Рабочая программа по информатике 4 класс УМК «Школа России» ФГОС
Рабочая программа
по информатике
4 класс
УМК «Школа России» ФГОС
Учитель начальных классов: Авчинникова А.В.
МКОУ Червленовская СОШ
Волгоградская обл., Светлоярский р-он, с. Червленое
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ: Рабочие программы 1-4 классы – М. Баласс, 2011.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю – 34 часа
Из них:
контрольных работ – 4
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений.
-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивание собеседника и ведение диалога;
-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Тематическое планирование по информатике
№ п/п
Тема раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика учебной деятельности
Дата
Домашнее
задание
по плану
по факту
1.
Алгоритмы.
/9ч/
Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»).
1
Составлять и записывать вложенные алгоритмы.
Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.
Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.
1 нед.
№ 3
2.
Ветвление в построчной записи алгоритма
(команда «Если – то – иначе»).
1
2 нед.
№ 5,7
3.
Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»).
1
3 нед.
№ 10
4.
Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»).
1
4 нед.
№ 15
5.
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»).
1
5 нед.
№ 20,21
6.
Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы».
1
6 нед.
№ 24
7.
Контрольная работа по теме «Алгоритмы».
1
7 нед.
8.
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
8 нед.
№ 28
9.
Повторение.
1
9 нед.
№ 30
10.
Группы (классы) объектов.
/8ч/
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»).
1
Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).
Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).
Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.
Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).
10 нед.
№ 3, 4
11.
Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»).
1
11 нед.
№ 9
12.
Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один»).
1
12 нед.
№ 11, 15
13.
Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»).
1
13 нед.
№ 18, 21
14.
Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты».
1
14 нед.
№ 16, 25, 27
15.
Контрольная работа по теме: «Объекты».
1
15 нед.
16.
Анализ работы. Работа над ошибками.
1
16 нед.
№ 30, 33
17.
Повторение.
1
17 нед.
№ 35, 38
18.
Логические рассуждения.
/10ч/
Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»).
1
Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.
Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.
Строить и описывать пути в графах.
Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.
18 нед.
№ 6
19.
Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»).
1
19 нед.
№ 9
20.
Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»).
1
20 нед.
№ 12
21.
Пути в графах («Путешествие по графу»).
1
21 нед.
№ 16, 17
22.
Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части».
1
22 нед.
№ 19
23.
Правило «Если – то».
1
23 нед.
№ 20, 21
24.
Схема рассуждений («Делаем выводы»).
1
24 нед.
№ 25
25.
Подготовка к контрольной работе.
1
25 нед.
№ 25
26.
Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»
1
26 нед.
27.
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
27 нед.
№ 26, 27
28.
Применение моделей (схем) для решения задач.
/7ч/
Составные части объектов. Объекты с необычным составом.
1
Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями.
Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов.
Придумывать и описывать объекты с необычными признаками.
Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.
Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.
28 нед.
№ 5
29.
Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»).
1
29 нед.
№ 8, 9
30.
Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»).
1
30 нед.
№ 10, 13
31.
Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»).
1
31 нед.
№ 16, 19
32.
Подготовка к контрольной работе.
1
32 нед.
№ 23, 25
33.
Контрольная работа по теме «Модели в информатике»
1
33 нед.
34.
Анализ контрольной работы. Повторение.
1
34 нед.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ