта является также то, что он ориентирован, прежде всего, на детей, не имевших ранее возможности обучаться работе на персональном компьютере.
Актуальность
Направленность программы на проблемы местного сообщества является еще одним важным и ценным моментом. Особенность проекта «Учимся с Intel» в том, что он не только обучает информационным технологиям, но и помогает учителю эффективно использовать их в учебном процессе. Заложенные в проект образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения. Работа в проекте дает технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной деятельности и работы в команде. Все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – школы, микрорайона, поселка, города и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования. Так как в большинстве случаев мы не думаем о себе, как о местном сообществе. Мы ассоциируем себя скорее со страной в целом или чем-то большим, но никак с сообществом маленького городка или деревушки, района или даже двора, поэтому так важно донести до детей идеи местного сообщества и решения конкретных проблем конкретной группы людей. Важно, что любую проблему дети пытаются не только обсудить, но и решить своими силами или с помощью взрослых, найти пути взаимодействия с организациями, жителями своих районов, сел и деревень.
Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой программы, поскольку не только формирует навыки работы с компьютером, но и развивает навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, выбора профессии, умении работать с другими людьми.
Педагогическая целесообразность
Программа Интел «Путь к успеху» была разработана для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, преодолеть имеющийся барьер и не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления. Одной из особенностей реализации программы является наличие независимого наблюдения, программа хорошо приспособлена к различным культурным, социальным и образовательным условиям, в которых она осуществляется. Направленность программы на проблемы местного сообщества является еще одним важным и ценным моментом ее реализации. Не секрет, что россияне в большинстве своем склонны мыслить глобальными категориями, упуская из виду то, что находится рядом, на расстоянии вытянутой руки. Программа предусматривает творческий процесс созидания. Обучающиеся работают над заданиями, которые нацелены на глубокое понимание знаний и их последующим применением. Класс – рабочее помещение, где идёт работа, и уровень шума зависит от того, чем занимаются дети. Дети часто работают вместе друг с другом, экспертами и учителями. Они заранее знают, как будет оцениваться их труд, понимают критерии, по которым их будут оценивать и имеют множество возможностей для самооценки. Источником мотивации является интерес и активная деятельность в процессе учёбы, а не желание получить хорошую оценку или угодить учителю. Дети используют разнообразные технологии для исследований, коммуникации и получения новых знаний, а не педагог объясняет новый материал. При работе в творческом объединении имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем объединения, приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Основная цель образовательной программы Интел «Путь к успеху»:
Способствовать овладению навыками работы на компьютере и выработать умение успешно применять полученные навыки в учебной и внеучебной деятельности, тем самым подготовив обучающихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения знакомства с профессиями, требующимися в наше время (педагог, врач, инженер, предприниматель) и показать необходимость компьютера для их работы.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
усовершенствование умений и навыков, приобретенных на уроках;
расширение мировоззрения учащихся, развитие познавательного интереса, поскольку склонность школьников к тому или иному предмету практически невозможно удовлетворить в рамках только учебной программы;
профессиональная ориентация учащихся;
формирование потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности, полезной обществу;
формирование целеустремленности, а также нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения;
Развивающие:
развивать у детей элементы критического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
создать условия для саморазвития и самореализации детей.
создание благоприятных условий для сплочения коллектива, развития навыков сотрудничества;
Воспитательные:
формировать чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи;
воспитывать волю, чувство самоконтроля.
организовать свободное время учащихся.
Направлять самореализацию учащихся, формировать позитивное отношение к самому себе и объективности самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности;
Доказательство модификации
Программа «Путь к успеху» является модифицированной. Программа курса «Информационные технологии» составлена на основе программы Интел «Путь к успеху» и собственного многолетнего педагогического опыта. Курс «Информационные технологии» изучается совместно с курсом «Основы информатики и вычислительной техники». Это позволяет продолжить начатое базовым курсом информатики изучение учащимися основных содержательных линий предмета и углубить знания по следующим образовательным линиям:
Информационные технологии — технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии.
Компьютерные коммуникации — информационные ресурсы глобальных сетей; организация и информационные услуги сети Интернет.
Совместное изучение двух курсов вооружает учащихся навыками, которые могут и используются ими при изучении различных предметов для создания презентаций, докладов и сообщений по предметам, используя средства Интернета и компьютера.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что за счёт увеличения количества часов на изучение разделов программы, дети приобретают устойчивые практические навыки работы на компьютере, которые в дальнейшем они используют на различных уроках (готовят презентации уроков, ищут дополнительный материал в Интернете к урокам и внеклассным мероприятиям, готовят рефераты). Программа рассчитана на детей 5-7-х классов и позволяет применять метод опережающего обучения. Дети изучают разделы информатики, которые в школе они будут изучать только в старших классах.
Изучение ключевых тем курса завершается созданием учащимися творческих проектов. Применение проектного метода способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции, умению сотрудничать; развивает критическое и аналитическое мышление, умение искать пути решения поставленной задачи; развивает у учащихся исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать.
Связь с общим образованием и предметными областями.
Данная программа предполагает связь с общим образованием по предметным областям таким как, математика (работа в электронных таблицах), физика (проведение экспериментов в электронных таблицах), химия (работа в электронных презентациях), ИЗО (компьютерная графика), МХК (презентации и работа в текстовом редакторе), английский язык (работа со словарями и программами - переводчиками) и другими предметами, т.к. во всех предметных дисциплинах нужна дополнительная информация (работа в Интернете) и красочное, понятное и наглядное представление изучаемых тем, которое достигается путём создания электронных презентаций.
Организационно-педагогические основы обучения.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Группа 1-ого года обучения - 12 человек,
Группа 2-го года обучения - 10-12 человек.
Этапы реализации программы
Реализация программы осуществляется в течении 2-х лет.
В первый год обучения дети получают основу знаний о работе на ПК, прикладных программах и информационных технологиях. Отрабатывают навыки по созданию различных компьютерных документов. Знакомятся с миром Интернета и его услугами. Осваивают технологию создания проектов.
На втором году обучения обучающиеся расширяют и углубляют свои знания о работе ПК, информационных технологиях, знакомятся с некоторыми профессиями и, используя полученные навыки, учатся применять возможности этих технологий для работы различных профессий.
Возрастные психолого-педагогические характеристики обучающихся.
Подростковый возраст (12-13 лет)
В этот период формируется автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности и значимости. Подросток находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.
У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.
Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.
Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.
Несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления.
В начале подросткового возраста у ребенка появляются и усиливаются стремление быть похожим на старших. Самый легкий способ достичь цели "быть как взрослый" состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу.
Для мальчиков подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденции подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. Но наряду с этим большая впечатлительность, частая смена увлечений приводит к тому, что дети переходного возраста оказываются не в состоянии сами направлять работу по самовоспитанию.
Эти положительные и отрицательные факты в самовоспитании говорят о том, что в подростковом возрасте еще необходима продуманная организация этого процесса.
В юношеском возрасте углубляется процесс осознания качеств личности.
По мере осознания значимости моральных качеств, роли самовоспитания в жизни человека и у школьников повышается интерес к работе над собой, формируются более устойчивое осознано-эмоциональное отношение к нравственному совершенствованию личности. Самовоспитание становится поэтому все более значимым фактором усвоения школьниками нравственных норм и принципов. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками и друзьями, поэтому помощь и забота ориентированны в большей степени на сверстников.
К концу подросткового периода появляется потребность в близком друге, и возникают особые нравственные требования: взаимопомощь, взаимовыручка, дружба, помощь в трудную минуту. Этим понятиям отводиться ведущая роль.
Отношения к учебе в различные школьные периоды меняется. В подростковом возрасте дети стремятся к самостоятельности и взрослости, поэтому у них значительно снижается зависимость от убеждений взрослых.
В ранней юности школьники способны уже принимать решения и делать самостоятельный выбор. У них начинают формироваться свои собственные убеждения. Для подросткового периода характерно стремление ребенка поскорее стать взрослым, что изменяет отношения подростка с окружающими людьми. А начинается этот этап с подражания внешним атрибутам взрослости. Сюда входят: манера поведения, особый лексикон и т.д. В поведении подростка возникают новые поступки - курение и грубость, но они расцениваются как отрицательные.
С окончанием подросткового возраста изменяются и нравственные убеждения. Те качества и поступки, которые, были значимы в подростковом возрасте, становятся для юношей и девушек менее важными. Ранний юношеский возраст связан с нахождением ответа на вопрос: "каким быть?". Наиболее неприемлемыми поступками в этом возрасте дети считают ложь и оскорбления по отношению к другим людям.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Юношеский возраст (14лет)
Актуальным в этот период становятся «жизненные ниши», сотрудничество с людьми, профессиональное самоопределение.
Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты "детскости", приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку. Дружеские отношения играют важную роль для подростков. Этот период является таким временем жизни, когда развиваются необычно близкие дружеские привязанности.
Сверстник начинает интересоваться уже не как хороший или плохой соучастник конкретного дела, но сам по себе, как самоценность, как человек с определенными душевными, внутренними качествами. Подросток отчетливо сознает и проводит грань между просто товарищем и другом, которому единство можно довериться.
Состав и структура микрогрупп в этом возрасте меняется, в связи с ростом интимности общения число участников уменьшается.
Таким образом, во внешней деятельности главным для подростка становиться общения, тесная дружба со сверстниками.
Чрезвычайно важные перемены по сравнению с подростковым возрастом происходят в юношеский период. В развитии нравственного сознания, с возрастом растет устойчивость индивидуальных предпочтений.
Повышение устойчивости дружеского выбора и отношений, вероятно, объясняется более общим процессом стабилизации с возрастом предпочтений и интересов. Но это может быть связано также с большой осознанностью собственных эмоциональных состояний.
Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма "психотерапии", позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.
Ведущая деятельность учебно-профессиональная.
Благодаря программе «Интел Путь к успеху» школьникам будет намного проще решать проблемы различного рода: домашние проблемы, а также проблемы, связанные со своими друзьями или одноклассниками. Дети становятся более открытыми, они с интересом в глазах принимаются за новые задания, им нравится сам процесс выполнения задания.
Режим работы творческого объединения
1-ый год обучения рассчитан на 144 часа: по 2 занятия в неделю, по 2часа.
2-ой год обучения рассчитан на 216 часов: по 2 занятия в неделю, по 3 часа.
Всего в год проводится 72 занятия. Наполняемость группы 1-ого года обучения 12 - 15 человек, второго года – 10 – 12.
Педагогические условия реализации программы.
Программа построена на принципах:
Наиболее общим принципом организации работы объединения, является массовость и добровольность в выборе форм и направлений этих занятий.
Принцип единства и взаимосвязи учебно-воспитательного процесса обеспечивает единство практических, развивающих и воспитательных целей.
Любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имеет общественную направленность, чтобы они видели необходимость и полезность для общества дела, которым они занимаются.
Опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.
Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация, планирование учебно-воспитательных задач, оценка достигнутых результатов, всесторонний анализ проведенной работы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, при котором учитываются как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.
Принципы обучения
1.Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей.
2.Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
3.Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Педагогические технологии.
Данная программа предусматривает использование таких педагогических технологий, как, проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, технология саморазвития, здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления, личностно – ориентированная, творческая мастерская и технологии проектов.
Формы и методы.
Форма занятий – комбинированная, что позволяет длительное время поддерживать работоспособность учеников.
Форма занятия: Получение новых знаний и умений + практическая работа + обсуждение + выставка.
Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства максимально учитывают индивидуальные особенности школьника и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.
Поэтому используются дидактические игры: технические диктанты, «Мозговые атаки»,
«аукционы идей», уроки –конкурсы, обсуждение и выбор лучших работ, демонстрация и защита своих работ, викторины, КВН, деловые игры, Бит (беседа, игра, творчество) -урок.
Использование учащихся для контроля.
Методы обучения:
Наглядные
Игра
Наблюдение
Объяснительные.
Педагогический контроль.
Методы контроля результатов обучения, используемые мной в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером". "Проверка за столом" включает методы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические методы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).
Устный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, дети могут приступить к работе на ПК. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.
Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.
Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание основных операций над фрагментом рисунка или текстового документа. Очень продуктивной оказалась работа с творческими группами на практических работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, дети учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль, т.к. у учеников имеется таблица критериев оценки. Программа предусматривает использование форм и методов системно- результативного контроля деятельности, исследовательскую работу ребят, участие в защитах, конкурсах, выставках. Каждая выполненная работа выставляется на обсуждение учащихся и её защиту с использованием электронной презентации.
Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы.
Учебная программа первого года обучения разбита на следующие разделы:
Знакомство с курсом 2 часа
Графика 28 часов
Работа с текстом 24 часа
Работа с числовой информацией 30 часов
Работа с мультимедиа 20 часов
Интернет 14 часов
Работа с проектом 26 часов
Тематический план занятий 1-ого года обучения
Название этапа
Общее количество часов на этап
Теория
Практика
Знакомство с курсом
2
1
1
Графика
28
10
18
Работа с текстом
24
12
12
Работа с числовой информацией
30
12
18
Работа с мультимедиа
20
8
12
Интернет
14
6
8
Работа с проектом
26
10
16
Итого
144
59
85
Содержание образовательной программы 1-ого года обучения:
Раздел - Знакомство с курсом (2ч)
Теоретические сведения (1ч): Как устроен учебник и справочник «Практическое руководство», основы работы на ПК, правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе
Практическая работа (1ч): Игра «Найдите кого – то, кто…», работа со стендом «правила техники безопасности», работа со справочником «Практическое руководство»
Раздел – Графика (28ч)
Теоретические сведения (10): Представление графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.
Практическая работа (18): Создание:
почтовой марки, отражающей достопримечательности нашего села,
фонового рисунка для компьютера, рекламирующего работу творческих объединений нашей школы,
почтовой открытки, на которой изображаются знаменитые места нашего села,
знаков, которые хотят видеть дети в нашем селе,
карты – путеводителя по селу,
презентации своей лучшей работы.
Выставка лучших работ и их обсуждение
Раздел - Работа с текстом (24 ч)
Теоретические сведения (12): Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.
Практическая работа (12): Создание:
объявления – приглашения на мероприятие, которое состоится в нашем селе или школе,
визитной карточки творческого объединения школы или клуба,
справочника села
календаря знаменательных дат школы и села,
статьи о талантливом ученике нашей школы, любимом учителе или о знаменитом жителе села,
презентации своих лучших работ
Выставка лучших работ и обсуждение работ
Раздел – Работа с числовой информацией (30ч)
Теоретические сведения(12): Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
Практическая работа (18): Создание:
Адресной книги членов творческого объединения «технологии и местное сообщество»,
Социологического опроса на выявление лучшего учителя школы, любимого фильма или выявления наиболее значимой проблемы села или школы,
Информационного справочника о транспорте села,
Статистических данных.
Бюджета питания в школьной столовой
Презентации лучших работ
Показ и обсуждение лучших работ
Раздел - Работа с мультимедиа (20 ч)
Теоретические сведения (8): Способы представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.
Практическая работа(12): Создание:
Рекламы школьного творческого объединения, мероприятия
Шкалы времени,
Образца для подражания,
Программы новостей,
Представления о талантливом человеке села,
Презентации лучших работ
Демонстрация лучших работ
Раздел – Интернет (14 ч)
Теоретические сведения (6): Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW).Публикации в WWW. Поиск информации. Электронная почта.
Практическая работа (8):
Знакомство с инструментами окна обозревателя,
Поиск информации по адресам сайтов,
Поиск информации с помощью поисковых систем,
Игра «Найди самого …»
Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, составление почтового сообщения и отправка сообщений)
Раздел – работа с проектом (26ч)
Теоретические сведения (10): Понятие проекта, планирование проекта, требования к проекту.
Практическая работа (16):
составление эскизов слайдов для презентации проекта,
подбор материала для проекта,
исследование проблемы и оформление эскизов социологических опросов,
утверждение плана презентации проекта,
создание презентации
защита проекта
Предполагаемый результат ЗУН
Ожидаемые результаты 1-ого года обучения:
Учащиеся должны знать:
возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
технологию создания и редактирования графических объектов.
основные объекты текстовых документов и их параметры;
технологию создания и редактирования текстового документа;
технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
технологию форматирования текста.
назначение табличного процессора, его команд и режимов;
объекты электронной таблицы и их характеристики;
технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
правила записи, использования и копирования формулы, функции.
Назначение диаграммы и технологию создания диаграммы.
назначение и функциональные возможности Power Point;
объекты и инструменты Power Point;
технологию настройки Power Point;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации.
понятие мультимедиа-технология;
назначение и роль Интернета в развитии общества;
назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;
назначение электронной почты
этапы создания мультимедийного проекта;
технологию работы в различных программных средах.
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать любой графический объект;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.
создавать и редактировать текстовый документ;
владеть операциями редактирования текста;
владеть операциями форматирования текста;
подготавливать текст к печати.
создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;
редактировать любой фрагмент электронной таблицы;
записывать формулы и использовать в них функции.
создать слайд;
изменить настройки слайда;
создать анимацию текста, изображения;
вставить в презентацию звук и видеоклип;
настроить анимацию клипа;
создавать управляющие кнопки;
создавать презентацию из нескольких слайдов;
пользоваться Сортировщиком слайдов.
работать в браузере;
искать информацию по известным адресам с помощью поисковых систем;
регистрироваться на сайте, создавать свой почтовый ящик
работать с сообщениями
выбирать тему проекта и описывать проблему;
составлять план работы над проектом;
подбирать и систематизировать материал в соответствии с выбранной темой проекта;
подбирать программный инструментарий для создания проекта;
создать проект, используя освоенные в курсе программные среды и технологию работы в них;
защитить проект.
Содержание образовательной программы 2-ого года обучения
Учебная программа второго года обучения разбита на следующие разделы:
Знакомство с курсом – 6 часов
Компьютер – помощник учителя 29 часов
Компьютер – помощник врача 40 часов
Компьютер – помощник инженера 38 часов
Компьютер – помощник предпринимателя 68 часов
Презентация - 10 часов
Проект - 16 часов
Интернет - 9 часов
Тематический план занятий 2-ого года обучения
Название этапа
Общее количество часов на этап
Теория
Практика
Знакомство с курсом
6
4
2
Компьютер – помощник учителя
29
14
15
Компьютер – помощник врача
40
18
22
Компьютер – помощник инженера
38
18
20
Компьютер – помощник предпринимателя
68
33
35
Презентация
10
4
6
Проект
16
6
10
Интернет
9
2
7
Итого
216
99
117
Раздел – Знакомство с курсом (6ч)
Теоретическая часть (4ч): введение, как устроен учебник, основы работы на ПК, правила техники безопасности, повторение пройденного за 1-ый год обучения, как работать с практическим руководством.
Практическая часть (2ч): игра «Найди кого–то, кто…», поиск в Интернете, разработка правил поведения, работа со стендом по правилам техники безопасности.
Раздел – Компьютер – помощник учителя (29ч)
Теоретическая часть(14ч): Знакомство с профессией учителя, компьютерные технологии в работе учителя. Расширение и углубление знаний по теме графика, обработка текстовой информации, электронные таблицы. Работа в программе Publisher (технология создания бюллетеня, буклета). Колонтитулы. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Практическая часть(15ч) создание:
Диплома,
Расписания уроков,
Информационного бюллетеня,
Презентации о работе учителя.
Демонстрация работ и выбор лучшей работы.
Раздел – Компьютер – помощник врача (40ч)
Теоретическая часть(18ч): Знакомство с профессией врача, Поиск информации о работе врачей сельской больницы, информация о знаменитых врачах нашей страны и мира. Компьютерные технологии в работе врача. Расширение и углубление знаний по теме графика, обработка текстовой информации, электронные таблицы, мультимедийные презентации и правила работы в Интернете.
Практическая часть(22ч) создание:
Формы анкетирования,
Пиктограммы, отражающей отношение людей к различным проблемам здравоохранения,
Интерактивной диаграммы о том как заботиться о здоровье различных частей тела и отдельных органов,
Публичного выступления,
Презентации для публичного выступления.
Публичное выступление с демонстрацией презентации.
Раздел – Компьютер – помощник инженера (38ч)
Теоретическая часть(18ч): Знакомство с профессией инженера. Поиск информации о работе инженера. Различные виды инженеров. Компьютерные технологии в работе инженера. Расширение и углубление знаний по теме графика, обработка текстовой информации, электронные таблицы, мультимедийные презентации.
Практическая часть(22ч) создание:
Плана этажа здания, которое они хотят построить,
Иллюстрации – картинки того, как будет выглядеть здание по окончании строительства,
Бизнес – плана, в котором рассматривается стоимость и сроки выполнения проекта,
Многостраничной заявки,
Презентации своих работ.
Демонстрация презентаций.
Раздел – Компьютер – помощник предпринимателя (68ч)
Теоретическая часть(33ч): Знакомство с профессией предпринимателя. Поиск информации о работе предпринимателя. Менеджера от предпринимателя
Компьютерные технологии в работе предпринимателя. Расширение и углубление знаний по теме графика, обработка текстовой информации, электронные таблицы, мультимедийные презентации, электронная почта. Как открыть свой бизнес. Технологию создания сайтов.
Практическая часть(35ч) создание:
Логотипа и фирменного бланка,
Финансового плана, который позволит определить, сколько денег потребуется, чтобы начать свой бизнес и сколько времени потребуется на то, чтобы этот бизнес начал приносить доход.
Буклета, в котором отражаются услуги и продукты, которые будут составлять бизнес.
Веб – сайта, который рекламирует услуги и продукты бизнеса
Презентации.
Демонстрация работ и их обсуждение.
Раздел – Презентации (10ч)
Теоретическая часть(4ч): Расширить и углубить знания о назначении и функциональных возможностях Power Point; объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации; технологию работы с каждым объектом презентации, переходы между слайдами, вставка звука, музыки и видео на слайды.
Практическая часть(6ч) создание:
Фотоальбома на память,
Презентацию о выполненных работах.
Раздел – Проект (16ч)
Теоретическая часть(6ч): Расширение и углубление знаний о проекте, планировании проекта, требованиях к проекту. Композиция и монтаж.
Практическая часть(10ч):
выбор проблемы для создания проекта
подбор материала для проекта,
исследование проблемы и оформление эскизов социологических опросов,
утверждение плана презентации проекта,
создание презентации
защита проекта
Раздел – Интернет (9 ч)
Теоретические сведения (2ч): Расширение и углубление знаний о локальных и глобальных компьютерных информационных сетях. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Публикации в WWW. Поиск информации. Электронная почта. Архивирование и разархивирование. Сайт и его объекты
Практическая работа (7ч):
Знакомство с инструментами окна обозревателя,
Поиск информации по адресам сайтов,
Поиск информации с помощью поисковых систем,
Игра «Найди самого …»
Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, составление почтового сообщения и отправка сообщений).
Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программ-архиваторов.
Прогноз результативности
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
особенности растровой и векторной графики;
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
технологию создания и редактирования графических объектов.
Области применения компьютерной графики
Понятие о кодировке цвета, видеопамяти
основные объекты текстовых документов и их параметры;
технологию создания и редактирования текстового документа;
технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
технологию форматирования текста.
Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Способы представления текстовой информации в памяти ПК
назначение табличного процессора, его команд и режимов;
объекты электронной таблицы и их характеристики;
технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
основные функции (математические и статистические)
графические возможности табличного процессора
типы данных в электронной таблице
правила записи, использования и копирования формулы, функции.
назначение и функциональные возможности Power Point;
объекты и инструменты Power Point;
технологию настройки Power Point;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации
понятие мультимедиа-технология;
назначение и роль Интернета в развитии общества;
назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;
скорость передачи данных
архивирование и разархивирование файлов
информационные услуги компьютерных сетей: файловые архивы, телеконференции
различие между локальной и глобальной сетью
назначение модема
этапы создания мультимедийного продукта;
технологию работы в различных программных средах.
Представление о профессии учителя
Представление о профессии врача
Представление о профессии инженера
Представление о профессии предпринимателя
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать любой графический объект;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.
Сохранять рисунки на диске и загружать их с диска, выводить на печать
создавать и редактировать текстовый документ;
владеть операциями редактирования текста;
владеть операциями форматирования текста;
подготавливать текст к печати.
Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать
создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;
редактировать любой фрагмент электронной таблицы;
осуществлять расчёты по готовой электронной таблице
открывать готовую электронную таблицу
записывать формулы и использовать в них функции.
создать слайд;
изменить настройки слайда;
создать анимацию текста, изображения;
вставить в презентацию звук и видеоклип;
настроить анимацию клипа;
создавать управляющие кнопки;
создавать презентацию из нескольких слайдов;
пользоваться Сортировщиком слайдов.
работать в браузере;
искать информацию по известным адресам с помощью поисковых систем;
осуществлять обмен информацией с рабочими станциями сети
работать с программой-архиватором
выбирать тему проекта и описывать проблему;
составлять план работы над проектом;
подбирать и систематизировать материал в соответствии с выбранной темой проекта;
подбирать программный инструментарий для создания проекта;
создать проект, используя освоенные в курсе программные среды и технологию работы в них;
защитить проект.
Объяснять применение ПК в работе учителя
Объяснять применение ПК в работе врача
Объяснять применение ПК в работе инженера
Объяснять применение ПК в работе предпринимателя
Результативность усвоения программы происходит с помощью защиты, обсуждения, выставок и выбора лучших работ
Методическое обеспечение программы:
Условия по организации образовательного процесса:
При работе на данном занятии создаются условия для формирования у учащихся навыков по определению новых вопросов по неизученной, но знакомой из жизни теме.
При использовании данной технологии каждый учащийся опирается в своих суждениях на собственный багаж знаний и приобретённый опыт. Технология критического мышления способствует выработке уважения к взглядам и умозаключениям других людей, а также воспитанию взаимоуважения.
Данная технология воспитывает уважение к самому себе: учащийся наглядно видит, как его мысли гармонично дополняют мысли других и тем самым позволяют более многогранно осветить тот или иной вопрос. Как это не звучит странно, но данная технология, возвышая мнение отдельной личности, возвышает значение всего коллектива в целом. Потому что из разрозненных крупинок информации создаётся истина данного вопроса.
Педагог нужен, чтобы побудить остальных учащихся к деятельности.
Для выполнения заданий ребёнок получает план выполнения заданий и у него есть критерии оценки его работы, которых он придерживается при выполнении задания.
Использование на занятиях дидактических игр, способствует реализации всех ведущих функций обучения (образовательной, развивающей и воспитательной), а также способствует активизации мыслительной деятельности и формированию познавательных интересов.
Реализация образовательного процесса основывается на идее фасилитационного подхода, т.е. учителю отводится роль координатора, он создаёт благоприятные условия для самостоятельного обучения, стимулирует его любознательность и активизирует его познавательные мотивы. Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, используя дополнительную литературу, практическое руководство и помощь товарищей.
Обучение происходит так: ребёнок собирает информацию о продукте, используя помощь учителей, родителей и справочных материалов, а затем выполняет практическую работу на компьютере, проявляя своё творчество и фантазию, но придерживается разработанным критериям оценки работ, затем происходит обсуждение работ, где дети учатся давать объективную оценку работам своих товарищей и выбирают лучшие работы. Это помогает реализовать все ведущие функции обучения (образовательную, развивающую и воспитательную), способствует активизации мыслительной деятельности и формированию широких познавательных интересов, развивает толерантность и критическое мышление, помогает им жить в коллективе.
Оценивание деятельности ребёнка
Педагог не даёт оценку ученику, оценка даётся самим учеником и его товарищами согласно разработанным критериям. Это особенно актуально и применительно к развитию коммуникативных и творческих навыков и умений.
Учебно – методический комплект:
1-ый год обучения
Игры-упражнения:
Пятнашки
Пазлы
Кроссворды
Правила по технике безопасности
Обучающие и развивающие программы
Клавиатурные тренажёры,
графический и текстовый редактор,
электронная таблица,
электронные презентации
Самоучители работы на ПК
Творческие задания:
Создание почтовых марок и открыток
Создание фонового рисунка для ПК
Создание объявления, знака – указателя
Создание карты села
Создание визитной карточки
Создание справочника села
Создание календаря мероприятий школы, на какой – то месяц
Создание статьи о жителе села
Создание адресной книги участников творческого объединения
Проведение и оформление социологического опроса
Сбор информации о транспорте села и создание таблицы, отражающей эту информацию
Оформление статистических данных о любимом виде спорта или любимом кино
Составление и расчёт бюджета питания в школьной столовой
Создание рекламы для творческих объединений школы
Создание шкалы времени, отражающей историю села или школы или семьи
Сбор материала о своём идеале и создание мультимедийной презентации о нём
Создание программы новостей для школы
Создание презентации о талантливом ученике нашей школы
Создание проекта «Будущее села» или «История села», «Народные умельцы села» или «Односельчане – участники Вов»
2-ой год обучения
Развивающие игры:
Тренировка внимания,
дизайнеры одежды,
ребусы,
кроссворды.
Физкультминутки
правила техники безопасности
Обучающие программы
клавиатурные тренажёры,
самоучители работы на ПК и в Интернете
Творческие задания:
Создание диплома
Создание ведомости оценок
Создание расписания уроков
Создание информационного бюллетеня для родителей
Создание анкеты, её проведение и оформление результатов анкетирования
Создание интерактивной диаграммы о том, как заботиться о своём здоровье
Создание презентации для сопровождения доклада врача
Создание плана этажа
Создание иллюстрации фасада нового здания
Составление бизнес плана
Составление многостраничной заявки на осуществление строительства
Создание логотипа и фирменного бланка фирмы
Составление финансового плана
Подбор материала и оформление рекламного буклета
Создание Веб-сайта компании
Создание портфолио с лучшими образцами выполненных работ
Создание проекта «Компьютер – помощник», «Бизнес – план», «Доступ к Интернет», «Профессиональная ориентация» или «Миграция рабочей силы».
Правила по технике безопасности
Входить в класс без разрешения учителя Приходить в класс в грязной обуви и одежде, с грязными вещами
Приносить с собой хлеб, орешки, конфеты, семечки и т.д
Жевать жвачку при работе за компьютером Приходить в класс с грязными руками
Нарушать дисциплину
Нажимать на любые клавиши без разрешения учителя
Трогать экран монитора
Трогать провода, подведённые к компьютеру
Без перерыва работать за компьютером более:
класс – 10 мин
5 класс – 15 мин
6-7 класс – 20 мин
Учащимся,
имеющим очки для постоянного ношения, - необходимо работать в очках;
Следи за тем, чтобы линия взора приходилась на центр экрана;Внимательно слушай объяснение учителя, старайся понять цель и последовательность действий. В случае необходимости обращайся к преподавателю.
Не держи на рабочем месте посторонние предметы
Не входи в класс в мокрой одежде и с грязными рукамиНа клавиатуре работай чистыми руками.
Плавно нажимай на клавиши, не допускай резких ударов.
Нажатие на клавишу должно быть легким, кратковременным.
Следи за исправностью аппаратуры
Немедленно прекрати работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно доложи об этом учителю.
Обязательно мой руки после работы на клавиатуре
Не передвигайся по кабинету без разрешения учителя.Не вставай со своего места, когда в кабинет входят посетители.
Содержи рабочее место в порядке,
Во время работы нужно грамотно выполнять перечисленные правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы избежать несчастных случаев и успешно овладеть знаниями, умениями, навыками.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Правила по технике безопасности
Компьютерный класс 11 компьютеров
Подключение к Интернет
Колонки
Мультимедийный проектор
Сканер
Принтер
Инсталляционные пакеты следующих программ:, MS Windows XP, , MS Oficce 2003, Kasperski Antivirus, Adobe Acrobat Reader, ACDSee,
Работа с родителями
Цель работы – привлечь родителей к решению проблем школы и проблемам детей и их воспитания.
Формы работы:
Коллективная – родительские собрания, информация об успехах, требованиях.
Индивидуальная – беседы, консультации, посещения на дому, посещение занятий
1.Закон поднятой руки.
2.Прежде чем доказывать свою точку зрения - выслушать другую.
3.Помогать друг другу, если просят помощи.
4.Не отвлекаться и не отвлекать других.
Использование таблицы критериев оценки.
Сравнение уровней «Соответствует требованиям» и «Приближается к требованиям».
Соответствует требованиям
Приближается к требованиям
В работе оригинальный дизайн, иллюстрирующий тему праздника цветов.
Выполнены все пять обязательных элементов раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы.
Для создания работы использованы технические навыки, включая печатание текста, изменение шрифта, размера, цвета, стиля и выравнивания текста и добавление границы страницы.
Выбор цветов, размера шрифтов и других элементов соответствует характеру информации, содержащейся в объявлении, но отсутствует информация о месте проведения праздника.
Большую часть времени группа (пара) работала вместе, помогая друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу.
Оригинальность
Обязательные элементы
Технические навыки
Выразительность
Сотрудничество
Заголовок объявления частично скопирован с иллюстрации в учебнике.
Выполнена большая часть, но не все обязательные элементы раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы.
Технические навыки были использованы для создания работы, но некоторые необходимые для этой работы навыки не продемонстрированы или нуждаются в совершенствовании, как, например, изменение размера текста в Word Art.
В объявлении отсутствует важная информация о событии, включая дату, место проведения и что ожидает посетителей. Размеры шрифтов, цвета и другие детали нуждаются в улучшении.
Группа (пара) работала вместе и помогала друг другу не всегда. Один человек выполняет большую часть работы.
Использование таблицы критериев оценки.
Сравнение уровней «Превышает требования» и «Соответствует требованиям».
Превышает требования
Соответствует требованиям
Работа высоко оригинальна,
использовано уникальное
сочетание изобразительных
средств, творчески иллюстрирующих тему праздника цветов.
Выполнены все пять обязательных элементов раздела «Проверка». Один из элементов «Дополнительных возможностей» выполнен полностью, второй частично.
Для создания работы использованы множество технических навыков, включая печатание текста, изменение шрифта, размера, цвета, стиля, выравнивания текста, добавление границ и текстовых полей.
Цвета, размеры шрифтов и другие элементы точно соответствуют характеру информации, содержащейся в объявлении.
Группа (пара) постоянно работала вместе, ребята помогали друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу.
Оригинальность
Обязательные элементы
Технические навыки
Выразительность
Сотрудничество
В работе использован оригинальный дизайн, иллюстрирующий тему праздника цветов.
Выполнены все пять обязательных элементов раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы.
Для создания работы использованы технические навыки, включая печатание текста, изменение шрифта, размера, цвета, стиля и выравнивания текста и добавления границы страницы.
Выбор цветов, размера шрифтов и других элементов соответствует характеру информации, содержащейся в объявлении, но отсутствует информация о месте проведения праздника.
Большую часть времени группа (пара) работала вместе, помогая друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу.
Литература
А.М. Баннов «Технологии и профессии» (книга для ученика 2-ого года обучения) Интел 2006.
Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2002.
Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. — СПб.: Питер, 2003.
Марк Герман «Технологии и местное сообщество» (книга для ученика 1-ого года обучения) Интел 2006.
Программы образовательных учреждений. Информатика. — М.: Просвещение, 2002.
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 7-9 кл. — М.: БИНОМ, 2001.
Программа « Путь к успеху» (книга для учителя) Интел 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ