Конспект урока информатики для 6 класса "Чувственное познание окружающего мира"













КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ

для 6 класса

Тема: «Чувственное познание окружающего мира»

Автор: Зяблова Екатерина Евгеньевна

учитель информатики и ИКТ

ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района

Санкт-Петербурга
















Тема: Чувственное познание окружающего мира

Раздел программы: Человек и информация

Тип урока: Комбинированный

Время проведения: Второй урок раздела.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный компьютерной техникой, мультимедийным проектором, программа текстовый процессор MS Word, заготовки практических работ в электронном виде, коробка (жестяная банка), конфета.

Цели урока:

  • Актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира.

  • Закрепить навыки структурирования информации с помощью создания нумерованных и маркированных списков.

Задачи урока:

  • Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

  • Учебная: дать первоначальные понятия ощущение, восприятие и представление, формировать практические навыки работы со списками в текстовом процессоре MS Word.

  • Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти и внимания.

Основные понятия:

    • ощущение

    • восприятие

    • представление

Подготовка к уроку:

Учитель готовит тексты с инструкциями для выполнения практической работы и заготовки в электронном виде, которые размещает на ученических компьютерах.

План урока:

  1. Организационный момент – 3 минуты.

  2. Проверка домашнего задания – 5 минут.

  3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 2 минуты.

  4. Объяснение нового материала – 15 минут.

  5. Практическая работа – 10 минут.

  6. Подведение итогов урока – 8 минут.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 минуты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка целей и задач урока. Объявление плана урока.

  1. Проверка домашнего задания.

    1. Визуальная проверка наличия выполненного домашнего задания.

    2. Обсуждение письменных заданий.

    3. Учащиеся отвечают на 2 дополнительных вопроса: «Что такое познание?», «Какие формы познания им известны?».

  2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Учитель:

-На сегодняшнем уроке мы будем изучать особенности чувственного познания окружающего мира. Запишите в тетради тему урока: «Чувственное познание окружающего мира» и дату.

-Эта тема будет интересна тем, кто пытается изучить себя, свои возможности, возможности других людей. Вы сможете убедиться в том, что информатика – это не просто скучная наука, занимающаяся обработкой информации с помощью компьютера, а наука, которая даёт возможность изучать и тем самым развивать себя. Мы познакомимся с понятиями: ощущение, восприятие, представление.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель:

- С первых секунд жизни человек и любое живое существо начинает воспринимать окружающий мир или реальную действительность. Он получает информацию, которая просто необходима для жизни: тепло, холодно, темно, светло, шумно, тихо, больно и так далее.

- Что даёт нам возможность получать такую информацию? – Ответ: Органы чувств.

- Правильно. Объекты окружающего мира воздействуют на них, а они передают сигналы в наш мозг.

- Какие органы чувств человека вам известны? – Ответ: Глаза, нос, уши, кожа, язык.

Проведем эксперимент, задачей которого будет определить, достаточно ли информации нам передают разные органы чувств об одном и том же объекте окружающего мира, чтобы узнать его и какой орган чувств даёт нам наибольшее количество информации. В данной коробке находится предмет, известный каждому из вас. Попробуйте понять, что это, используя информацию, полученную с помощью только одного органа чувств и назвать его.

Далее учитель вызывает 5 человек, просит их покинуть класс и ждать своей очереди для участия в эксперименте. Они должны попытаться определить предмет в коробке и заполнить таблицу (см. ниже):

- первый – с помощью органов слуха (можно подкинуть конфету в коробке, постучать по ней карандашом, пошуршать фантиком),

- второй – с помощью органов осязания (опустив руку в коробку, не заглядывая в неё),

- третий – с помощью органов обоняния,

- четвертый – с помощью органов зрения,

- пятый – с помощью органов вкуса (по желанию).

Теперь сообщите нам, какую информацию вы получили:

Первый – что-то лёгкое, шуршащее и т.п.

Второй – у предмета форма параллелепипеда (прямоугольная), поверхность гладкая, возможно, это конфета в фантике,

Третий – запах шоколада, конфет, сладостей,

Четвертый – это конфета,

Пятый – это шоколад.

Систематизируем результаты, внесём их в таблицу (отмечаем +).

Свойства объекта

1 (слух)

2 (осязание)

3 (обоняние)

4 (зрение)

5 (вкус)

Форма






Размер






Цвет






Вкус






Запах






Звук






Вес






Поверхность











Название







Подведем итог эксперимента: разные органы чувств передают разную информацию об объекте. В некоторых случаях её было не достаточно, чтобы узнать предмет. Но объединив все или несколько свойств, мы узнаём предмет.

Каждое отдельное свойство объекта вызывает у нас отдельное ощущение. А из нескольких ощущений складывается восприятие.

Запишем в тетрадь: Восприятие – это целостное отражение объекта, складывающееся из отдельных ощущений.

  1. Практическая работа.

Работа состоит из двух частей. В первой части приведены отдельные свойства объекта. По ним нужно определить объект, указать его название. Сами свойства нужно представить в виде маркированного списка. Во второй части указано название объекта. Учащимся нужно вспомнить пять его свойств и представить их в виде нумерованного списка.

  1. Подведение итогов урока.

Проанализируем вашу работу в текстовом процессоре. Все (почти все) справились с заданием. И у меня возник вопрос: как вы смогли указать свойства объектов (океан или Буратино) из второй части работы, если рядом их нет, и в данный момент они не воздействуют на ваши органы чувств. Ответ: мы их вспомнили, представили.

Это называется – представление.

Запишем в тетрадь: Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Вывод: чувственное познание окружающего мира складывается из ощущений, восприятия и представления.

  1. Домашнее задание.

§ 7 (с.43-44), РТ: № 77. ( по учебнику и рабочей тетради для 6 класса по информатике Л.Л.Босовой, 2013.)



Практическая работа.


Задание 1.

Свойства объекта

Название объекта

большой, неуклюжий, тяжелый, мохнатый, бурый.

(Для 2 варианта: маленький, свежий, зеленый, хрустящий, продолговатый.)



Свойства объекта

Название объекта

маленький, свежий, зеленый, хрустящий, продолговатый.



Задание 2.

Название объекта

Свойства объекта

океан

(Для 2 варианта: Буратино).



Название объекта

Свойства объекта

имбирь

( Для 2 варианта: Альстромерия).



Инструкция:

Задание 1.

Выделите слова, из которых нужно составить список. Разместите указатель мыши на выделенной области, вызовите контекстное меню правой кнопкой мыши. Выберите пункт «Список». В открывшемся диалоговом окне откройте вкладку «Маркированный». Выделите любой понравившийся вариант маркеров для вашего списка и нажмите «ОК». Теперь вы видите маркер только перед первым словом списка. Далее ставьте курсор перед первой буквой каждого слова и нажимайте «Enter». Список сформирован.

Задание 2.

Сначала укажите пять свойств объектов через запятую. Далее действуйте как в предыдущем задании, только вместо вкладки «Маркированный» откройте вкладку «Нумерованный».



Список использованной литературы:


      1. Босова Л. Л.. Информатика : учебник для 6 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

      2. Босова Л. Л.. Информатика : рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

      3. Босова Л. Л.. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ