Развитие творческого потенциала учащихся на уроках информатики
Методическая разработка по преподаванию информатики
в 2-11 классах
Егорова Наталия Алексеевна
учитель информатики и ИКТ ГБОУ школы №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Тема: Развитие творческого потенциала учащихся
на уроках информатики
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее.
А. Франс
Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося.
Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Перед каждым учителем информатики стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.
Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и владение школьниками ПК определяет эффективность процесса обучения информатики, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.
Владение компьютером – важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Ребята должны осознать, что компьютер – это прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это — высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Мы воспитываем личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.
Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий - приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д.
Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего проектной деятельностью завершается изучение раздела (темы), и это выглядит для ребенка своего рода подведением итогов его деятельности.
По способу методической организации применительно к информатике можно выделить следующие виды творческих работ учащихся:
задания на развитие творческой фантазии и воображения;
проект;
задачи информационного моделирования;
учебные ролевые игры;
проблемная задача.
Ребята младших классов принимают компьютер как друга, помощника, посредника и как средство обучения. При решении различных задач школьники опираются на свой жизненный опыт, пусть еще и маленький. Поэтому они предлагают творческие, нестандартные решения (рисунки, выполненные в графическом редакторе, на предложенную тему). Все это позволяет активизировать самостоятельность, исследовательскую и творческую работу, оживить обстановку на уроке, вызывает здоровый дух соперничества, соревнования.
На пропедевтическом этапе (5-6 класс) один проект выполняется, как правило, за один урок. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint: «Открытка маме», «Елочная игрушка», «Мои летние каникулы» и др. Нестандартные работы предлагают ученики по теме: «Ассоциации с погодой». Индивидуальность каждого выражается в произвольном выборе цветового и графического решения, а обязательность применения определенных инструментов и функций приложения служат в качестве закрепления пройденного материала.
При изучении базового курса (7-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо семьи», выполненный средствами векторной графики в Word. С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья» в PowerPoint. В этом же приложении осуществляются и групповые проекты «Мой класс», «Моя школа», «Любимый город».
На профильном этапе обучения (10 -11 классы) проектная деятельность продолжается по следующим направлениям: «Семейный бюджет» (выполняется в электронных таблицах Excel); «Бизнес-план фирмы» (Excel, Word, PowerPoint), «Домашняя библиотека» (Access) и др.
Ключевую роль в системе профильного обучения играют элективные курсы. Многих ребят интересует курс: «Программирование в среде Тurbo Рascal». Не секрет, что программирование – один из сложнейших разделов в учебном курсе информатики. Но и здесь у них есть возможность проявить свои творческие способности: по окончании курса на экране должен возникнуть рисунок, как результат кропотливого труда написания программ в среде ТР.
На общешкольном уровне большую заинтересованность у ребят вызовут конкурсы различной направленности (без ограничения по возрасту и выбора программных средств): «Мы против наркотиков», «Наш выбор - здоровый образ жизни» и т.д. (это и закладки для книг, и плакаты, и презентации). А проект «Школьный сайт» объединит усилия единомышленников: как учащихся всех ступеней обучения, так и учителей-предметников различных дисциплин. Работая над созданием сайта, ребята неоднократно будут обращаться к Интернету. Использование ресурсов глобальной компьютерной сети способствует развитию межкультурной коммуникации, существенно помогает в поиске необходимой информации.
Возможность выйти во всемирную глобальную сеть вызывает огромный интерес у старшеклассников. Находясь на пороге взрослой жизни, подростки стремятся реализовать себя, интенсивно исследуют окружающий мир. Это способствует освоению школьниками Интернета. При помощи сети можно отдыхать, учиться, общаться с друзьями, заниматься творчеством.
Некоторые взрослые полагают, что детям надо запретить путешествовать в Сети. Но разве в реальной жизни их подстерегает меньше опасностей, чем в киберпространстве?
Гораздо эффективнее разумный контроль над деятельностью детей в Сети и развитие у ребенка самостоятельности, критического отношения к информации и общению, опосредованному Интернетом.
Доктор педагогических наук А.В. Хуторской предлагает противопоставить призывам к ограничению доступа к информации в Интернете для детей воспитание осознанной позиции и личностного отношения к окружающему миру, посредством развития лучшего в детях.
Таким образом, учебная цепочка:
первоклассник – личность – творческая личность
важна на всех этапах школьного обучения. Формирование человека проходит множество ступеней. Если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом верный залог достижения цели. Следовательно, чем больше будем формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность.
Литература
Дубов В.М. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках информатики // Профильная школа. 2006. №6.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-во Лантерна-вита, 1995.- 156 с.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
Билл Гейтс. Дорога в будущее. Электронная версия книги. http://www.kgtu.runnet.ru
Веб-документ: VI Научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании" http://ito.edu.ru/2006/Rostov/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ