Технологическая карта по Информатике "Количество информации и единицы ее измерения. Практическая работа «Измерение информационного объема файлов»" 3 класс

Класс: 3

Тема: Количество информации и единицы ее измерения. Практическая работа «Измерение информационного объема файлов».

Цели:

- ввести понятия «информация», «количество информации»;

- познакомить учащихся с единицами измерения количества информации;

- формировать практические навыки по определению количества информации любого файла;

- формировать умения ставить цель, планировать достижение цели;

- развивать коммуникативные способности при решении учебных задач.

Ресурсное обеспечение урока:

ПОЭВМ, медиапроектор.

Ключевые слова:

- информация;

- количество информации;

- информационный объем файла;

- бит;

- байт.


Технологическая карта урока

Наименование этапа

Содержание

Время

1

Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята, я рада видеть всех вас на занятии. Нам предстоит очень интересная и занимательная работа.

1 мин

2

Актуализация знаний.


- Давайте вспомним материал предыдущего занятия. Для этого поиграем в игру.

  1. Игра «Волшебный сундучок»:

Предлагаю каждому ученику подгруппы обратиться к «Волшебному сундучку» и ответить на вопросы, которые в нем находятся.

Основные вопросы игры:

- Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу текст, рисунок…

- Основными устройствами компьютера являются…

- Программное обеспечение компьютера – это…

- Рабочий стол – это…

- Главное меню компьютера открывается при нажатии кнопки…

- Окно программы состоит из…

- Объектами рабочего стола являются…

- Какие виды памяти существуют…

- Что такое файл…

- Для чего нужна компьютерная папка…

- Как создать компьютерную папку…

- Перечислите несколько носителей информации, которые были использованы в древности…

- Перечислите несколько носителей информации, используемых в настоящее время…

4 мин



3

Мотивация к деятельности.

На слайде 1 написаны понятия.

- Вам необходимо рассортировать эти понятия по трём столбцам, затем проверим все вместе. Ребята, даю вам время немножко подумать.

- Итак, проверяем (слайд 2).

- Как вы думаете, как можно назвать первый столбец (расстояния), второй столбец (массы), третий столбец (времени).

- Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «38 попугаев», в котором рассказывается о существовании разных единиц измерения (учащиеся смотрят отрывок из мультфильма «38 попугаев» , 4.25 - 7.57).

- Итак, скажите, пожалуйста, какими единицами пользовались герои для того, чтобы измерить удава? (попугаями, мартышками и слонятами).

- Какая из названных единиц измерения самая маленькая (попугаи), а самая крупная (слонята). 

6 мин

4

Интеллектуально познавательная деятельность.


  1. Беседа по отыскиванию темы занятия.

- У каждого из вас в портфеле или дома есть очень интересный инструмент, который только с начала XIX века начал входить в обиход школ. В древние времена он представлял собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений. Как вы думаете, что же это за инструмент, который сегодня стал обычной вещью, которая используется во многих сферах жизни человека.

- Конечно же, это линейка. Скажите, а для чего нам нужна линейка? (измерять). А что мы можем измерять при помощи линейки (расстояния).

- С древних времен людям приходилось измерять длину, отсчитывать время, взвешивать различные тела. И в каждой стране были приняты свои единицы измерения. Кроме измерения длины, времени и  массы, современному человеку приходиться измерять и информацию. Итак, тема занятия – «Количество информации, единицы ее измерения» (слайд 3).

Цель нашего занятия – познакомиться с единицами измерения информации.

- А также нам предстоит выполнить практическую работу по измерению информационного объема файлов.

2. Введение понятия «Информация».

Ученикам предлагается просмотреть слайды 4-10, с комментариями учителя и ответить на вопрос:

- Сможет ли человек прожить без информации?

- Как же измерить количество информации?

- Компьютер – электронная машина. Она воспринимает только электронные сигналы. Для того чтобы записать информацию в компьютер, каждый знак (буква или цифра, звук или видео) в компьютере должен быть переведен на язык сигналов.

- Отсутствие сигнала принято обозначать 0, наличие -1.

Пример, включателей – выключателей (слайд 11).

- Эти «нули и единички» называются битом.

- Бит - наименьшая единица измерения информации (принимает только одно из двух значений 0 или 1). Следующая единица измерения - байт.

Информацию считают в байтах, где 1 байт равен 8 битам (слайд 12).

6 мин

5

Практическая работа.

а) Сообщение задания практической работы.

- Сейчас мы все вместе выполним задание:

  1. Просмотрите объем информации, которая хранится на компьютере. Выберите объект рабочего стола Компьютер.

  2. В появившемся окне нажмите правой кнопкой мыши на один из дисков, выберите команду Свойства.

  3. Просмотрите количество занятого и свободного места на диске.


-Теперь таким же образом узнайте объем файла, который я укажу каждому из вас. А также обратите внимание на дату создания (изменения) файла.

б) Самостоятельная работа учащихся.

- Приступайте к выполнению задания (в ходе выполнения работы оказываю индивидуальную помощь учащимся)

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!

в) Физкультминутка.

- А теперь пришло время отдохнуть.

Ученики должны выполнять действия, которые просит выполнить учитель.

- Улыбнитесь так, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.

- Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.

- А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.

- А теперь покажите, как ветер качает дерево.

- А теперь покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.

- А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта – ваш трон.

- Как вы хорошо действиями передали информацию!

10 мин

6

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Скажите, пожалуйста, что сегодня мы делали на занятии?

- Назовите наименьшую единицу измерения информации.

- Чему равняется 1 байт информации?

- Посмотрите на слайд и попробуйте сравнить объемы различных носителей информации (слайд 13).

Закончите предложение: (слайд 14)

- Каждый выберите понравившееся высказывание и продолжите его.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу!

3 мин



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ