Рабочая программа по информатике (УМК Угриновича Н.Д.) для 8 класса


«Утверждаю»

Директор школы

___________О.В.Клименко

«____»___________2011 г.





Муниципальное образовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»

Чистоозерного района Новосибирской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ


Программы базового курса «Информатика и ИКТ»

для основной школы профессора Н.Д. Угриновича.


(8 класс) 34 часа













Учитель информатики:

Клименко Валентина Васильевна





2011 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) профессора Н.Д. Угриновича.


Информатика, как наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни.

Федеральный компонент государственного стандарта образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю всего за год – 35 часов.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 4.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

- программный принцип работы компьютера;

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором и т.д.); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных технологий;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержание учебного курса

Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

Коммуникационные технологии (17 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор WеЬ-страниц.










Календарно-тематическое планирование учебного материала

по информатике и ИКТ 8 класс 2010-2011 уч.год

по программе Н.Угриновича 34 часов в год



всего в году - 35 часов, в неделю 1 час

плановых контрольных работ – 4

практических работ - 17

Планирование осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика. 7 класс».


Учебник: Информатика и ИКТ, Угринович Н.Д.: учебник для 7 класса







п\п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание.

Подготовка к ЕГЭ

план

факт


Глава 1. Информация и информационные процессы


9




1

1.1

Правила техники безопасности. Информация в живой и неживой природе. Информация в обществе и технике.

1




2

1.2

Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности».

1




3

1.3

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1




4

1.4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1




5

1.5

Количество информации.

Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации»

1




6

1.6

Определение количества информации.


1




7

1.7

Алфавитный подход к определению количества информации.


1




8

1.8

Решение задач по теме «Количество информации».

1




9

1.9

Контрольная работа № 2 «Количество информации».

1




Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7




10

2.1

Устройство компьютера.

Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

1




11

2.2

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1




12

2.3

Программное обеспечение компьютера.


1




13

2.4

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

1




14

2.5

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

1




15

2.6

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1




16

2.7

Контрольная работа № 3 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1




Глава 3. Коммуникационные технологии

17




17

3.1

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

1




18

3.2

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

1




19

3.3

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

1




20

3.4

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 10 «География Интернета».

1




21

3.5

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

1




22

3.6

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

1




23

3.7

Файловые архивы.

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

1




24

3.8

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1




25

3.9

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

1




26

3.10

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1




27

3.11

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1




28

3.12

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1




29

3.13

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1




30

3.14

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1




31

3.15

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1




32

3.16

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1




33

3.17

Контрольная работа № 4 «Коммуникационные технологии».

1




34-35


Повторение

2






Литература

  1. Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  2. Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  3. Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ