Рабочая учебная программа основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
«Рассмотрено»
на заседании кафедры
Протокол №
от «___» ___________ 2013 г.
Зав.кафедрой
_____________/ Трухачева С.В./
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
__________ / Жукова Н.Ю./
«___»___________2013 г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________ /Д.В. Борисов/
Протокол педсовета № ___
от «___»___________2013 г.
Рабочая учебная программа
основного общего образования
по курсу «Информатика и ИКТ»
для 8-9 классов
Автор-составитель:
Сенчилова Ольга Константиновна,
учитель информатики и ИКТ
2013 – 2014 уч. год
Структура рабочей образовательной программы
Пояснительная записка
Содержание учебного материала по курсу
Требования к уровню подготовки выпускников
Календарно-тематическое планирование
УМК и дополнительная литература по курсу
Экспертное заключение
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база рабочей образовательной программы
Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Учебный план СОГБОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов имени Кирилла и Мефодия» на 2013 – 2014 уч. год.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В содержании предмета сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому, данный курс включает в себя следующие содержательные линии:
- Информация и информационные процессы;
- Представление информации;
- Компьютер: устройство и ПО;
- Формализация и моделирование;
- Системная линия;
- Логическая линия;
- Алгоритмизация и программирование;
- Информационные технологии;
- Компьютерные телекоммуникации;
- Историческая и социальная линия.
Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информация, информационные процессы, информационные модели.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления. Этой теме посвящена бóльшая часть содержания и учебного планирования в 9 классе. Для практической работы используются учебные исполнители алгоритмов, а для изучения основ программирования используется язык Паскаль.
Важнейшей задачей изучения информатики в основной школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
Программа курса «Информатика и ИКТ» 8-9 классах в соответствие с Федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы рассчитана на 103 учебных часов (1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе).
С целью реализации авторских педагогических замыслов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий рабочая программа корректирует распределение учебного времени в рамках курса «Информатика и ИКТ» следующим образом:
8 класс: 33 часа + резерв (2 часа). Итого 35 часов.
9 класс: 64 часа + резерв (4 часа). Итого 68 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Формы и методы обучения.
Настоящая программа по информатике предполагает использование наряду с традиционными формами и методами обучения уроков-лекций, уроков-практикумов, проектную деятельность учащихся. На всех этапах обучения широко используются разноуровневые задания.
Результаты обучения.
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
II. Содержание учебного материала по курсу
8 класс
Общее число часов – 33 часа. Резерв учебного времени – 2 часа.
Введение в предмет – 1 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Человек и информация – 6 ч.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Устройство компьютера – 6 ч.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Файловая структура внешней памяти. Пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер – 8 ч.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер – 5 ч.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора. При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
9 класс
Общее число часов – 64 ч. Резерв учебного времени – 4 ч
Информационное моделирование – 6 ч.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 9 ч.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Поиск, удаление и сортировка записей.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 10 ч.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Представление чисел в памяти компьютера.
Электронные таблицы. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы с электронной таблицей. Правила заполнения таблиц. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Логические операции и условная функция.
Сортировка и поиск данных в электронной таблице.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы – 6 ч.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
основные виды и типы величин.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера – 23 ч.
Языки программирования, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Строковые переменные. Процедуры и функции обработки строк. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Коммуникационные технологии. Информационные технологии и общество – 10 ч.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов;
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
III. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения данного курса информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
IV. Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
Раздел 1. Введение в предмет
1
1
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером
1
Раздел 2. Человек и информация
6
Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком. Работа с тренажёром клавиатуры
1
Информационные процессы. Работа с тренажёром клавиатуры
1
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации
1
С.р.
Измерение информации (содержательный подход)
1
доп. 1.1
Решение задач по теме «Измерение информации»
1
Контрольная работа по теме «Человек и информация»
1
Раздел 3. Устройство компьютера
6
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти
1
Персональный компьютер: основные устройства и характеристики
1
Программное обеспечение и его виды. Пользовательский интерфейс
1
С.р.
Файловая структура внешней памяти
1
Работа с файловой структурой операционной системы
1
Пр.р.
Контрольная работа по теме «Устройство компьютера»
1
Раздел 4. Текстовая информация и компьютер
8
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы
1
Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Основные приемы ввода и редактирования текста. Орфографический контроль
1
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Режим поиска и замены. Печать документа
1
Использование буфера обмена. Работа со списками. Вставка объектов в текст (рисунков, формул)
1
Работа с таблицами
1
Знакомство со встроенными шаблонами и стилями. Включение в текст гиперссылок
1
Системы перевода и распознавания текста
1
Контрольная работа по теме «Текстовая информация и компьютер»
1
Раздел 5. Графическая информация и компьютер
5
Компьютерная графика: области применения, технические средства
1
Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика
1
Работа с растровым графическим редактором
1
Работа с векторным графическим редактором
1
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора
1
Раздел 6. Технология мультимедиа
7
Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации
1
Проект - начало
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа
1
Проект – план презентации
Создание презентации с использованием текста, графики и звука
1
Работа над проектом
Создание презентации с использованием текста, графики и звука
1
Работа над проектом
Демонстрация презентации
1
Проект - завершение
Контрольная работа по теме «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа»
1
Запись звука в компьютерную память
1
Резерв
2
9 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
Раздел 1. Информационное моделирование
6
Повторение. Инструктаж по ТБ. Понятие модели
1
Графические информационные модели
1
Табличные модели
1
Информационное моделирование на компьютере
1
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
1
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование».
1
Раздел 2. Хранение и обработка информации в базах данных
8
Базы данных. Назначение СУБД. Основные понятия баз данных
1
Работа с готовой базой данных. Создание и заполнение базы данных
1
Логические выражения. Логические операции
1
Построение таблиц истинности для логических выражений
1
Условия выбора. Простые и сложные логические выражения
1
Формирование запросов к готовой базе данных
1
Сортировка, добавление и удаление записей
1
Контрольная работа по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
1
Раздел 3. Табличные вычисления на компьютере
11
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления
1
Двоичная арифметика. Представление чисел в памяти компьютера
1
Электронные таблицы. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы с электронной таблицей
1
Организация вычислений. Относительная и абсолютная адресация.
1
Понятие диапазона. Встроенные функции.
1
Логические операции и условная функция.
1
Логические операции и условная функция.
1
Сортировка и поиск данных в электронной таблице
1
Построение графиков и диаграмм
1
Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели
1
Контрольная работа по теме «Табличные вычисления на компьютере».
1
Раздел 4. Управление и алгоритмы
6
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Понятие алгоритма и его свойства
1
Исполнитель алгоритмов. Построение линейных алгоритмов
1
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы.
1
Ветвления и последовательная детализация алгоритма
1
Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы
1
Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»
1
Раздел 5. Программное управление работой компьютера
23
Языки программирования, их классификация. Язык Паскаль: структура программы, правила представления данных
1
Операторы ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы.
1
Этапы решения задач с использованием программирования. Разработка линейных программ.
1
Оператор ветвления
1
Программирование диалога с компьютером
1
Решение задач по теме «Программирование ветвлений»
1
Оператор цикла с параметром
1
Операторы циклов с условием
1
Решение задач по теме «Программирование циклов»
1
Решение задач по теме «Программирование циклов»
1
Контрольная работа по теме «Программирование основных алгоритмических конструкций»
1
Строковые переменные. Стандартные процедуры и функции обработки строк
1
Решение задач по теме «Обработка строк»
1
Решение задач по теме «Обработка строк»
1
Структурированный тип данных – массив. Способы описания массивов
1
Ввод и вывод элементов массива
1
Вычисление суммы элементов массива
1
Последовательный поиск в массиве
1
Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива
1
Сортировка массива
1
Решение задач по теме «Обработка массивов»
1
Решение задач по теме «Обработка массивов»
1
Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера»
1
Раздел 6. Коммуникационные технологии. Информационные технологии и общество
10
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
1
Интернет и Всемирная паутина. Адресация в сети Интернет
1
Способы поиска в Интернете. Работа с архиваторами
1
Электронная почта и другие услуги сетей
1
Основы языка HTML
1
Создание простейшей Web-страницы
1
Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии»
1
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.
1
История ЭВМ и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества.
1
Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
1
Резерв
4
V. УМК и дополнительная литература по курсу
Учебный
курс
Учебная программа
Учебник(и)
Учебное пособие для учащихся
Методические пособия для учителя
Мониторинговый инструментарий
1
2
3
4
5
6
«Информатика и ИКТ»
8-9 класс
Рабочая учебная программа
основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»
для 8 и 9 классов.
1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
1. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ», 8-9 классы. - URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 20.08.13)
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Цикл видеолекций «Методика обучения информатике и ИКТ в основной и старшей школе по УМК Семакина И. Г.»URL: http://metodist.lbz.ru/content/video/semakin.php (дата обращения: 20.08.13).
1. Контрольно-обобщающие тесты по разделам курса.
2. Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И.Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе. – URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf (дата обращения 20.08.13)
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ», 8-9 классы. - URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 20.08.13)
4. КИМ ГИА по информатике и ИКТ разных лет.
5. Демоверсия ГИА по информатике и ИКТ 2014 г.
Экспертное заключение
на рабочую программу по
________________________________________________________________________________
Экспертная комиссия рассмотрела рабочую программу по _____________________________
учителя ____________________________________, которая составлена на основе программы ________________________________________________________________________________
и в соответствии с образовательным стандартом Министерства образования РФ и учебным планом школы на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа содержит:
Пояснительную записку.
Содержание учебного материала по курсу.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Календарно-тематическое планирование.
УМК и дополнительную литературу по курсу.
Данная программа может быть использована в образовательном процессе.
Члены экспертной комиссии: ____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Экспертиза произведена на заседании научно-методического совета школы
протокол № от
Список использованной литературы
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Цикл видеолекций «Методика обучения информатике и ИКТ в основной и старшей школе по УМК Семакина И. Г.»URL: http://metodist.lbz.ru/content/video/semakin.php (дата обращения: 20.08.13).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ