Кодирование числовой информации. Системы счисления, 10 класс
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока информатики в 10 классе по теме:
«Кодирование числовой информации. Системы счисления»
Разработал:
учитель информатики
Урсатий Светлана Александровна
Ст. Озерки 2013
Пояснительная записка
Предмет: Информатика
Класс:10
Тема урока Кодирование числовой информации. Системы счисления.
Характеристика класса: В классе обучается 10 человек. Класс является профильным, поэтому на изучение информатики отводится 4 часа в неделю. Не каждый учащийся способен работать активно, но с заданиями справляется каждый. Ребята дисциплинированы, стараются друг другу помогать. В классе сильно развита взаимопомощь.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: персональный компьютер, OC Linux; приложения OpenOffice.org, компьютерная презентация.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний об основных понятиях позиционных систем счисления на примере двоичной системы счисления.
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
развитие ИКТ–компетенции.
предметные:
знать: определения: системы счисления, основания системы счисления, историю развития систем счисления, применение систем счисления в жизни.
уметь: переводить числа из десятичной системы счисления.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Время (в мин.)
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность
1
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? Дежурные, назовите отсутствующих.
Итак, начнем сегодняшний урок.
Проверяют свою готовность к уроку.
Называют отсутствующих.
Саморегуляция (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
4
Прежде чем начать изучение нового материала, давайте повторим основные моменты предыдущего урока.
Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Отвечают на вопросы:
Что такое информация?
Назовите носители информации.
Каковы достоинства и недостатки современных носителей информации?
В каком виде хранится информация в компьютере?
Умение выражать мысли (К).
III. Целеполагание
Цель этапа: включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока
3
Тема урока «Кодирование числовой информации. Системы счисления». Слайд 1
Как вы считаете, каковы цели данного урока?
Учащиеся формулируют цель:
узнать о развитии систем счисления,
познакомится с определением систем счисления, основанием системы счисления,
научиться переводить числа.
Умение выражать мысли (К).
Планирование, целеполагание (Р).
Смыслообразование - (Л)
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
IV. Изучение нового материала
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных понятий о системах счисления
20
«Все есть число» - говорили древние пифагорейцы, указывая практическую значимость чисел. Слайд 2
Известно множество способов записи чисел. Числа записываются с использованием особой знаковой системы.
Системой счисления называется способ представления чисел посредством цифровых знаков. Всякая система счисления характеризуется основанием – количеством цифр, используемых для изображения чисел. Слайд 3
Системы счисления принято делить на:
Позиционные.
Непозиционные.
В позиционных системах счисления значимости числа зависит от позиции. Позиция – некоторое место, в котором может быть представлен лишь один символ. Примером позиционной системы счисления является десятичная система. Слайд 4
В приложении 1 показана система представления чисел в десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа называется непозиционной системой счисления.
Например: римская система счисления, алфавитная система счисления. Приложение 2.
Люди научились считать очень давно. В последствии появилась потребность в записи чисел. Количество предметов изображалось нанесением черточек, засечек на какой-нибудь твердой поверхности. Чтобы два человека могли точно сохранить некоторую числовую информацию, они брали деревянную бирку, делали на ней нужное число зарубок, а потом раскалывали бирку пополам. Каждый уносил свою половинку и хранил ее. Этот прием позволял избегать спорных ситуаций. Археологами найдены такие записи при раскопках. Они относятся к 10-11 тысячелетию до н.э.
Ученые назвали такую систему записи чисел единичной (унарной), так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу. Слайд 5
Позднее эти значки стали объединять в группы по 3, 5 и 10 палочек. Поэтому возникали более удобные системы счисления.
Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры египтяне придумали свою числовую систему, в которой для обозначения ключевых чисел использовались специальные значки – иероглифы. Каждый такой иероглиф мог повторяться не более 9 раз. Такая система счисления называется древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления. Слайд 6
В алфавитных системах счисления для записи чисел использовался буквенный алфавит. В славянский системе над буквой, обозначающей цифру, ставился специальный знак – «титло». Славянская система счисления сохранилась в богослужебных книгах. Слайд 7
Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, арабов, евреев и других народов Ближнего Востока.
Дети фиксируют в тетрадь основные определения и понятия.
Фиксируют в тетрадь таблицу
При заполнении таблицы учащиеся ориентируются на знания десятичной системы счисления и знания предыдущего урока.
Фиксируют в тетрадь таблицу
Сморят презентацию, записывая виды непозиционных систем счисления.
Контроль, коррекция, самооценка действий
Какой недостаток у непозиционных систем счисления?
Существует постоянная потребность введения новых знаков для записи больших чисел.
Невозможно представлять дробные и отрицательные числа.
Сложно выполнять арифметические операции, так как не существует алгоритмов их выполнения.
Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
V. Физкультминутка
Цель этапа: отдых учащихся.
2
Постарались вы на славу, предлагаю отдохнуть. Выполним зарядку.
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть! Слайд 8
Выполняют упражнения.
Умение слушать и слышать (К)
Саморегуляция (Р)
VI. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
10
Демонстрация решения задачи, связанной с переводом десятичного числа в непозиционную систему счисления.
Учитель говорит, что существует способ перевода, предлагая алгоритм перевода десятичного целого числа в двоичную систему счисления.
Каждый этап комментируется учителем
Решение упражнений (Самостоятельно)
Перевести числа 13; 25; 69; 531 и 2013 из десятичной системы счисления в любую непозиционную систему по выбору. Слайд 9
Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом, проверьте ответы и поставьте оценку, согласно критериям:
5 заданий - оценка 5
4 задания - оценка 4
3 задания - оценка 3
Знакомятся с алгоритмом перевода чисел.
Самостоятельно выполняют задания.
Обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Рефлексия способов и условий действия (П)
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)
VII.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
3
Какую тему мы изучили на уроке?
- Какие сведения о системах счисления вы узнали?
- Какие трудности вы испытывали при перевод чисел из десятичной системы счисления в непозиционную?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.
Учащиеся дают ответы на вопросы
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Анализируют работу на уроке через самооценку
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
VIII. Домашнее задание
Цель этапа: на основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся
2
Достаньте свои дневники и запишите домашнее задание
Прочитать параграфы 2.7, 2.7.1, выполнить задачу 2.7. письменно в тетради. Слайд 10
Записывают домашнее задание
Приложение 1
Десятичная
Двоичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная
0
0000
0
0
1
0001
1
1
2
0010
2
2
3
0011
3
3
4
0100
4
4
5
0101
5
5
6
0110
6
6
7
0111
7
7
8
1000
10
8
9
1001
11
9
10
1010
12
А
11
1011
13
B
12
1100
14
C
13
1101
15
D
14
1110
16
E
15
1111
17
F
16
10000
20
10
17
10001
21
11
18
10010
22
12
19
10011
23
13
20
10100
24
14
Приложение 2
Римская система счисления
Римская
I
V
X
L
C
D
M
Десятичная
1
5
10
50
100
500
1000
Интернет – ресурсы:
http://900igr.net
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ