Урок "Абсолютная адресация в ЭТ Excel" 10 класс
МБОУ «Майминская СОШ №3 им. В.Ф. Хохолкова» Васильева Е.В., учитель информатики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Майминская средняя общеобразовательная школа №3 им. В.Ф. Хохолкова»
Предмет: Информатика
Тема: "Абсолютная адресация в ЭТ Excel"
Автор: Васильева Елена Вячеславовна,
Учитель информатики, ВКК
Майма, 2014
Предмет: Урок информатики
Класс: 10 класс
Тема: «Абсолютная адресация в ЭТ Excel»
Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в блоке «Электронные таблицы».
Цели по содержанию урока:
Деятельностная - формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Ссылки в электронных таблицах», формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с вводом формул, содержащих разные виды ссылок, решение задач с использованием этих формул.
Содержательная - построение самостоятельной деятельности в решении поставленной задачи на решение задач с помощью электронной таблицы, выявление теоретических основ работы в приложении Excel.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить ранее изученный материал;
познакомиться с абсолютной адресацией ячеек;
узнать, чем отличается абсолютная адресация от относительной;
научиться составлять формулы с применением абсолютной адресации ячеек;
Выработать практическое умение применять формулы с использованием различных видов ссылок в электронных таблицах.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность при работе с персональным компьютером;
Прививать навыки информационной культуры
Формировать логическое и алгоритмическое мышление.
Развивающие:
Развивать самостоятельность и творчество учащихся при индивидуальной работе.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения материала.
Оборудование: проектор и экран, презентация к уроку, карточки с заданиями, электронный тест.
Этапы урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
Л- личностные
П- познавательные
Р- регулятивные
К- коммуникативные
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности
На этом уроке нам предстоит выполнить расчётные задачи, используя электронные таблицы Excel и те знания и умения, которые вы приобрели на предыдущем уроке.
Надеюсь, что вы хорошо усвоили принцип относительной адресации ячеек. В чём он заключается? (2 сл)
Отвечают на вопрос «Адреса ячеек, используемые в формулах, определены относительно места расположения формулы. И при копировании или перемещении формулы относительные адреса меняются».
Самоопроеделение к деятельности – (Л);
- целеполагание - (П);
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
Ответьте на вопросы: (3 сл)
1. Что такое адрес ячейки и из чего он состоит?
2. С чего начинается ввод формулы в ячейку?
3. Что может содержать формула?
4. Как выполнить автозаполнение ячеек?
На прошлом уроке вы рассчитывали стоимость мобильных телефонов со скидкой. Причем, скидка для всех телефонов была разная. (сл. 4) А теперь предположим, что скидка на все телефоны одинаковая и равна 10%. Тогда таблица примет вид (сл.5).
Выполним следующие шаги: (сл. 6-8).
Что же произошло? В первой ячейке правильное значение, во второй - нулевое, в третьей - сообщение об ошибке, а дальше - очень большие числа, которые явно не равны 10% от стоимости телефона. Чтобы разобраться в этой ситуации, надо просмотреть все формулы в столбце С. Для этого можно поочередно активировать ячейки, в строке формул будут появляться формулы, которые и надо анализировать.
Мы же для наглядности установим режим отображения формул (сл.9)
Посмотрите внимательно на формулы! Так как мы использовали относительную адресацию ячеек, то при копировании вниз изменились оба адреса в формуле: изменился адрес ячеек столбца F, в которых находится цена (нам и надо, чтобы этот адрес менялся), но вместе с тем изменился и адрес ячейки С27, в которой ноходится % скидки. В ячейке G31 он стал С28, а в ячейка С28 пустая (ЭТ считает, что в пустой ячейке стоит 0), вот откуда появилось нулевое значение. В ячейке С32 адрес еще увеличился на одну строчку и стал С29. А в этой ячейке находится текст, отсюда и сообщение об ошибке! А дальше пошли ячейки со значениями диагонали телефонов, на которые и умножалась цена, а совсем не на 10%!
При решении ряда задач иногда бывает необходимо при копировании формул сохранить ссылку на конкретную ячейку или область (сделать ее неизменной). В этом случае применяется абсолютная адресация ячеек.
Отвечают устно на поставленные вопросы.
Пытаются выполнить задание на применение нового знания, запланированные для изучения на данном уроке.
Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.
-Мыслительные операции (обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П;
-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;
- выполнение пробного задания – Р;
-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой– К;
3. Постановка учебной задачи.
Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
Давайте определим тему (сл. 10), цель и задачи (сл. 11) этого урока.
Формулируют цели своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться):
познакомиться с новым видом адресации ячеек;
узнать, чем отличается она отличается от относительной;
научиться составлять формулы с её применением;
Выработать практическое умение применять формулы с использованием различных видов ссылок в электронных таблицах.
Предлагают и согласовывают тему урока.
-Самоопределение – Л;
- смыслообразование –Л;
-мыслительные операции –П;
-самостоятельное выделение и формирование цели-П;
-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
Учитель выступает в роли организатора: «Зайдите в справку ЭТ Excel, найдите раздел «Различия между относительными и абсолютными ссылками» и ответы на вопросы: какая ссылка называется абсолютной и как использовать абсолютную ссылку при записи формул.
(сл.12)
Выполняют задание учителя.
Записывают определение и правило записи абсолютного адреса в тетрадь.
Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения.
- смыслообразование –Л;
-мыслительные операции –П;
-поиск и выделение необходимой инф-ции;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К.
5.Первоначальное закрепление.
Усвоить учащимися новый способ действия.
Учитель выступает в роли организатора.
Обращает внимание на правило записи формул с использованием абсолютной ссылки (сл.13).
Демонстрирует эталон решения (сл. 14-15)
Решают типовое задание на новый способ действия
"Моб.телефоны"
Сверяют этапы решения с эталоном.
-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;
Построение логической цепи рассуждений и доказательств - К
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.
Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия "Принтеры", "Транспортные расходы". Организовывает взаимопроверку учебных решений по эталону. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность).
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Выполняют взаимопроверку и оценивают результаты в освоении нового способа действия.
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
7. Включение в систему знаний и повторения
Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы для подготовки к изучению следующих разделов.
Организует выполнение задания в котором новый способ действий связан с ранее изученными
Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. «Рост», Товары»
Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р.
8. Рефлексия деятельности
Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий
Организует рефлексию через электронный тест (система MyTest X).
Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? (сл. 16)
Выполняют тест.
Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия.
Намечают цели дальнейшей деятельности.
Рефлексия способов и условий действий – П;
-контроль и оценка способов своей деятельности –Р.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ