Рабочая программа по информатике (УМК Угриновича Н.Д.) для 8 класса
«Утверждаю»
Директор школы
___________О.В.Клименко
«____»___________2011 г.
Муниципальное образовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
Программы базового курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы профессора Н.Д. Угриновича.
(8 класс) 34 часа
Учитель информатики:
Клименко Валентина Васильевна
2011 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 класса разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) профессора Н.Д. Угриновича.
Информатика, как наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни.
Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю всего за год – 35 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 4.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором и т.д.); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
Коммуникационные технологии (17 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор WеЬ-страниц.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по информатике и ИКТ 8 класс 2010-2011 уч.год
по программе Н.Угриновича 34 часов в год
всего в году - 35 часов, в неделю 1 час
плановых контрольных работ – 4
практических работ - 17
Планирование осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика. 7 класс».
Учебник: Информатика и ИКТ, Угринович Н.Д.: учебник для 7 класса
№ п\п
Наименование раздела и темы
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечание.
Подготовка к ЕГЭ
план
факт
Глава 1. Информация и информационные процессы
9
1
1.1
Правила техники безопасности. Информация в живой и неживой природе. Информация в обществе и технике.
1
2
1.2
Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности».
1
3
1.3
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
1
4
1.4
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
1
5
1.5
Количество информации.
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации»
1
6
1.6
Определение количества информации.
1
7
1.7
Алфавитный подход к определению количества информации.
1
8
1.8
Решение задач по теме «Количество информации».
1
9
1.9
Контрольная работа № 2 «Количество информации».
1
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
7
10
2.1
Устройство компьютера.
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
1
11
2.2
Файлы и файловая система.
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
1
12
2.3
Программное обеспечение компьютера.
1
13
2.4
Графический интерфейс операционных систем
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
1
14
2.5
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
1
15
2.6
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
1
16
2.7
Контрольная работа № 3 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
1
Глава 3. Коммуникационные технологии
17
17
3.1
Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.
1
18
3.2
Локальные компьютерные сети.
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
1
19
3.3
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
1
20
3.4
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Практическая работа № 10 «География Интернета».
1
21
3.5
Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
1
22
3.6
Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
1
23
3.7
Файловые архивы.
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
1
24
3.8
Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
1
25
3.9
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
1
26
3.10
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.
1
27
3.11
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.
1
28
3.12
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
1
29
3.13
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
30
3.14
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
31
3.15
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
32
3.16
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
33
3.17
Контрольная работа № 4 «Коммуникационные технологии».
1
34-35
Повторение
2
Литература
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008
Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ