Разработка урока «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов» 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
"АЛГОРИТМ - МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ АЛГОРИТМОВ"
подготовила
учитель информатики
Салифова Татьяна Васильевна
г. Екатеринбург, 2014 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Класс
7 класс
Раздел программы
Алгоритмика
Тема
«Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов»
Тип урока
комбинированный
Оборудование
Компьютер на каждого учащегося, мультимедиа проектор и экран.
Базовый учебник
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Методическая служба издательства БИНОМ: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Л.Л. Босова Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, М., БИНОМ, 2009г
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М., Лаборатория базовых знаний, 2007г.
Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М., Лаборатория базовых знаний, 2007г.
Методические материалы к программе HotPotatoes 6 http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php
8. Цель урока: создание условий для формирования у учащихся УУД:
Личностных:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Метапредметных:
умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, индуктивное умозаключение и делать выводы;
развитие информационной культуры.
Предметных:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: исполнитель (формальный, неформальный), система команд исполнителя (СКИ);
формирование представления о среде программирования КуМир и формальном исполнителе "Черепашка", его системе команд;
формирование умения составлять алгоритм действий исполнителя.
9.Задачи:
Обучающие:
актуализация понятий: алгоритм, свойства алгоритма, алгоритмические структуры;
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес, коммуникативную культуру, учебно-познавательную компетенцию;
Воспитательные:
формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
10. Формы работы учащихся: учебно-познавательная, индивидуальная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент урока 1 мин
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Ученики внимательно слушают учителя. Готовят всё необходимое для урока.
Актуализация знаний учащихся - 7 мин.
Ребята, для того чтобы перейти к определению темы урока и изучению материала предлагаю решить небольшой кроссворд. (2 слайд)
Кроссворд - приложение№1
Ученики выполняют задание.
Объяснение нового материала - 15 мин.
Решив предложенный кроссворд и вспомнив из курса 6 класса основные понятия из раздела "Алгоритмика", думаю сможем ответить на вопрос: о чём будем говорить на уроке? Да, ребята, правильно: тема урока "Алгоритм - модель деятельности исполнителя" (3 слайд)
Давайте попробуем ответить на вопросы:
Кто или что может выполнять алгоритм?
Как можно назвать объект, который выполняет алгоритм?
Все ли команды может выполнить исполнитель?
Возьмите тетради и запишите в них ответы расположив их в таблицу:
предполагаю
точно знаю
правильный ответ
(4 слайд)
Алгоритмы и исполнители, Исполнители алгоритмов
Ребята в тетрадях записывают ответы в те ячейки таблицы, которые соответствуют их знаниям.
А теперь давайте посмотрим кто такие исполнители что они могут делать. Все определения, пожалуйста, записывайте в тетрадь. (5 слайд) Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство) способный выполнять определённый набор команд.
(6 слайд) Исполнители могут быть формальные и неформальные. Неформальный исполнитель отвечает за себя сам, формальным исполнителем руководит управляющий им объект.
Неформальный исполнитель не всегда может выполнять одни и те же команды совершенно одинаково.
(7 слайд - 12 слайд) Формальный исполнитель всегда одинаково выполняет одну и ту же команду. Для каждого формального исполнителя можно указать:
круг решаемых задач;
среду;
систему команд;
систему отказов;
режимы работы.
(13 слайд) Может ли быть формальный исполнитель самостоятельным?
Правильно. Формальный исполнитель подчиняется написанному алгоритму.
А кто пишет исполнителю алгоритмы?
Да, это некий объект, который им управляет - управляющий объект, а исполнитель ?...
Молодцы!
Таким образом, можно построить схему управления
Ребята, в ходе беседы с учителем, записывают необходимые по теме определения понятий и дополняют таблицу.
Формальный исполнитель не может быть самостоятельным, т.к. его действия прописаны в алгоритме.
Человек, тот кто им управляет
Объект, которым управляют
п управляющий объект управляемый объект
управляющее воздействие
А что такое "управляющее воздействие"?
Правильно. Такой алгоритм называют программой. Программа - это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.
Это написанный для исполнителя алгоритм
Практическая работа - 15 мин.
(14 слайд) Давайте на практической работе попробуем отработать эту схему. Мы с вами будем управляющим объектом, Исполнитель Черепашка (система программирования КуМир) - управляемым объектом. Наша задача создать управляющее воздействие, т.е. написать программу результатом которой будет рисунок со слайда.
Результат показать учителю
И ответить на вопросы теста. Приложение №2
Ребята выполняют практическую работу
Домашнее задание - 2 мин
Записывает домашнее задание на доске, мотивируя на успешное выполнение этого задания.
Учебник § 3.1 читать, отвечать на вопросы
РТ № 3-5, стр. 86-88
Приложение №1
Кроссворд составлен в программе HotPotatoes 6
Приложение №2
Форма анкеты составлена через документы Google
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ