Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word, 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский"
Конспект
интегрированного урока
биологии и информатики
в 8 классе
«Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word»
подготовили
учитель биологии
Дмитриева Татьяна Ивановна
учитель информатики
Чумакова Татьяна Ивановна
г. Пионерский
2014
Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word.
8 класс
Интегрированный урок по биологии и информатике.
Цели:.
Обучающие:
познакомить учащихся:
с составом внутренней среды организма, ее значением;
с особенностями строения и функциями крови;
особенностями строения и функциями клеток крови,
обеспечить усвоение учащимися способа построения таблиц и диаграмм в Microsoft Word.
Развивающие:
формировать умение работать с незнакомым текстом,
оформлять результаты в виде таблиц и диаграмм в Microsoft Word,
Воспитательные:
развить у учащихся интерес к предмету биологии и информатики.
Знания и умения:
знать алгоритм построения таблиц и диаграмм;
знать состав внутренней среды организма;
знать особенности строения и функции крови;
знать особенности строения и функции форменных элементов крови;
уметь пользоваться алгоритмом построения таблиц с помощью Microsoft Word на практических примерах;
уметь пользоваться алгоритмом форматирования таблиц стандартным способом;
уметь пользоваться алгоритмом построения диаграмм с помощью Microsoft Word на практических примерах.
Оборудование:
План выполнения практической работы.
Компьютер, проектор, доска.
Задание 1. Текстовый файл " Внутренняя среда организма " (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
Задание 2. Текстовый файл " Клетки крови" (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
Задание 3.Текстовый файл "Рисунки клеток крови" (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
Задание 4. Текстовый файл «Процентный состав составных частей крови» (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
Персональный компьютер для учащихся.
Презентация.
Ход работы:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с особенностями строения крови, со строением и функциями форменных элементов крови, а так же мы продолжим работу с текстовым редактором Microsoft Word. К концу занятия мы должны научится строить таблицы, их редактировать и форматировать, т.е. оформлять, используя команды Выделить, Копировать, Вставить, заполнять таблицы, а так же научиться строить диаграммы, работать с несколькими окнами текстового редактора Microsoft Word.
а) Состав и значение внутренней среды организма.
Учитель биологии
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой, поэтому появилась необходимость в посреднике между клетками.
Внутренняя среда организма состоит из трех компонентов, объединенных в единую систему: кровь, тканевая жидкость, лимфа, тканевая жидкость. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается.
Тканевая жидкость является вторым компонентом внутренней среды, в которой непосредственно находятся клетки.
Лимфа является третьим компонентом внутренней среды. Она перемещается по лимфатическим сосудам.
Внутренняя среда находится в подвижном равновесии, поскольку одни вещества расходуются, этот расход восполняется.
Учитель информатики:
ТБ при работе с компьютером.
Заполнение таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word.
(объяснение алгоритма выделения, копирования и вставки части текста в ячейку таблицы. Учащимся предлагается заполнить таблицу "Внутренняя среда организма", образец которой находится на слайде, выполняют Задание1)
Редактирование и форматирование таблицы.
Сохранение созданного файла на компьютере.
б) Состав, строение и функции крови.
Учитель биологии
Кровь… Еще в древности знали, что она является носительницей жизни. Кровь наделяли могучей и даже колдовской силой. Жители древних цивилизаций приносили жертву своим богам, при этом кровь животного должна была истечь на жертвенник, ибо кровь — это, «душа плоти». Герой Гомера Одиссей, чтобы вернуть речь и сознание теням подземного царства, давал им пить кровь. Когда-то считалось, что с помощью свежей крови можно не только вылечить, но и омолодить человека. Та мечта нашла свое отражение в поэме «Метаморфозы» Публия Овидия Назона, римского поэта, родившегося в 43 году до новой эры. Одна из героинь – чародейка Медея предложила омолодить старца Пелия вливанием юной крови. Великий врач Гиппократ рекомендовал тяжелобольным пить кровь, полученную от здоровых людей. В Древнем Риме патриции с целью омоложения пили кровь умирающих гладиаторов. В средние века попытки лечить кровью продолжались. Сохранилось свидетельство, что в XV веке с целью спасения жизни папы римского Иннокентия VIII из крови трех мальчиков для него было приготовлено лекарство. Однако этот «эликсир жизни» не помог умирающему.
И хотя в настоящее время мы понимаем, что во всем этом нет логического и научного смысла, тем не менее, можем сказать, что кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Нельзя понять существование человека или животных без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, питательные вещества.
Учитель биологии (рассказ учителя с использованием слайдов презентации):
Кровь – жидкость красного цвета – представляет собой особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 1/13 массы тела. (Подсчитайте сколько крови содержится в каждом из вас.)
Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы, клеток крови, которые еще по-другому называются форменные элементы. К форменным элементам относят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. При изучении особенностей строения и функций клеток крови мы, используя текстовый редактор Microsoft Word, заполним таблицу «Клетки крови»
Учитель информатики
1. Создание и заполнение таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word «Клетки крови", используя готовый текстовый файл Задание2, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения таблиц. Учащимся предлагается создать таблицу " Клетки крови", образец которой находится на слайде и Приложении 1.
2. Использование векторной графики в текстовом редакторе Microsoft Word, используется готовый текстовый файл Задание3, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения графического объекта. Учащимся предлагается установить соответствие между имеющимися рисунками и надписями в виде построения объекта стрелка.
3. Построение диаграмм в текстовом редакторе Microsoft Word, используя готовый текстовый файл Задание4, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения диаграммы в текстовом редакторе Microsoft Word. Учащимся предлагается создать диаграммы, выполнить Задание4.
5. Проверка заполнения таблицы.
(Учащиеся зачитывают свои ответы и проверяют их с правильными вариантами ответов, которые расположены на слайдах презентации).
6. Итог урока.
Наука - не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники.
Джон Бернал
Приложения
Задание 1.
1. Заполнить таблицу, использую текст данный под таблицей:
Внутренняя среда организма
№
Составляющие внутренней среды
Функции
1
Кровь
2
Тканевая жидкость
3
Лимфа
Внутренняя среда организма:
Составляющие внутренней среды кровь
Функции транспорт газов, питательных веществ, продуктов обмена, гуморальная регуляция, терморегуляция, защитная
Составляющие внутренней среды тканевая жидкость
Функции дыхание и питание клеток, очищение от продуктов распада
Составляющие внутренней среды лимфа
Функции защита организма от болезнетворных бактерий
Задание 2
Клетки крови
Эритроциты: форма двояковогнутые, красной окраски, безъядерные, в 1 мм3 – 4,5 – 5,5 млн, выполняют дыхательную функцию.
Лейкоциты: форма амебовидная, бесцветные, имеют ядро, в 1 мм3 – 6 - 8 тыс., выполняют защитную функцию.
Тромбоциты: форма дискообразная, бесцветные, безъядерные, в 1 мм3 – 350 - 400 тыс., участвуют в свертывании крови.
1. При помощи команд Вставка - Таблица - Вставить таблицу... постройте таблицу, состоящую из 5 столбцов и 5 строк.
Задание 3
1.Установите соответствие:
Задание 4
1. Построить диаграммы, используя следующие данные:
а)Процентное соотношение плазмы и клеток крови
Плазма
55
Клетки крови
45
б)Процентный состав плазмы крови
Вода
91
Минеральные соли
0,9
Белки
7
Глюкоза
0,1
Жиры
1
в)Процентный состав клеток крови
Эритроциты
96
Лейкоциты
3
Тромбоциты
1
Список использованной литературы
1. Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/Под ред. проф. Н.В.Макаровой .- СПб.:Питер Пресс, 2012
2. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-М.:Дрофа, 2012
3. Рисунки для оформления презентации:
http://festival.1september.ru/articles/615316/
рисунки из учебника - Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-М.:Дрофа, 2012
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ