Разработка урока с презентацией по теме "Системы счисления" 8 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 села Золотое

Красноармейского района Саратовской области»






Конспект урока по информатике

в 8 классе

«Системы счисления»



подготовила

учитель информатики

Чурукаева Светлана Демьяновна








с. Золотое
2013



Урок информатики в 8 классе
по теме "Системы счисления"

Цели урока:

  1. знакомство с системами счисления, историей их создания, способами записи чисел в разных системах счисления, правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую.

  2. Формирование умений переводить числа из одной системы счисления в другую

  3. Развитие алгоритмического, логического мышления познавательного интереса к предмету.

  4. Воспитание коммуникативных качеств.


Планируемы результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

  • знать: историю развития систем счисления, определения: системы счисления, основание и алфавит системы счисления, применение систем счисления в жизни.

  • уметь: переводить числа из десятичной системы счисления.


Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация «Системы счисления»;

  • интерактивная доска;

  • ПК, программа Калькулятор;




ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку, отмечает отсутствующих.

II. Актуализация изученных понятий.

Учитель задает вопросы:

  1. Какие типы информации вам известны?

  2. В каком виде представляется информация в компьютере?

  3. Как представляется числовая информация в нашей жизни?

Дети отвечают на вопросы.

III. Проблемная ситуация.

Учитель: (читает стихотворение)

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ


Учитель: Возможно ли это? И если да, объясните, почему.

Учащиеся отвечают на вопрос, предлагают гипотезы.

Учитель: Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?

Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель: Разобраться в невероятностях стихотворения вы сможете в конце нашего сегодняшнего путешествия по истории чисел, которое мы с вами совершим.

В путь!

IV. Изучение нового материала (с использованием мультимедийной презентации) .

Учитель: Пифагорийцы говорили: “Всё есть число”, как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим лозунгом?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Современного человека повсюду окружают числа: номера телефонов, машин, паспорта, стоимость товаров, покупки. Потребность в счете у людей появилась очень давно. Даже первобытному человеку приходилось считать, например, количество собранных фруктов или пойманной рыбы. Счет необходим был и при обмене.

Числа изображаются с помощью различных знаков – цифр. Определенный набор знаков составляют систему счисления.

Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

На протяжении многовековой истории человечества существовало много различных систем счисления, некоторые дошли и до наших времен, а некоторые остались в истории и одна из них – единичная система счисления. Вспомните, как отвечает на вопрос о возрасте маленький ребенок (учащиеся отвечают – на пальцах). А как вы учились считать в 1 классе? (учащиеся отвечают – с помощью счетных палочек). Так же учились считать и наши предки.

http://festival.1september.ru/articles/514293/img1.jpg

На раскопках стоянок древних людей археологи находят изображения в виде засечек, черточек на твердых поверхностях: камне, глине, дереве – это так считали наши предки какие-то предметы, мешки, скот. Но записывать большие числа с помощью такой системы счисления неудобно, не так ли? И поэтому их начали группировать по 3, 5, 10 палочек. Так возникли более удобные системы счисления.


http://festival.1september.ru/articles/514293/img1.jpg

Из таких цифр строили свои числа древние египтяне. В такой записи чисел каждая цифра повторялась не более 9 раз, в противном случае эта запись заменялась одним вышестоящим числом

Попробуйте узнать и прочитать это число?

Ученик: 2521


Учитель: А эти символы вам известны? (на слайде римские цифры). Где вы их встречали?

Учащиеся отвечают: В оглавлениях, в обозначении столетий, в размерах одежды.

Учитель: Да, это римская система счисления. Числа в ней строятся по определенным правилам из латинских букв, каждая из которых задаёт определенное число.

http://festival.1september.ru/articles/514293/img2.jpg

Попробуйте отгадать: что это за число CDXXIV?

Ученик: 424

Учитель: У наших древних предков тоже была своя – древнерусская алфавитная система счисления. В качестве цифр наши предки использовали 27 букв кириллицы, только над ними для отличия ставили специальный знак – ТИТЛО.

http://festival.1september.ru/articles/514293/img3.jpg

А число 10000 обозначалось той же буквой, что и 1, только без титло, её обводили кружком и число называли “ТЬМОЙ”.

Самая большая из величин называлась “КОЛОДА” и она равнялась 1050, считалось, что “БОЛЕЕ СЕГО НЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ УМУ РАЗУМЕВАТИ”.


Учитель: Зависит ли от положения символа(цифры) в древнеегипетской, единичной, римской системах счисления ее значение?

Учащиеся - нет

Учитель: Действительно, все их можно объединить по одному признаку: позиция цифры в записи числа не влияет на её значение. Они получили название непозиционные системы счисления.

Учитель: А как обстоит дело с арабскими цифрами, которые мы используем в жизни и на уроках математики.

Учащиеся отвечают

Учитель: Вместе с непозиционными существуют и позиционные системы счисления. В них количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Примером позиционной системы счисления является вавилонская система счисления – шестидесятеричная. Кстати, мы с вами тоже ее используем. Вспомните, где?

Ученик: При измерении времени, углов.


В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. Например, на Руси счет велся дюжинами. Английский фунт тоже равен 12 шиллингам. А где мы сегодня встречаемся с двенадцатеричной системой счисления?

Ученик: Год – 12 месяцев, половина суток – 12 часов, сервизы и столовые приборы рассчитаны на 12 персон.

Десятичная система счисления появилась в Индии в \/ в.н.э. и возникла она после появления цифры 0, которую придумали греческие астрономы для обозначения отсутствующей величины. Впоследствии с этой системой счисления познакомились арабы. Они по достоинству оценили её, начали использовать и в ХII веке завезли в Европу. И с этого времени человечество пользуется этой системой счисления. Цифры 10-ной СС называются арабскими, хотя начало они получили в Индии.

С появлением информатики, вычислительной техники нашла свое применение двоичная система счисления, корни которой уходят в древний Китай. Система гадания китайской Книги перемен при внимательном анализе обнаруживает в своей основе двоичную систему счисления и позиционный принцип записи чисел.

А почему её используют в информатике?

Учащиеся пытаются ответить на вопрос.

Потому что компьютер – это электронное устройство. Электрическая цепь может быть только в двух состояниях – замкнута или разомкнута, сигнал может либо проходить, либо нет, участок диска может быть намагничен или не намагничен. Это удобно отражать с помощью всего лишь двух цифр – 1 и 0.


В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления. А множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления – ее алфавитом.


Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F


Любое число можно представить в виде суммы произведений значащих цифр числа на степени основания СС. Такое представление называется развернутой формой записи числа.

15525510 = 1 ·105 + 5 ·104 + 5 ·103 + 2 ·102 + 5 ·101 + 5 ·100

На этом принципе основан перевод чисел из любой СС в десятичную СС. Так, для перевода двоичного числа в десятичное нужно записать его в развернутой форме

1111012 = 1 ·25 + 1 ·24 + 1 ·23 + 1 ·22 + 0 ·21 + 1 ·20 = 32 + 16 + 8 + 4 + 1 = 6110

II. Перевод в десятичную СС

Для обратного перевода десятичного числа в двоичное необходимо делить данное число на 2, фиксируя остатки. Деление продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Остатки записываются в обратном порядке

Пример: перевести число 2510 из десятичной в двоичную:

2510 = 110012






V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа Перевод чисел из одной системы счисления в другую
(учащиеся работают в тетрадях и отмечают в листах самоконтроля оценку своих действий в соответствии с критериями)

  1. Перевести число 849 с помощью электронного Калькулятора в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления

  2. Самостоятельная работа.Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

  • 28510  ?  11D16          (Ответ:   28510 =  28510 )

  • 1111112   ?   11118    (Ответ:   6310  <  58510 )

  • 16   ?   1010012     (Ответ:    10810   > 4110 )

  • 5516   ?   1258            (Ответ:   8510 =  8510 )
    После выполнения задания ответы демонстрируются на экране. Учащиеся проверяют свои результаты.

  1. Ну а теперь давайте вернемся к задаче и вопросам, поставленным в начале урока.

Учитель: Сколько же лет девочке? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле?

Ученики: 12 лет, 5 класс, 4 книги.

Ей было 12 лет,
Она в 5  класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.


Дополнительные задания

  1. Переведи в десятичную систему счисления: 345, 110011,012, 1ВС16

  2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

    • 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304         (Ответ:  1304 , 368, 3510, 1001012, 3А16 )

    • 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103         (Ответ:  2103, 2510, 648, 1110012, 9Е16 )

    • 728, 15610, 1010012, 8В16, 2325       (Ответ:  1010012, 728, 2325, 8В16, 15610 )

    • 12D16, 788, 1000112, 54110, 1245    (Ответ:  1000112, 1245, 788, 12D16, 54110 )

Учащиеся выполняют задания в группах за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор».  

VI. Рефлексия.

Учитель задает вопросы:

        1. С чем вы познакомились на сегодняшнем уроке?

        2. Что нового вы узнали о числах?

        3. Какие трудности вы испытывали при переводе чисел из одной системы счисления в другую?

        4. Где можно применить новые знания?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, записывают домашнее задание.



Список использованной литературы


  1. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 кл М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009. – 384с.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009. – 185с.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://im4.asset.yvimg.kz/userimages/v_shal/D7QjaCk78OpAS3taCtq3yjg86L7HPj.jpg

  2. http://festival.1september.ru/articles/514293/img1.jpg

  3. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uchp/images/p49.jpg

  4. http://900igr.net/datas/matematika/Primery-sistem-schislenija/0008-008-Slavjanskaja-sistema-schislenija.jpg





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ