Турнир «Я + компьютер» (урок-игра по информатике в 6 классе)

Город Урюпинск Волгоградской области






Урок-игра в 6 классе

Турнир: «Я + компьютер»










Учитель информатики

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №3

Карян Аревик Ашотовна

Учитель информатики

муниципального образовательного учреждения «Центр образования» г. Урюпинска

Волгоградской области

Лукшина Ирина Юрьевна







г.Урюпинск 2010г

Турнир: «Я + компьютер»

Карян Аревик Ашотовна

учитель информатики

высшей категории

МОУ СОШ №3 г. Урюпинска

Волгоградской области


Лукшина Ирина Юрьевна

учитель информатики

1 категории

МОУ «Центр образования»

г. Урюпинска

Волгоградской области



«Я не испытываю страха перед ЭВМ.

Я страшусь их отсутствия.»

Айзек Азимов


Здравствуйте, уважаемые участники нашей викторины, члены жюри, гости!

Просим всех сесть лицом к доске и не трогать компьютеры, т. к. они загружены и вы можете испортить программу.

Сегодня у нас, в компьютерном классе, проводится турнир по информатике, в котором участвуют учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов.

Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами нашей игры. Турнир проводится в два тура.1-ый тур (устный) - надо ответить на вопросы из области информатики. За правильный ответ участник получает один балл. Во второй тур пройдут 8 участников, набравших максимальное количество баллов.

II-ой тур - работа на компьютерах. Тот, кто лучше освоил компьютер, научился работать на нем, тот и выиграет в этом туре. II тур выявит нашего победителя, проявившего не только глубокие знания по информатике, умение работать на компьютере, но также острый ум, смекалку и фантазию.

За всей игрой неустанно будет следить и, надеемся, будет выносить объективные решения наше уважаемое жюри.

Итак, начинаем 1-ый тур. Просим всех сосредоточиться и выслушать первый вопрос.


1-ый ТУР

Задание 1. Игра "Испорченный телефон"

Цель этапа: уметь быстро и качественно выполнять задания в среде текстового редактора.

Как я уже сказала, класс делится на две группы – команды. Одна команда будет та, что слева от меня, другая – справа. Но я бы не хотела, чтобы команды наши оказались безымянными. Я подобрала имя для каждой команды. Однако вам самим надо его отгадать. А поможет вам в этом первый этап игры – «Испорченный телефон».

Для выполнения заданий необходимо загрузить программу Блокнот и выполнить задания.

(Время проведения этапа – 5 минут)


Команда №1. Этап №1

алгоритма

Буква (слог)

Алгоритм № 1

УКА

Алгоритм № 2

НА

Алгоритм № 3

ФО

Алгоритм № 4

Р

Алгоритм № 5

АТ

Алгоритм № 6

ИН

Алгоритм № 7

М

Алгоритм № 8

КА

Алгоритм № 9

И

Получилось слово: ИНФОРМАТИКА


Команда №2. Этап №1

алгоритма

Буква (слог)

Алгоритм № 1

УКА

Алгоритм № 2

НА

Алгоритм № 3

КИ

Алгоритм № 4

Б

Алгоритм № 5

ТИ

Алгоритм № 6

А

Алгоритм № 7

НЕ


К


ЕР

Получилось слово: КИБЕРНЕТИКА


Содержание второго этапа. Игроку каждой команды предлагается выполнить по два алгоритма и получить результат его работы. Алгоритмы составлены и подобраны таким образом, что результатом работы каждого из них является буква, совокупность букв или один слог. Участник, выполнивший задание, поднимает руку и сообщает результат капитану. Капитаны команд получают по одному заданию, т.к. должны скоординировать работу команды - собрать все результаты (даже если они уже догадались, какое слово зашифровано) и занести в заранее приготовленные таблицы по принципу Алгоритм № - слог (буква). Затем они должны расшифровать слово, сообщить полученный результат учителю (сдать заполненные таблицы), объяснить значение отгаданного слова. Команда, первой выполнившая задание правильно, получает 10 баллов. Вторая команда при верном ответе получает 7 баллов, в противном случае — 0 баллов. Если ни одна команда не отгадает слово правильно, будут засчитаны количество правильно отгаданных букв и соответственно присуждены баллы.

От итогов выполнения каждым участником заданий зависит итог всего этапа. Поэтому, если хотя бы один из членов команды получит неверный ответ в алгоритме, то зашифрованное слово будет невозможно собрать. Именно поэтому данный этап назван "Испорченный телефон".


Набор алгоритмов для команды № 1

Набор алгоритмов для команды № 2

Алгоритм № 1

1. Напиши слово КУРСОР

2. Убери правую букву.

3. Поменяй 2-ю и первую буквы

4. Удали две последние буквы.

5. Допиши букву а .

6 Запиши ответ.

(Ответ: УКА)

Алгоритм № 1

1. Напиши слово КУРСОР

2. Убери правую букву.

3. Поменяй 2-ю и первую буквы

4. Удали две последние буквы.

5. Допиши букву а .

6 Запиши ответ.

(Ответ: УКА)

Алгоритм № 2

1. Напиши слово ЭНИАК

2. Убери правую букву.

3. Поменяй 1-ю и 2-ю буквы

4. Повтори 2 раз пункт 5.

5. Убери вторую букву.

6. Запиши ответ.

(Ответ: НА.)

Алгоритм № 2

1. Напиши слово ЭНИАК

2. Убери правую букву.

3. Поменяй 1-ю и 2-ю буквы

4. Повтори 2 раз пункт 5.

5. Убери вторую букву.

6. Запиши ответ.

(Ответ: НА.)

Алгоритм № 3

1. Напиши слово ФОРТРАН.

2. Повтори 5 раз пункт 3.

3. Убери последнюю букву.

4. Запиши ответ.

(Ответ: ФО.)


Алгоритм № 3

1. Напиши слово ДИСКОВОД.

2. Повтори 4 раза пункт 3.

3. Убери последнюю букву.

4. Поменяй 1 и последнюю буквы

5. Убери две последние буквы

6.Запиши ответ.

(Ответ: КИ)

Алгоритм №4

1. Напиши слово ПРОЦЕССОР.

2. Убери первую букву.

3. Повтори 7 раз пункт 4.

4. Убери последнюю букву.

5. Запиши ответ.

(Ответ: Р.)

Алгоритм № 4

1. Напиши слово БУМАГА

2. Повтори 4 раза пункт 3.

3. Убери третью букву.

4. Убери букву справа.

5. Запиши ответ.

(Ответ: Б)

Алгоритм № 5

1. Напиши слово ПАМЯТЬ.

2. Убери первую букву.

3. Убери правую букву.

4. Повтори 2 раза пункт 5.

5. Убери вторую букву.

6. Запиши ответ.

(Ответ: АТ.)

Алгоритм № 5

1. Напиши слово МОНИТОР.

2. Убери правую букву.

3. Поменяй 4 и последнюю буквы

4. Повтори 4 раз пункт 5.

5. Убери первую букву.

6. Запиши ответ.

(Ответ: ТИ.)

Алгоритм № 6

1. Напиши слово ПРИНТЕР.

2. Повтори 2 раза пункт 3.

3. Убери первую букву.

4. Повтори 3 раза пункт 5.

5. Убери букву справа.

6. Запиши ответ.

(Ответ: ИН.)

Алгоритм № 6

1. Напиши слово БУКВА

2. Повтори 3 раза пункт 3.

3. Убери вторую букву.

4. Убери букву слева

5.Запиши ответ.

(Ответ: А.)

Алгоритм № 7

1. Напиши слово ПРОГРАММА.

2. Повтори 7 раз пункт 3.

3. Убери первую букву.

4. Убери букву справа.

5. Запиши ответ.

(Ответ: М.)

Алгоритм № 7

1. Напиши слово СКАНЕР.

2. Убери правую букву.

3. Повтори 3 раза пункт 4.

4. Убери первую букву.

5. Запиши ответ.

(Ответ: НЕ.)

Алгоритм № 8

1. Напиши слово КНИГА.

2. Повтори 3 раза пункт 3.

3. Убери вторую букву.

4. Запиши ответ.

(Ответ: КА.)

Алгоритм № 8

1. Напиши слово КОМПЬЮТЕР

2. Повтори 7 раз пункт 3.

3. Убери букву справа.

4. Запиши ответ.

(Ответ: К.)

Алгоритм № 9

1. Напиши слово КЛАВИАТУРА.

2. Повтори 4 раза пункт 3.

3. Убери первую букву.

4. Повтори 5 раз пункт 5.

5. Убери букву справа.

6. Запиши ответ.

(Ответ: И.)

Алгоритм № 9

1. Напиши слово ТЕЛЕГРАФ.

2. Убери 5-ю букву

3. Повтори 3 раза пункт 4.

4. Убери первую букву.

5. Убери 2 буквы справа

6. Запиши ответ.

(Ответ: ЕР.)

Ответ: ИНФОРМАТИКА

Ответ: КИБЕРНЕТИКА


Задание. 2 «Быстрый счет»


Каждый участник должен на калькуляторе посчитать, сколько минут 1). в неделе, 2) в месяце, 3). в квартале, 4). в году? Капитан в Блокноте должен записать полученные результаты и найти их сумму. (10080, 43200, 129600, 388800минут. 518400 )

Задание 3

В окне Блокнота наберите следующие примеры (122+6)*(1З-5)= (121+7)*(10-2)=

(148-84)*(11+5)= (192-128)*(24-8)

Выполните вычисления в программе Калькулятор. Ответы передать капитану для записи суммарного решения (4096). Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ.

Задание 4 «Математика»


Как можно исправить ошибку, не заменяя и не удаляя символов? (По3 варианта решений)

Пример 1

10 < 10

Варианты исправления ошибок:

10 < 100,

10 < 10 + 1,

12 - 10 < 10


Пример 2

8=7

Варианты исправления ошибок:

17 - 8 = 7,

8=7+1


Пример 3

5+2-3=21

Варианты исправления ошибок:

(5 + 2) • 3 = 21,

5+2-3=21-10,

5 + 2 • (3 + 5) == 21


Пример 4

7 * 3 - 5 =16

Варианты исправления ошибок:

7+3+5=16-1

7+ (3*5)= 16+6

(7+3)/5=16-6


Задание 5 «Логика»


Найдите закономерность и вставьте пропущенные слова.

багор

фляга

книга

лоток

пирог

(роса)

(альт)

(аист)

(клад)

(поле)

тесак

жесть

салат

лодка

слеза

гараж

косяк

порог

олимп

рынок

(жаба )

( кожа)

( грот)

(порт )

(роса )

табак

мираж

омлет

катер

осада


Задание 6 «Алфавит» (по 2 человека)

Напишите шесть раз цифру, 2. Каждую вторую цифру замените буквой О.

Первую цифру 2 замените на 14-ю букву алфавита, вторую цифру 2 замените на предыдущую букву алфавита (13-ю). Подумайте и замените последнюю оставшуюся цифру на букву, чтобы получилось всем известное слово. молоко

Задание 7 (по 2 человека)

Поставьте курсор на середину экрана и напишите слово РОБОТ.

Замените вторую букву алфавита двенадцатой, запишите получившееся слово (капитан). Первую букву слова замените буквой, стоящей в алфавите между буквами Х и Ч, запишите получившееся слово (капитан). Первую гласную букву замените на букву У, вторую гласную букву замените на букву А, запишите получившееся слово (капитан). Букву У замените на букву И. Удалите последнюю букву в этом слове, вставьте букву Р между буквами И и К, допишите в конце слова букву, схожую с цифрой 4, запишите получившееся слово (капитан). рокот, цукат, циркач


Задание 8

Конкурс «Картинная галерея». Создайте в графическом редакторе иллюстрацию к одному из текстов.


Осень в лесу

После теплых августовских дней пришел сентябрь. Наступила золотая осень. По опушкам леса растут грибы. Краснеют гроздья рябины. По высокому небу бегут облака.

(И. Соколов-Микитов)


И грустно, и радостно

Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина.

(Н. Сладков)


Осень наступила

В осенний ясный, немножко холодный утром день береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой. Изморозь еще белеет на дне долин, а све­жий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья.

(И. Тургенев)


Удивительный луг

Трава была сочная, ложилась легко. Медовый запах стоял над лугом. Покачивались кругом красные головки клевера, голубели метелки колокольчиков. Желтая бабочка пролетела, часто взмахивая крылышками. Шмель висел над раскрытым цветком, густо гудел, будто возвещал — вот, дескать, как мне хорошо.

А наверху было большое, чистое, торжественное небо. Синь и золото лились из него празднично и изобильно. Косить было весело...

(В. Панова)



Задание для капитанов

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал.

(В. Высоцкий)


Задание 8

2. Конкурс «Спринт» - какая команда быстрее и правильнее наберет следующий текст:

«Если, по-твоему, программа составлена правильно, это еще не значит, что с этим согласится компьютер. Если машина вышла из строя еще до того, как программа стала выдавать результаты, - не унывай - скорее всего, они были бы ошибочными.»




II-ой тур «Зрительский»

1. Очень многие возмущаются замусоренностью русского языка, и в том числе компьютерного языка, словами, техническими терминами иностранного происхождения. Вашему вниманию предлагается русский вариант вычислительных терминов. Вы должны будете дать их английский (компьютерный) вариант.

считало

запоминало

показало

крутило-запоминало

ходило-нажимало

моргало

нажимало

мусорное ведро

парта

рисовало

грызун

пишущая машинка

процессор

память

монитор

диск

оператор

курсор

клавиатура

Корзина

Рабочий стол

графопостроитель

мышь

принтер

2. Теперь, после разминки, перейдем к более серьезным заданиям.

Когда, где и кем была создана первая ЭВМ? Как она называлась? (1945г., в Америке, Мокли и Экерт, ЭНИАК)

3. Когда и кем была создана первая советская ЭВМ? Как она называлась? (1951г., под руководством Лебедева, МЭСМ)

  1. Разминка (5минут)

      • Точное предписание исполнителю на выполнение последовательности действий для решения задачи (алгоритм)

      • Минимальная единица количества информации (бит)

      • Содружество компьютеров (сеть)

      • Небольшой, но незаменимый обитатель компьютерного «зоопарка» (мышь)

      • Устройство управления курсором, часто используемое в играх (джойстик)

      • Структура, в которой необходимо повторить действие заданное число раз (цикл)

      • Устройство вывода информации на бумагу (принтер)

      • Сколько байт в килобайте? (1024)

      • Как называется устройство для чтения и записи на дискеты? (Дисковод)

Подведем итоги.

Если после выполнения всех заданий у команд окажется одинаковое количество баллов, предложим им еще один конкурс.

Дополнительный конкурс

Участники должны поочередно называть термины, из области вычислительной техники. Очко заработает тот, кто назовет наибольшее количество терминов.

Итак, подведем итоги. В нашем конкурсе () проявили глубокие знания в области информатики и вычислительной техники и стали победителем нашей викторины, за что и награждается «пятеркой» и бурными аплодисментами.

Каждый из Вас мечтает иметь дома компьютер, а телевизор есть практически у всех, причем потребление электроэнергии компьютером и телевизором различается незначительно, но польза от последнего для всех в быту и на работе во многих случаях неизмеримо выше (разных безвкусных ток-шоу, мыльных сериалов и т.д.).




Список использованной литературы

Автор и источник заимствования неизвестен.

Задания были составлены самими учителями.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ